АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 00:02, дипломная работа

Краткое описание

Ключевые слова: адекватность, адекватное поведение, молодежь, студенчество, адекватное поведение молодежи, конформное поведение, система норм и ценностей молодежи, социальные ожидания, эмпирическое исследование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического исследования адекватного поведения молодежи………………………9
1.1. Интерпретация категории «адекватное поведение» в научных концепциях………………………………………………………………..9
1.2. Методологические основы изучения адекватного поведения в социологии………………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение адекватного поведения студенческой молодежи………………………………………………..………………27
2.1. Адекватное поведение молодежи как предмет социологического исследования……………………………………………………………….27
2.2. Поведенческие установки адекватности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования ………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………….49
Список литературы……….……………………………………………….56

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)


 

АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Дипломная работа

 


РЕФЕРАТ

 

Адекватное поведение современной студенческой молодежи / Ключевые слова: адекватность, адекватное поведение, молодежь, студенчество, адекватное поведение молодежи, конформное поведение, система норм и ценностей молодежи, социальные ожидания, эмпирическое исследование.

Объектом исследования является социальное поведение молодежи.

Предметом исследования выступают социологические аспекты системы адекватных действий и отношений молодежи, определяющих соответствие ожиданий притязаниям ролей других.

Цель дипломного исследования – социологический анализ феномена «адекватного поведения молодежи» в фокусе теорий социального поведения.

Поставленной целью исследования определяются следующие задачи:

1.                      рассмотреть теоретические подходы к понятию «адекватность» в философии и психологии;

2.                      проанализировать адекватное поведение в социологии через призму теорий социального поведения, социального действия и теорий социальной коммуникации;

3.                      рассмотреть  особенности адекватного поведения современной молодежи;

4.                      выявить особенности формирования и реализации адекватного поведения студенческой молодежи на основе эмпирического исследования.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………..4

 

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического исследования адекватного поведения молодежи………………………9

 

1.1. Интерпретация категории «адекватное поведение» в научных концепциях………………………………………………………………..9

 

1.2. Методологические основы изучения адекватного поведения в социологии………………………………………………………………..15

 

Глава 2. Эмпирическое изучение адекватного поведения студенческой молодежи………………………………………………..………………27

 

2.1. Адекватное поведение молодежи как предмет социологического исследования……………………………………………………………….27

 

2.2. Поведенческие установки адекватности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования …………………………………    36

 

Заключение……………………………………………………………….49

 

Список литературы……….……………………………………………….56

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в данной работе проблема не случайно стала предметом социологического изучения. Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни социума во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.

В пространстве жизнедеятельности молодежи, на ряду, со сложившейся системой мировосприятия норм и ценностей, отсутствует шаблонность мышления, вследствие чего и поведения. Тем не менее, в условиях деформации социальной и культурной сферы, динамичного процесса социализации, молодежь не всегда четко интерпретирует грань адекватности своего поведения.

Феномен «адекватности» в социологической интерпретации трактуется как одна из форм социального поведения личности, отклонение от которого ставит в противовес адекватному поведению девиацию. Данная ситуация обусловлена тем, что адекватность ролевого поведения молодежи зависит от того, насколько высоко соответствие ожиданий притязаниям ролей других членов социальной группы.

Формирование мировосприятия и менталитета современной молодежи сопровождается необходимостью принятия решений и осуществления выбора: дальнейшего образования, профессии, друзей, идеалов, образа жизни, формирования собственного взгляда на мир и поиска своего места в нем. Именно в это время у молодежи происходит рациональное осознание своей социальной значимости и собственно понимание сущности феномена адекватности.

Говоря о степени научной разработанности проблемы, затрагиваемой в работе, следует отметить, что она нашла немалый научный интерес у отечественных и зарубежных ученых.

Так, в контексте теорий социального поведения и отклонения от него данную проблему изучали М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Блумер и другие [14; 30;7].

Так, согласно М. Веберу, социальное действие включает в себя два момента: а) субъективную мотивацию индивида; б) ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное [14].

Э. Дюркгейма отмечает, что по причине постоянного изменения социальных норм в обществе социальное поведение индивида находится в состоянии девиации [30].

К. Шоу и Г. Маккей так же придерживаются мнения, что девиации возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми [25]. 

Г. Блюмер убежден, что интеракция людей осуществляется на основе убеждений о реакции других [7].

Природу социального поведения Ч. Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах, на основе социальных чувств, установок, моральных норм [57].

Согласно З. Фрейду причинами ассоциального поведения являются внутриличностные конфликты сознательного и бессознательного [58].

Р. Мертон выделил пять типов поведения личности, в основе которых лежит отношение личности в своем поведении и средствам [53].

Таким образом, в социологии «адекватное поведение» понимается в контексте социального поведения личности. Не смотря на различные трактовки феномена социального поведения личности, социологической особенностью его понимания выступает соотнесение действий человека со сложившейся в социуме системой норм и ценностей.

Цель дипломного исследования – социологический анализ феномена «адекватного поведения молодежи» в фокусе теорий социального поведения.

Поставленной целью исследования определяются следующие задачи:

1.                  рассмотреть теоретические подходы к понятию «адекватность» в философии и психологии;

2.                  проанализировать адекватное поведение в социологии через призму теорий социального поведения, социального действия и теорий социальной коммуникации;

3.                  рассмотреть  особенности адекватного поведения современной молодежи;

4.                  выявить особенности формирования и реализации адекватного поведения студенческой молодежи на основе эмпирического исследования.

Объектом исследования является социальное поведение молодежи.

Предметом исследования выступают социологические аспекты системы адекватных действий и отношений молодежи, определяющих соответствие ожиданий притязаниям ролей других.

Гипотеза исследования: адекватность поведения молодежи представляет собой категорию социологического знания, которая интерпретация которого носит субъективный характер в контексте конкретной ситуации.

Теоретико-методологическая основа исследования. Междисциплинарный характер исследования повлиял на формирование его теоретической и методологической базы. В работе использованы принципы объективности, социологического и психологического подходов к анализу исследуемого явления, единства логического и исторического.

Эмпирическую базу исследования составило авторское эмпирическое исследование, проведенное в апреле 2012г. на базе ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса».

В исследовании использовался метод раздаточного анкетирования, выборочная совокупность составила 256 человек. При обработке данных применялся пакет программного обеспечения SPSS 15.0 for WINDOWS.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в создании обобщающих работ по основам социологии, а так же по социологии молодежи.

Полученные результаты могут быть использованы в научно-исследовательских разработках схожей тематики.

Положения, выносимые на защиту:

1.                  Адекватное поведение представляет собой систему действий и отношений, соотнесенную реальности. В данном случае синонимом адекватности выступает «нормальность», то есть отсутствие отклонения. Большой области адекватного поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Поведение является адекватным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение адекватным, аномальным или нарушенным.

2.                  В социологической интерпретации «адекватное поведение» интерпретируется как одна из форм социального поведения личности, проблематика которого нашла отражение во многих социологических концепциях. Не смотря на различные трактовки феномена социального поведения личности, социологической особенностью его понимания выступает соотнесение действий и отношений человека с ожиданиями других членов социальной группы в контексте сложившейся в ней системы норм и ценностей.

3.                  Адекватность поведения молодежи, как поведение, отражающее и соответствующее системе норм и ценностей данной социальной группы в понимании другими ее субъектами, целесообразно исследовать в фокусе следующих понятий: социальное самочувствие и идентификация, ценностные приоритеты и нормы, типы поведения. Изучение социального самочувствия и социальной идентификации имеет первоочередную эмпирическую актуальность, так как социальная и социально-психологическая адаптация к социокультурным и экономическим изменениям вызывает корреляцию критериев адекватности. Ценностные приоритеты и нормы выступают призмой отражения адекватности поведения молодежи в понимании его другим представителем социальной группы

4.                  Представители старшего поколения имеют собственный социальный опыт, который уже сформировался в пласт социальных стереотипов, молодые люди включаются в новую складывающуюся социальную студенческую реальность без такой базы. Но мобильность и гибкость социального поведения, креативность и нешаблонность мышления позволяют студенческой молодежи сформировать механизм макросоциализации, который способен формировать перспективные модели социального действия, нивелировать неэффективные и подавлять асоциальные поведенческие акты. Молодые люди поставлены в условия, требующие от них самостоятельного выбора моделей поведения, в рамках которой синтезируется представление об адекватности поведения.

5.                  Адекватность поведения молодежи зависит от соответствия ожиданий притязаниям ролей других членов социальной группы. В качестве основных видов адекватного поведения студенческая молодежь предпочитает конформное и синтонное поведение.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.


Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

1.1. Интерпретация категории «адекватное поведение» в научных концепциях

Эпитет «адекватный» в последнее время стал особенно популярен. Он активно используется как в повседневном общении, так при деловых встречах.

Для корректного использования термина необходимо обратится к концептуальным основам его интерпретации.

Каждое направление социально-гуманитарного знания предлагает свою трактовку «адекватности». Приведем примеры некоторых из них.

Адекватный (от лат. аdaequatus – приравненный, равный), точно соответствующий чему-либо, совпадающий с чем-либо[5].

Адекватность – соответствие или сходство отображения (образа, знания) оригиналу, благодаря чему они имеют характер объективных истин [6].

Адекватность - соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей [13, с.8].

«Адекватность» выступает предметом исследования многих наук как естественно-научного, так и социально-гуманитарного знания.

Для интерпретации адекватности в математике призвана адекватика, которая устраняет накопившиеся противоречия в трактовках межпредметных понятий, унифицирует, объективирует их семантику.

Адекватность разработанных математических или имитационных моделей используется для описания разнообразных процессов и явлений, имеющих место в условиях эксперимента, определяется путем сравнения расчетных значений параметров процесса с аналогичными значениями параметров, измеренных в процессе эксперимента.

В медицине адекватность выступает синонимом правильности: адекватное лечение интерпретируется как соответствующее поставленному диагнозу [40].

В информатике адекватность – это уровень соответствия образа, создаваемого с помощью информации, реальному объекту, процессу, явлению. От степени адекватности информации зависит правильность принятия решения.

Адекватность может выражаться в трех формах: синтаксической, семантической и прагматической [31, с.16].

Синтаксическая адекватность отображает формально-структурные характеристики информации, не затрагивая ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость ее передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т. д. Информацию, рассматриваемую с таких позиций, обычно называют данными.

Информация о работе АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ