Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 00:02, дипломная работа
Ключевые слова: адекватность, адекватное поведение, молодежь, студенчество, адекватное поведение молодежи, конформное поведение, система норм и ценностей молодежи, социальные ожидания, эмпирическое исследование.
Введение…………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического исследования адекватного поведения молодежи………………………9
1.1. Интерпретация категории «адекватное поведение» в научных концепциях………………………………………………………………..9
1.2. Методологические основы изучения адекватного поведения в социологии………………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение адекватного поведения студенческой молодежи………………………………………………..………………27
2.1. Адекватное поведение молодежи как предмет социологического исследования……………………………………………………………….27
2.2. Поведенческие установки адекватности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования ………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………….49
Список литературы……….……………………………………………….56
Главная ценность конформного поведения – это чувство общности с социальной средой. Будь то родная деревня, нация, класс или просто круг знакомых, именно социальная группа является для такой личности источником нравственных норм и представлений. Если в окружении укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает прекрасно воспитанным. Может быть, даже с излишней строгостью.
Конформное поведение - соглашательское, бездумное поведение, стандарт поведения в группах, в которых ответственность распылена. «Я согласен. Я - как все!» Для конформного поведения характерно шаблонное мышление, нулевая позиция восприятия. В основе конформного поведения обычно лежит страх и отсутствие привычки думать самостоятельно.
Ответственное поведение - поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.
Ответственное поведение определяется как действия, которые направлены на благо других и за которые не предусматривается каких-либо внешних вознаграждений. Оно относится к категории просоциального поведения, которое охватывает все положительные формы социальных действий, имеющие своей целью пользу или выгоду других. Помогающее поведение включает в себя такие действия, как делиться, дарить, помогать и подбадривать.
Правильное поведение - адекватное поведение, направленное к желаемой человеком цели.
Противоположно правильному – ошибочное поведение, неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеку цели. Промежуточные варианты – конформное и нестандартное поведение.
Синтонное поведение (от лат. «Тон» - «звук») – это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д., другими словами «подстройка» под собеседника [27].
Синтонное поведение - поведение, рождающее лад и гармонию между людьми. Обычно это поведение, уважающее интересы и потребности человека, поведение внимательное и с теплотой. Синтонное поведение исключает конфликтогены и содержит синтоны.
В заключение главы, хотелось отметить, что в социологической интерпретации «адекватное поведение» интерпретируется как одна из форм социального поведения личности, проблематика которого нашла отражение во многих социологических концепциях. Не смотря на различные трактовки феномена социального поведения личности, социологической особенностью его понимания выступает соотнесение действий и отношений человека с ожиданиями других членов социальной группы в контексте сложившейся в ней системы норм и ценностей. В свою очередь отклонение от данной системы ставит в противовес адекватному поведению девиацию.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Адекватное поведение молодежи как предмет социологического исследования
Отличительной особенностью социологической интерпретации адекватного поведения выступает его реализация в социуме. Адекватность относительна для каждой социальной группы.
В данном контексте особенно актуально для нас изучение поведения молодежи. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что молодежь как социально-демографическая группа обладает утвердившейся системой норм и ценностей, но находится в процессе формирования социальных стереотипов, что обеспечивает объективный анализ критериев адекватности ее поведения.
Как показывают исследования отечественных социологов, менталитет молодежи начинает формироваться на этапе первичной социализации и обуславливается необходимостью принятия решений и осуществления выбора: дальнейшего образования, профессии, друзей, системы ценностей и идеалов, образа жизни, формирования собственного взгляда на мир и поиска своего места в нем. Именно в это время у молодежи происходит рациональное осознание своей социальной значимости и собственно понимание сущности феномена адекватности [23].
Исследование молодежи, любого аспекта ее жизни, деятельности, поведения предполагает, прежде всего, конкретизацию самого понятия «молодежь».
В течение многих веков человечество сохраняло иерархическую структуру, согласно которой дети и молодежь стояли ниже взрослых и стариков. То есть юноша, пока не становился взрослым, рассматривался как «неполноценный» человек. Отсюда – ограничение прав молодежи в делах общества, в управлении, в занятии важных постов и т.п. В этом отношении молодежь всегда составляла отдельное сообщество, занимающая промежуточное положение между детьми и взрослыми [59, с. 118-120].
Открытием или изобретением юности как социально-демографической категории часто называют знаменитый трактат Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762), сутью которого выступает положение о том, что в любящих душах родителей живет иллюзия своей необходимости для выросших детей в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Идеальный воспитанник Эмиль, женившись и готовясь стать отцом, говорит своему идеальному воспитателю: «Советуйте, руководите нами, мы будем послушны; пока я буду жив, я буду нуждаться в Вас» [12].
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю [36, с.26].
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [33].
Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [28, с.28].
В социологии молодежи сложилось несколько основных направлений, в рамках которых развивались методологические подходы к изучению феномена «молодежь»: психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое [63].
Психоаналитическое направление основывается на выводимой из психоанализа концепции жизненного пути личности. Возрастные психофизические особенности личности молодого человека послужили основой для научного определения молодежи. Особенностью данного направления является исследование молодости как переходного этапа, полного кризисов и активного поиска индивидуальности. Молодежь рассматривается как категория общества, нуждающаяся в поддержке в период преодоления ею определенных стадий своего развития, через которые она осуществляет поиск себя, своего места в жизни и на каждой из которых она испытывает потрясения.
Между тем не все аспекты молодежных проблем могут быть адекватно интерпретированы в рамках психоаналитического направления.
В первую очередь, это касается социальных проблем молодежи, возникающих в процессе включения ее в общество и продвижения к новым статусным позициям. Что способствовало формированию другого фундаментального направления – структурно-функционального. Если в фокусе внимания психоанализа находятся особенности и проблемы молодости как фазы жизни, то в структурно-функциональном акцент переместился на изучение молодежи как группы. Сама молодежь рассматривается как группа, приобретающая некоторый социальный статус и выполняющая соответствующие ему социальные роли. Набор значимых статусных характеристик и социальных ролей, таких как окончание школы, профессиональное самоопределение, выход на рынок труда, начало самостоятельной жизни вне родительского дома, создание семьи, а также формирование полноценного гражданского статуса в его экономическом, правовом, политическом и социальном смысле характеризовали не только специфику молодежного статуса, но и различия внутри молодежи. Разработка в отечественной социологии молодежи проблем межпоколенного взаимодействия, межпоколенной и внутрипоколенной мобильности, жизненного самоопределения, а в западной социологии - проблем социальной транзиции послужило системному анализу процесса интеграции молодежи в социальную структуру. Между тем, ограниченность данного подхода со всей очевидностью проявляется в аспекте анализа девиантных траекторий молодежи и тем более объяснения конфликтов в среде молодежи, неизбежных для модернизирующихся обществ. Данное направление не отражает так же и всего многообразия способов организации жизнедеятельности молодежи, особого мира ее норм и ценностей, образов и стилей жизни. Эту задачу призвано было осуществить культурологическое направление. Оно представлено теориями, рассматривающими специфически молодежные явления под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Мир молодежи осмысливается в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, идеями, целями и мотивами поведения реально действующих молодых людей.
Названные субъективные проявления фиксируются и концептуализируются как последствия объективных процессов, отраженных в различных формах субкультуры.
На основе многопланового понимания культуры как степени усвоения социальных норм; суммы духовных богатств, накопленных человечеством; особого способа жизнедеятельности, исследуется значительный пласт явлений молодежной жизни, их ценностная и мировоззренческая дифференциация, особенности внешней атрибутики, форм проведения досуга и т.д. Благодаря использованию культурологической традиции, стал возможен системный анализ сознания и стилей жизни молодежи, а также возникающих в ее среде социальных проблем во взаимосвязи с реальными процессами.
Вопрос об определении возрастных границ молодежи в социально-гуманитарных науках всегда был неоднозначным.
Последнее столетие внесло заметные коррективы в общественное положение молодежи. Сегодня между двумя стабильными фазами жизни – детством и зрелостью – формируется новый жизненный период: период наиболее активного развития нравственных чувств, период, характеризующийся повышенным интересом к моральным проблемам, - возраст 16-20 лет [48, с. 72].
Психологи рассматривают «молодость» («юность») как переходный период от детства к взрослости, знаменующий себя переоценкой взглядов и ценностей, социализацией личности, завершением процесса физического созревания, с условными границами 15- 25 лет.
И. Кон пишет, что «юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости» [28, с.7].
В. Мухина отмечает, что молодость – это период жизни после отрочества до взрослости, где возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет [43, с.420].
Г. Абрамова считает, что возрастными границами юности выступают 18-22 года, именно в этом возрасте «человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в которой это возможно в конкретных социальных условиях» [2, с.506].
С психологической точки зрения у человека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость в интегрировании разных проявлений жизни своего Я – он чувствует, переживает возможность направленности течения жизни. Для осуществления интеграции нужны сила и энергия, позволяющая преодолеть противоречивость разных проявлений жизни. Источником такой силы становится другой человек, который своим присутствием дает необходимую психологическую информацию для интеграции «Я» [2, с. 509].
И. Мечников замечает: «Молодые люди формируют свои требования от жизни рано, когда еще не способны судить о реальном соотношении явлений жизни, они не понимают, что силы их далеко не достаточны для осуществления их стремлений, так как воля есть одна из наиболее поздно развивающихся способностей человека» [41, с. 239].
Проблемное поле социального поведения молодежи активно исследуется в отечественной социологии молодежи.
Так, например, Чупров В.И. и Зубок Ю.А. рассматривают социальное поведение в фокусе интеграции молодого человека в практическую деятельность, которая характеризуется не только уровнем его ориентированности в системе специфических для определенной ситуации требований, но и мерой внутренней, психологической идентификации, т.е. отождествления с данной деятельностью, готовностью к слиянию с ней и максимальной отдаче [22].
Представляя собой совокупность взаимосвязанных идентификаций, возникающих в процессе социального взаимодействия, интеграция выступает регулятором солидарного самосознания и поведения молодежи, то есть собственно адекватности. Нормы, являясь средствами социальной регуляции поведения молодых людей, объединяют их в группы (общности), обеспечивают воспроизводство социальной структуры, поддерживают процессы функционирования общества как системы взаимодействия групп. Тем самым группы молодежи с различными, даже антагонистическими интересами интегрируются в общество. Поэтому успешная интеграция молодежи в различные «ячейки» социальной структуры во многом зависит от того, насколько представительными оказываются ее позиции в этих структурах, в какой мере она охвачена распределением ключевых для данной структуры ролей и в какой степени ее роли соответствуют нормам, регулируемым социальными институтами. Выбор идентификационных образцов и стратегий поведения, которые является неотъемлемой частью реализации молодежью самостоятельного жизненного пути, локомотивом ее социального продвижения, составляют базисные компоненты для интерпретации адекватности поведения молодежи [23].
По мнению В.Н. Шубкина, «не только мы сами выбираем себе путь, но и дороги выбирают нас». Исследование социального поведения молодежи, в его понимании, показывает, что формировании поведения чрезвычайно велика роль так называемых «внешних» (по отношению к индивиду) факторов. «Внешние» факторы влияют на ориентации молодежи, через них и напрямую обусловливают важнейшие характеристики социального поведения, в том числе и актуального. В те или иные отрезки времени явственно прослеживаются последствия определенных воздействий [64].
В данном контексте, целесообразно отметить, что на протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное поведение молодежи оказывал воздействие большой комплекс факторов:
политические перемены в стране;
изменение способа принуждения к труду;
трансформация ценностных ориентаций общества, связанная с изменением общей ситуации;
Информация о работе АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ