Техника речи и её составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:19, реферат

Краткое описание

Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь, прежде всего, должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного
(звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения — дикции. И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения, а именно, нормам русского литературного языка.

Содержание

Введение………………………..………………………………………………….…3
1. Основные разделы техники речи……………………………………………….4
2. Техника речи. Дикция…………….……………………………………..……..10
3. Дыхание и голос………………………......……………......................…..…....12
Заключение………………………………………………………………..………...15
Список использованных источников…………………...……………..……….….16

Вложенные файлы: 1 файл

Политология реферат.docx

— 46.87 Кб (Скачать файл)

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внут­ри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю — уежьжьяю, при­езжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи — вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ']: счастье — щястье, счет — щёт, заказчик — закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь — дьверь, две — дьве, двенадцать — дьвенадцать, движение — дьвижение, четверг — четьверг, твердый — тьвердый, ветви — ветьви, но двойка, двор, подвода.

В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».

В словах обыкновенный, величественный, особеННый и других произносятся два «Н».

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо — СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный — естественный, величественный — величесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.

 

 

 

  1. Техника речи. Дикция

 

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью). [5]

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.

·        И - Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 – 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.

·      Э - Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.

·        А - Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.

·        О - Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.

·            У - Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.

·        Ы - Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).

Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю состоят из согласного звука [Й] и гласных звуков [Э], [А], [О], [У].

Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.

Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.

 

 

 

 

3. Дыхание и Голос

 

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

    Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение  звуков, слов и фраз зависит  от работы речевого аппарата  и правильного дыхания.

    Приступая к  занятиям по развитию дыхания, необходимо ознакомиться с анатомией, физиологией и гигиеной дыхательно-голосового  аппарата, с существующими типами  дыхания.

Следует помнить, что смешанно-диафрагма-тический тип дыхания наиболее целесообразен и практически полезен.

    На индивидуальных  занятиях с педагогом учащимся  желательно выполнять комплекс  упражнений по дыхательной гимнастике.

    Существует неразрывная  связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос  – очень важное качество устной  речи, особенно учителя.

Воспитать, поставить голос – это означает развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой – объем, силу и звучность голоса.

Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов.

    Резонаторы являются  усилителями звука. К резонаторам  относятся: нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха.

При низком звучании голоса можно ощутить его вибрацию и в полости грудной клетки. [5]

В случае неправильного пользования голосом получается искусственное звучание его. Например: «горловой» оттенок голоса является результатом неверного посыла звука. Причина такого явления – зажатость глотки.

    Может быть, что  человек говорит «ниже» чем  это соответствует природе его  голосовых данных. Тогда голос  получается сдавленным, лишенным  звучности.

Привычка говорить не «своим» голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно установить нормальное положение голосового аппарата.

Для того, чтобы научиться проверять работу резонаторов, необходимо проделывать различные упражнения.

Например:

Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:

МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.

Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких к высоким (в пределах возможностей) и, наоборот, от высоких нот к низким.

Это упражнение рекомендуется выполнять с инструментом, не пропуская нот.

   Все упражнения  по голосу и дыханию способствуют  развитию природных голосовых  данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.[5]

Упражнение:

 Выбрать стихотворение  со строкой среднего размера, например, «Белеет парус одинокий»  или «Люблю грозу в начале  мая».

Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д.

Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

Занимаясь голосом, необходимо

1.      Не переутомлять  голосовой аппарат.

2.      В обычной  речи не кричать.

3.      Не откашливаться, если «першит» в горле.

4.      Не употреблять  очень горячих и очень холодных  напитков.

5.      При малейшем  недомогании обращаться к врачу.

Полученные во время занятий навыки правильного дыхания и голосообразования должны все время использоваться студентами в работе над текстом.

 

Заключение

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а так же может препятствовать ей. Например, журналист с писклявым тонким голосом или видный политический деятель с резким, гнусавым произношением. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.

Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Калмыкова И.Р. Техника речи
  2. Киселёв Е.А. Основы общей риторики. М., 2004г.
  3. Никольская С. Т. Техника речи. Учебник. М.: Норма., 2006
  4. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Учебник для вузов. М., 2006 г.
  5. Харитонов В. Техника речи

 

 

 


Информация о работе Техника речи и её составляющие