АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 00:02, дипломная работа

Краткое описание

Ключевые слова: адекватность, адекватное поведение, молодежь, студенчество, адекватное поведение молодежи, конформное поведение, система норм и ценностей молодежи, социальные ожидания, эмпирическое исследование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического исследования адекватного поведения молодежи………………………9
1.1. Интерпретация категории «адекватное поведение» в научных концепциях………………………………………………………………..9
1.2. Методологические основы изучения адекватного поведения в социологии………………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение адекватного поведения студенческой молодежи………………………………………………..………………27
2.1. Адекватное поведение молодежи как предмет социологического исследования……………………………………………………………….27
2.2. Поведенческие установки адекватности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования ………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………….49
Список литературы……….……………………………………………….56

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

подвижки в престижеобразования, квалифицированных профессий и роли образования в процессах социальной мобильности; последствия экономического спада (резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни);

внедрение платного обучения;

усиление неравенства в сфере образования для молодежи разных регионов и для поселений, различных по уровню урбанизации.

Выработка и реализация стратегии адекватного поведения требуют мобилизации ресурсов. Каждый индивид и каждая социальная группа используют свои социальные ресурсы в процессе вхождения в меняющееся общество. Социальные ресурсы при этом понимаются, как способность контролировать собственное существование и влиять на жизни других; это комбинация статуса семьи (социального происхождения), места жительства, уровня образования, пола и т.д.

В методологическую основу данной димломной работы положен комплексный подход, так как мы считаем, что только посредством интеграции перечисленных выше направлений и подходов возможно наиболее полное и объективное эмпирическое исследование феномена адекватного поведения молодежи.

В своей работе возрастными рамками молодежи мы будем считать возраст от 15 до 25 лет, а «молодежь» интерпретировать как особую социально-демографическую группу, ограниченную возрастными рамками и обладающую специфическим образом жизни, стилем поведения.

Эмпирическое исследование молодежи нами реализовано через дифференцирование феномена адекватного поведения на его разновидности: конформное, ответственное, помогающее, правильное, синтонное поведение, которые подробно были описаны выше.

Таким образом, выбор объекта исследования обусловлен рядом причин: молодежь является наиболее мобильной в контексте культурной, информационной и экономической трансмиссии норм и ценностных ресурсов общества. Во-вторых, молодежь – это динамично меняющаяся социально-демографическая группа, возрастные границы которой ограничены, что обеспечивает объективность анализа феноменов поведения молодежи на верхних возрастных границах и их преемственности в периоде зрелости.

Предложенная выше классификация адекватного поведения ставит необходимость уточнения эмпирических дефиниций для понимания проблемного поля исследования. Изучение адекватности поведения молодежи, как системы социальных действий и отношений, отражающей и соответствующей социальным нормам и ценностям данной социальной группы в понимании другими ее субъектами, на наш взгляд, целесообразно реализовывать посредством следующих понятий: социальное самочувствие и идентификация, ценностные приоритеты и нормы, типы поведения.

Изучение социального самочувствия и социальной идентификации имеет первоочередную эмпирическую актуальность, так как социальная и социально-психологическая адаптация к социокультурным и экономическим изменениям вызывает корреляцию критериев адекватности, другими словами любая внешняя, «навязанная» модерация мировосприятия молодежи влечет изменения в системе поведения. Ценностные приоритеты и нормы выступают призмой отражения адекватности поведения молодежи в понимании его другим представителем социальной группы. Типы поведения дают возможность изучения адекватного поведения через противопоставление его девиации.

Молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной общественной силы.

Молодежь занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Адаптация к инновациям происходит более мобильно и осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста.


2.2. Поведенческие установки адекватности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования

При эмпирическом изучении феномена адекватного поведения молодежи очень важно четко выстроить «логическую связь теории с концептуализацией предметной области эмпирического анализа, связь последней с исследуемой социальной реальностью» [62, с. 259].

Социологическое исследование есть процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, то есть речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа, что обеспечивает целостность познания и, следовательно, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа и определяют этапы социологического исследования [62, с. 260-261].

Основным эмпирическим методом исследования выступает раздаточное анкетирование. Раздаточное анкетирование дает среднестатистическую картину, изучаемого феномена, «отличающуюся от индивидуальных свойств и мнений объективностью» [46, с. 11].

Объектом исследования выступает социальное поведение студенческой молодежи.

Акцентирование на студенческой молодежи в рамках изучения адекватного поведения целесообразно согласно следующим положениям. Во-первых, студенчество является социально-демографической частью молодежи. Однако от молодежи студенчество отличается «характером труда студентов, который заключается в систематическом накоплении, усвоении, овладении научным знанием» [26]. Л. Я. Рубина отмечает: «Объединяя молодежь примерно одного возраста и одинакового уровня образования, студенчество отличается от других групп учащихся формами организации своей жизнедеятельности, «локализацией» образа жизни и поведения» [15, с.10]. Поэтому важной особенностью студенчества как социальной общности является «локализация» пространства жизнедеятельности, что дает более яркую картину ценностных и нормативных установок, которые реализуются в контексте адекватности поведения.

Во-вторых, студенчество является вполне самостоятельной социальной группой, поскольку это совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей. Этой же точки зрения придерживается в своих исследованиях А. Н. Семашко, подчеркивая, что студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей [51]. В данном случае студенческая молодежь самостоятельна и самодостаточна, что обеспечивает целостность и объективность проводимого исследования.

Студенческой молодежи присуща способность быстрого принятия и усвоения нового. Поэтому такие характеристики современной жизни, как нестабильность и обновление социальных форм во многом созвучны устремлениям молодых людей как очень подвижной и наименее склонной к консервативности части общества.

Представители старшего поколения имеют собственный социальный опыт, который уже сформировался в пласт социальных стереотипов, молодые люди включаются в новую складывающуюся социальную студенческую реальность без такой базы. Но мобильность и гибкость социального поведения, креативность и нешаблонность мышления позволяют студенческой молодежи сформировать механизм макросоциализации, который был бы способен формировать перспективные модели социального действия, нивелировать неэффективные и подавлять асоциальные поведенческие акты. Молодые люди поставлены в условия, требующие от них самостоятельного выбора моделей поведения, в рамках которой синтезируется представление об адекватности поведения.

В контексте данных положений и было проведено эмпирическое исследование проблемы адекватного поведения студенческой молодежи.

Раздаточным анкетированием охвачено 256 обучающихся ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса». Генеральная совокупность – 956 человек.

На основании вышеуказанных положений интерпретация полученных данных по результатам полевого этапа исследования осуществлялась в фокусе таких дефиниций: социальное самочувствие и социальная идентификация, ценностные приоритеты и нормы, типы поведения.

Социальное самочувствие. Данное понятие отражает социально-психологическое освоение индивидом происходящих в обществе изменений. Социальное самочувствие может выражаться в отношении к социальному и социально-психологическому фону (комфортная или дискомфортная среда), в ощущениях и психических состояниях (или их сочетаниях), проявляющихся в чувствах уверенности, надежды на будущее, в желании действовать, или в чувствах страха, безысходности, тревоги, неуверенности, апатии и т.д.

Результаты опроса фиксируют, что студенты склонны смотреть на будущее оптимистично 60,5%, проявляют готовность к активным действиям 47,1% от опрошенных. Для студентов тревога и неуверенность в своем будущем - чувства в большей степени ситуативные. Тревожность, неуверенность в будущем периодически испытывают 19,1% опрошенных студентов; уверенность же характерна лишь для 6,3% из них. Такие чувства, как страх и безысходность испытывают 2,4% студентов; апатию и безразличие - 2,1%.

Свое «желание действовать» реализует в действиях каждый пятый молодой человек.

82,7% от опрошенных студентов считают, что их будущее зависит, прежде всего, от них самих. В студенческой среде 11,9% ожидает помощи от окружающих людей или надеются на везение, счастливый случай, удачу в жизни (5,4%).

Одним из наиболее актуальных для нас индикаторов социального самочувствия молодого человека является то, как он соотносит самооценки собственной значимости с оценками, данными ему другими людьми, а также собственное положение с социальным положением других людей. Результаты такого соотнесения порой усиливают неадекватность поведенческих установок, вызывая недовольство своим настоящим (чувство депривации). При чем депривация может быть связана как с «положительными» эмоциями, возникающими у человека в результате такого сравнения (чувства уважения, интереса, желание стать таким же, как кто-то другой), так и с «отрицательными» (зависть, неприязнь) вплоть до враждебных (ненависть).

При социальных сравнениях наибольшее раздражающее действие оказывают «лучшая материальная обеспеченность» и «различия во взглядах на жизнь». С более высоким образовательным уровнем у молодежи, как правило, соединены положительные эмоции, особенно среди обучающихся первых курсов. По отношению к этому качеству наименьшим оказывается количество безразличных (безразличие проявили 4,2% студентов).

18,4% от числа студентов испытывают негативные (от раздражения до ненависти) эмоции и чувства по отношению к людям, которые имеют другое мировосприятие, то есть которые «не  вписываются» в их субъективную интерпретацию действительности.

Все эти чувства, кроме индифферентности и, пожалуй, «уважения» усиливают неудовлетворенность собственным положением и выражаются в неадекватном поведении. Так, в группе молодых людей с устойчиво девиантными формами поведения господствуют «желание стать таким же богатым», чувство зависти к лучше обеспеченным. При этом среди них меньше тех, кто испытывают чувства уважения либо просто презрения к этим индивидам по сравнению с молодежью, ориентированной на общепринятые нормы поведения.

Социальная идентификация. Особенностью молодежной среды является активный поиск идентичности, определяющей нормы и ценности и формирующей совокупность стереотипов социального поведения.

Наиболее важным свидетельством наличия социально-психологической подосновы в идентификации студентов выступает то, что они в своем большинстве ориентируются как на объективные внешние признаки принадлежности к той или иной группе (манеры поведения, стиль одежды, разговорный язык и т.д.), так и на субъективные самоощущения («считаю или ощущаю» себя членом той или иной общности). Вполне возможно, что подобная черта отражает естественный процесс формирования молодым человеком «Я – образа» как реального (что я собой представляю), так и идеального (каким я хочу себя видеть).

Результаты нашего исследования свидетельствуют о высоком уровне включенности студентов (83,5%) в дружеские компании, в которых они проводят значительную часть своего свободного времени. Ежедневно встречаются со своими приятелями 57,3% от опрошенных студентов. Дружеская компания по-прежнему выступает важнейшим социализирующим фактором, который выстраивает оценочные критерии адекватности в сложившейся в ней системе интерпретации окружающей действительности.

Большинство студентов спасаются в компаниях, прежде всего, от скуки, что отмечают 34,3% от опрошенных обучающихся; 30,9% обучающихся находят в компании спасение от одиночества; для 17,6% подростков компания является источником психологической защищенности; 21,7% учащихся примыкают к компании потому, что в нее входит друг (подруга) или по привычке.

Рисунок 1

Таким образом, масштабы включенности студентов в дружеские компании значительно влияют на процесс осознания их в качестве референтной группы. Молодежная компания в этом случае способна оказывать заметное формирующее воздействие на поведение молодых людей, поскольку в молодежном возрасте на фоне негативизма по отношению к «миру» взрослых, к их нормам и ценностям, заметно усиливается внутригрупповой конформизм и возрастает готовность следовать навязываемым группой правилам поведения, которые получают в этих условиях статус адекватных.

Процесс поиска социальной идентификации приобретает в этой связи также и адаптационный характер. Заметим, что процесс поиска идентичности сопровождается усилением социальной субъектности индивида. Развивается процесс индивидуализации, усиления внутренней детерминации поведения. Это проявляется, прежде всего, в том, что индивид переносит значительную часть своей активности с «внешней» деятельности на «внутреннюю», направленную на формирование собственной мотивации и ценностных ориентации. Более чем у половины опрошенных (у 53,8% студентов) на первое место по важности выходит собственная оценка своих поступков, кроме того, 48% студентов предпочитают в важных жизненных ситуациях «обращаться за советом... к самому себе».

Информация о работе АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ