Производство молочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе метода анализа и изучения специальной литературы наметить мероприятия по повышению эффективности отрасли животноводства.
Задачи анализа:
- объективно оценить, какими материальными, земельными и финансовыми ресурсами располагает предприятие, насколько полно и эффективно они используются для выполнения производственной программы;
- показать как анализируемое предприятие выполняет планы производства и реализации продукции;
- всесторонне выявлять возможности увеличения качества продукции, роста производительности труда и производства, достижений НТП в технологии получения высокой продуктивности животных.

Содержание

Введение
1. Обзор литературы
2. Анализ экономической деятельности
2.1. Специализация и интенсификация производства в хозяйстве
2.2. Обеспеченность трудовыми ресурсами и их использование в хозяйстве
2.3. Рентабельность производства
3. Современное состояние организации производства молока
3.1. Размеры отрасли, ферм, их специализация
3.2. Производство и реализация молока
3.3. Состояние кормовой базы
3.4. Современная технология и организация основных рабочих процессов в животноводстве
3.5. Организация и оплата труда
3.6. Экономическая эффективность производства продукции животноводства
4. Резервы и пути повышения эффективности отрасли животноводства
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

 

 Еще одна проблема  российского молочного животноводства - это сезонность производства  молока. Корни сезон­ности опять-таки лежат в плановой экономике. В Советском Союзе важно было произвести объем молока в соответствии с планом по закупкам, который, в свою очередь, был призван обеспечить уровень потребления молока и молочных продуктов, предусмотренный медицински обоснованными нормами. Цена на молоко в течение всего года оставалась неизменной (около 365 руб/т), и колхозам и совхозам было выгодно производить основной объем молока летом при минимальных затратах. И возвращаясь к тому, что в советской плановой экономике молочные коровы являлись также мясным ресурсом, замечу, что все предприятия имели жесткий план по количеству коров.

 

 Понятно, что, имея большое  стадо, не обеспеченное кормами, колхозы и совхозы давали «большое  молоко» летом, предприятия перерабатывали  это «большое молоко» также  летом на сыр, масло, сухие продукты, все это закладывалось в закрома  Родины и использовалось в  течение года.

 

 Традиционно сложившаяся  сезонность молока меняется очень  медленно. Однако за последние 7 лет  в России произошли существенные  позитивные изменения в сторону  сглаживания сезонности. А именно, сезонность производства молока  в рыночных условиях обусловливает  значительные ценовые колебания  в течение года. Нет ни одной  другой развитой страны в мире, где бы цены на молоко отличались  в зависимости от сезона в 2-3 раза. Еще 3 года тому назад в  Волго-Вятском регионе цена на сырое молоко в июне опускалась до 2 руб. 80 коп. за 1 кг. Конечно, в таких условиях обеспечивать рентабельность молочного животноводства невозможно. И вина за разорение хозяйств лежит не на молочныx заводах, которые опускают цены в летний период до минимума, а на тех менеджерах в сельхозпредприятиях, которые до сих пор не могут осознать, что этим процессом можно управлять. (8)

 

 В идеале соотношение  предложения в июле и ноябре  должно быть 1 :1. Более того, в осенне-зимний период предложение должно быть выше, так как в этот период наблюдается рост спроса на молоко и молочные про­дукты на 5-7% по сравнению с летом. Однако только в Ленинградской, Московской областях, частично в Краснодарском крае и Татарстане эти показатели несколько снивелированы, в остальных регионах, прежде всего в Центральном Черноземье, Средней Волге, Западной и Восточной Сибири, до сих пор сезонность достигает соотношения 3: 1, 4:1. В ряде областей она составляет 6: 1. Понятно, что в таких условиях благоприятная для развития молочного животноводства ситуация абсолютно невозможна. Это регионы, где данная отрасль сельского хозяйства просто деградирует.

 

 Понятно, что в отсутствие  сезонности хозяйства имеют возможность  получать в течение года фиксированную  цену за поставляемое молоко. Фиксированная цена это возможность  планировать деятельность, заключать  более долгосрочные контракты  с переработчиками молока, это  возможность управлять экономическими процессами в молочном животноводстве, что абсолютно исключено при сезонности 6:1.

 

 Известно, что сезонность  производства молока – процесс  управляемый. Корова - физиологически  полицикличное животное, организовать  круглогодичное воспроизводство  в стаде - прерогатива зоотехников, ветврачей, осеменаторов. Здесь не требуется привлечения дополнительных затрат. Это вопрос квалификации специалистов и менеджмента в молочном животноводстве.

 

 Понятно, что организация  круглогодичного воспроизводства  влечет за собой и организацию  в течение всего года надлежащего  полноценного кормления животных. Это, конечно, затратная часть, требующая  привлечения соответствующих материальных  ресурсов и технического переоснащения. Но главное, что эта проблематика  пока еще не стала достоянием  умов управленцев всех уровней. До сих пор главными виновниками  снижения цен на сырое молоко  в летний период считают молочные  заводы, до сих пор имеет место  противостояние производителей  и переработчиков молока.(10)

 

 Сегодня идет жесткий  спрос со всех регионов, отчитываются  министры, губернаторы. И власть  стала вникать в проблемы молочного  животноводства, начала понимать, что  это не только вопрос привлечения  финансовых средств, это вопрос  изменения менеджмента. Молочное  животноводство становится объектом  инвестиций, иногда это делается  вынужденно - объекты сельского хозяйства  прикрепляются к успешному бизнесу, но и непосредственно молочное  животноводство становится объектом бизнеса, растет число заводов, перерабатывающих 100 % сырья, получаемого из собственных хозяйств.

 

 Все изменения сложившихся  форм отношений между производителями  и переработчиками молока направлены  на повышение эффективности менеджмента  молочного животноводства. И этому  есть подтверждение. За последние 1 О лет в России впервые мы в январе-апреле 2006 г. получили 3-3,5 % прироста производства молока, и несколько стабилизировалась численность поголовья стада молочных коров.

 

 Рассмотрим, наконец, важнейший  фактор, влияющий на развитие  молочного животноводства и переработки  моло­ка в стране.

 

 Уровень потребления  в России молока и молочных  продуктов в расчете на 1 человека  сократился более чем на 70 % по  сравнению с 1990 г., т. е. с периодом, когда в стране была плановая  экономика. Тогдашней партией власти  ставилась задача довести уровень  потребления молока и молочных  продуктов до медицински обоснованной нормы - 370-390 кг. И практически к 1990 г. он приблизился к этой отметке. И Россия, и в целом Советский Союз относились к числу стран, где уровень душевого потребления молока и молочных продуктов был одним из самых высоких. В 2000 г. этот показатель упал до уровня 21О кг. В последующие годы наблюдается устойчивый рост душевого потребления, но темпы роста не могли восполнить потери предыдущих 1О лет. Сегодня показатель годового душевого потребления составляет 240 кг. Первая причина этого явления очевидна - падение реальной покупательной способности, т.е. возможности населения оплатить из своей потребительской корзины долю расходов на молоко и молочные продукты. Но это слишком простое объяснение. Например, в Москве, где уровень доходов населения достаточно высок, душевое потребление молочных продуктов составляет всего лишь 300 кг в год. Это гораздо меньше, чем, например, в Прибалтике и Белоруссии, или в национальных республиках Российской Федерации между Волгой и Уралом. Таким образом, прямой связи между уровнем доходов населения и уровнем потребления молочных продуктов не прослеживается. Это говорит о том, что за последние 15 лет произошло в том числе и замещение молока и молочных продуктов в рационе россиян другими продуктами, которым покупатель, даже имея средства, отдает предпочтение. И здесь есть над чем задуматься всему молочному сообществу, которое внесло свою лепту в этот негативный процесс, дискутируя и в специальных изданиях, и а средствах массовой информации на тему полезности, например , «живого» молока или йогуртов и «неживого», «порошкового» и «непорошкового», животного масла, которое «содержит холестерин», и др. В результате потребитель негативно начал относиться ко всему молочному. (9)

 

 

 В молочной промышленности  России продолжается процесс  концентрации производства. Это  значит, что крупные предприятия  укрупняются, а мелкие - разоряются. Уточним: крупными предприятиями  в России мы называем заводы, перерабатывающие более 50 тыс. т  молока в год, средними - 20-50 тыс. т, мелкими - менее 20 тыс. т в год. Крупных  предприятий сегодня насчитывается 53, на их долю приходится 54 % объема  всей выпускаемой молочной продукции, остальное - на долю 30 средних (5,3 %) и 1744 мелких (40,6 %) предприятий. Но Россия - страна большая, и мелкотоварное производство в ней будет присутствовать всегда, другое дело - какова будет его эффективность. Небольшие по мощности заводы будут присутствовать в неурбанизированных зонах. В высокоурбанизированных зонах останутся только крупные предприятия.

 

 Самым крупным из  игроков (по оценкам РСПМО) на  молочном рынке России является  компания «Вимм-6илль-Данн», за ней  идет «Юнимилк», на третье место с приростом более 30 % к 2004 г. вышла "Данон Индустрия" (она имеет две производственные площадки в России), на четвертой позиции группа «Нутритек» , далее «Татарстан Сэтэ», которая сокращает объемы продаж, и, наконец, вновь появившаяся и быстрорастущая компания «Молинвест» (на базе Воронежского молочного комбината и приобретенных ею двух заводов в Воронежской и Самарской областях), объем продаж которой вырос на 30 %. Это самые крупные консоли­дированные игроки на рынке молочных продуктов России.(7)

 

 Прогноз производства  и потребления молока и молочных  продуктов в мире и России  в изменяющихся условиях имеет  положительную тенденцию.

 

 В начале июня в  Таллине проходила конференция дилеров, маркетологов стран Европейского Союза, связанных с молочным бизнесом. И практически каждый докладчик, говоря о перспективах развития рынка молочных продуктов, отмечал, что перспективы лежат в Юга-Восточной Азии. В качестве транзитного пути реализации этих перспектив рассматривается в том числе и Россия. На самом деле именно Россия станет со временем - в ближайшие 5-7 лет - такой территорией, где будет организовано и производство молока, и экспортно-ориентированная (как на Запад, так и на Восток) молочная индустрия.

 

 Из 20 крупнейших мировых  молочных компаний меньшая часть  стала участниками российского  молочного рынка. Однако интерес  к организации молочного бизнеса  в России проявляет все большее  число этих игроков.

 

 Таким образом, используя  существующие возможности привлечения  ресурсов мощного молочного сообщества, Pocсия сможет реализовать свой экспортно - ориентированный потенциал. Но только создавая условия для привлечения инвестиций, она сможет это сделать в более короткие сроки.

 

 В России существуют  не только внешние, но и внутренние  проблемы повышения объёмов производства  молока в животноводстве:

 

1) Уменьшение объемов производства, связанное с продолжающимся сокращением  поголовья коров. Только с 2002 по 2006 год численность коров в хозяйствах  всех категорий сократилась с 11753 до 9530 тыс. голов. По оперативным  данным МСХ РФ на 10.09.07 поголовье  коров в сельскохозяйственных  организациях России снизилось  до 3738 тыс. гол. Несмотря на продолжающийся  рост продуктивности коров, суточное  производство составило 98,8% к уровню  прошлого года.

 

2) Высокие темпы увеличения  платежеспособного спроса на  молоко и молочные продукты, связанные  с общим ростом экономики России, на фоне стагнации объемов  производства усиливают зависимость  молочного рынка от импорта.

 

3) Важным фактором является  повышение цен на ресурсы, необходимые  для производства молока. Во-первых, в связи с нарушением севооборотов  и неблагоприятными погодными  условиями в 2007 г. получен низкий  урожай масличных культур, Т.е. на  рынке возник дефицит шрота  и жмыха, являющихся важными компонентами  комбикорма. Помимо этого, в России  также появился повышенный интерес  к биотопливу. Целый ряд зарубежных компаний планирует построить перерабатывающие заводы в южных регионах России, что приводит к дефициту масличных культур. Во-вторых, продолжается быстрый рост цен на ГСМ, электроэнергию, минеральные удобрения.

 

4) Увеличение цен на  комбикорма. Помимо мировых тенденций  и более низкого, по сравнению  с прошлым годом, урожая, в России  сыграл свою роль Приоритетный  национальный проект «Развитие  АПК». Во-первых, развитие Проекта привело к ускорению роста интенсивных отраслей животноводства: свиноводства и птицеводства, что способствовало росту спроса на зернофураж в России, и соответственно привело к удорожанию комбикорма для коров. 3а семь месяцев 2007 года объемы производства мяса в России увеличились на 15,3% к соответствующему периоду 2005 года, тогда как нацпроектом был запланирован рост лишь на 7%. Во-вторых, рост продуктивности коров и ускорившийся связи с реализацией Проекта процесс концентрации поголовья на комплексах ведет к увеличению доли концентрированных кормов в рационах коров, т.е. дополнительному росту спроса на комбикорм, соответственно на зернофураж, жмых, шрот и другие компоненты комбикорма.

 

5) Серьезной проблемой  для России явилась переориентация  Беларуси на западные рынки. С  октября 2006 года, впервые за 5 лет  она начала экспорт в западные  страны. Соответственно, сокращается  экспорт в Россию, так как цена  в странах Европы на сухое  молоко выше, чем в России. Поэтому  российские переработчики были  вынуждены закупать сырье на 15-20% дороже, что вызвало рост цен  на конечную продукцию.

 

 Таким образом, можно  сделать следующие выводы:

 

1. Производство молока  является перспективным направлением  аграрного бизнеса. Уменьшение запасов  сухого молока в мире и его  удорожание заставляют переработчиков  искать иные источники сырья. Поэтому инвестиции в развитие  производства качественного молока  будут иметь достаточно высокий  уровень доходности.

 

2. Растет эффективность  собственного кормопроизводства (высококачественные  объемистые корма, зерносенаж и зернофураж методом плющения). Мировые и внутрироссийские тенденции удорожания кормов помогут крупным хозяйствам с собственной кормовой базой уменьшать издержки и извлекать большую прибыль. (6)

 

 Решить проблему повышения  объёмов производства молока  в животноводстве без помощи  государства в ближайшие годы  невозможно. Нужны государственные  и региональные программы (и что  важно) следует решить проблемы  привлечения высококвалифицированных  кадров для ведения молочного  животноводства на современном  уровне. Главное внимание должно  быть обращено на совершенствование  работы крупных молочно – товарных  ферм сельскохозяйственных организаций, на которых возможно внедрение  современных технологий получения  молока, обеспечивающих увеличение  его объёмов, повышение его качества, снижения себестоимости, что является  определённым в рыночных условиях  хозяйствования. Следует иметь ввиду, что сельскохозяйственные организации остаются в настоящее время основными поставщиками молока для предприятий молочной отрасли.

 

 Всем нужно понять, что обеспечение населения продуктами  собственного производства - это  важнейшая задача для нашей  страны, а импорт продовольствия - дело дорогое и неперспективное. Нам необходимо быстрыми темпами  развивать отечественное животноводство  и добиться уровня развитых  стран.(10)

 

2.Анализ экономической  деятельности предприятия

 

 

 Хозяйство СПК «Русь»  расположено в Шекснинском районе  Вологодской области. На расстоянии 85км расположен областной центр  – город Вологда, а на расстоянии 47км – город Череповец. В 12км  от хозяйства находится районный  центр посёлок Шексна. В 2км расположен  населённый пункт село Чаромское. На расстоянии 1км от животноводческих объектов находится дорога местного значения Шексна- Сизьма. Животноводческие фермы расположены с подветренной стороны от поселения. Они ограждены железным забором и зелёной изгородью, состоящей из деревьев и кустарников. При въезде на территорию фермы расположен дезинфекционный барьер. На территории хозяйства находятся два коровника для дойного стада с привязным содержанием и выгульными площадками, животноводческое помещение, где содержатся нетели беспривязно, родильное отделение. Кроме того имеются 2 телятника – с привязным и беспривязным содержанием.

Информация о работе Производство молочной продукции