Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:51, контрольная работа
Эта проблема введена в социологию М.Вебером, который различал три типа авторитета, обеспечивающихся различными способами:
легально-рациональный авторитет основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность;
традиционный авторитет основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы);
харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам.
ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ - методологическая позиция,
исходящая из признания определяющей
роли техники в общественном развитии.
Считается, что техника развивается по
своим, не зависящим от человека, законам
(подобно природе) и определяет развитие
социальной и культурной жизни. Т.е., социальное
признается производным от техники.
В отношении человека к технике на этом
методологическом фундаменте выделяются
две противоположные позиции: техницизм –
вера в безусловную благотворность развития
техники для человека и человечества и антитехницизм -
недоверие, страх перед непредсказуемыми
последствиями новых технологий. Техницизм
– это утопия эпохи индустриализма, подчинившая
жизнь общества интересам постоянного
технико-экономического обновления и
узаконившая неконтролируемую эксплуатацию
природы. Он господствовал с 19 до второй
половины 20 века и привел человечество
к ситуации глобального технологического
риска. На основе тезницизма возникла
идея технократии -
особого типа власти, основанного на знании,
на замене политических решений решениями
техническими, а политиков – техническими
специалистами из числа управленцев высшего
уровня. Антитехницизм, доминирующий в
конце 20 века, исходит из той же позиции
независимого от человека, автономного
развития техники, видя, однако, в нем неизбежную
для человека опасность. Человеку остается
позиция либо радикальной враждебности
к технике, либо подчинения ей и стоического
терпения.
ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – формирующиеся в различных
системах социальной стратификации чувства
и отношения отчужденности и недоступности
между представителями различных социальных
страт.
В некоторых системах социальной стратификации
эти отношения могут быть формально институциализированы
( каста или апартеид
– система расового разделения, проявляющаяся
в ограничениях на пользование общественными
местами – школами, больницами, пляжами
и т.п., на сферы занятости, на смешанные
браки и т.д.). Неофициально они существуют
во всех системах. Широко известна шкала
социальной дистанции Богардуса, предназначенная
для измерения степени толерантности
( терпимости ) или предубеждения, существующих
в отношениях между различными социальными
группами.
ДОСУГ - время, свободное от профессиональной
занятости и домашних обязанностей.
Количество свободного времени постоянно
увеличивается: с менее чем 1тыс. часов
в год в доиндустриальных обществах до
4 тыс. часов в год в современных индустриальных
странах. Рабочее время составляет около
40 часов в неделю. Именно с этой тенденцией
связаны быстрые темпы роста индустрии
досуга, обеспечивающей различные способы
его проведения. Способы проведения досуга
(или его типы) существенно различаются
по разным основаниям: полу, классовой
принадлежности, возрасту, доходу и т.п.
Так, жизнь молодежи и пенсионеров организована
главным образом вокруг досуга; у женщин
свободного времени меньше, чем у мужчин;
мужчины проводят больше свободного времени
вне дома, чем женщины, и т.д. В значительной
мере формы досуга обусловлены культурой
массового потребления. Но есть и тенденции,
позволяющие рассматривать определенные
формы досуга как сферу растущего сопротивления
стандартизации и рыночным отношениям.
В 1950-х гг. появились концепции "общества
досуга", "посттрудового общества".
В них современное общество рассматривается
как общество, в котором труд утрачивает
свое прежнее доминирующее значение: сокращение
рабочего времени ведет к возрастанию
роли досуга, который займет то место,
которое в прошлом занимал труд, станет
главным жизненным интересом и главным
основанием идентичности человека.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы. Поэтому социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений, подобно физике Ньютона или дарвиновской биологии. Э.Дюркгейм, провозгласивший принцип "объяснять социальное социальным", внес в социологию новое понимание социальных законов – как законов поведения людей. Согласно Дюркгейму, социальная реальность, раз возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинает жить по своим собственным законам, уже не природным. Таким образом, человеческое взаимодействие ведет к появлению новых, собственно социальных явлений и законов. Однако Дюркгейм считал, что изучать социальные законы нужно "как вещи", т.е. как явления, существующие независимо от индивидов и оказывающие на них "принудительное" воздействие. М.Вебер отрицал способность социологии открывать универсальные законы человеческого поведения и считал, что ее задача состоит в понимании субъективных смыслов человеческого действия, из совокупности которых и "строится" социальная реальность. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.
ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ – важнейшая составляющая социальной политики, направленная на защиту уязвимых социальных групп и отдельных индивидов от деструктивных социальных процессов. Она ориентирована на приоритетную поддержку наименее защищенных семей на избирательной адресной основе, а также преодоление малообеспеченности через трудовую активность и социальную реабилитацию. Государственная система социальной защиты включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, по уходу за ребенком и т.п. В России с 1991 года происходило постоянное сокращение объема производства, реальной заработной платы и производительности труда, почти на 50% снизился ВВП. Обострилось неравенство в обществе. В результате резко возрос уровень бедности в стране. Поэтому система социальной защиты становится фактором выживания массовых слоев российского общества. Однако пока она не обеспечивает адекватную защиту уязвимых слоев населения.
КАСТА - замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс и результат самоотождествления
индивида с каким-либо человеком, группой,
образцом.
Идентификация – один из механизмов социализации личнос
ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ - одна из основных проблем в
социологии. Для ее изучения используются
различные методологические подходы.Эволюционные
теории социальных изменений развивались
Контом, Спенсером, Дюркгеймом и др. социологами.
Согласно эволюционизму, общест
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ – начавшийся в Великобритании
в ходе промышленной революции конца 18-начала
19 вв. и распространившийся на другие страны
процесс превращения экономик и обществ
с преобладанием сельского хозяйства
и ремесла в экономики и общества, основанные
на машинном (механизированном) производстве.
Начавшись в промышленности, индустриализация
постепенно распространяется на сельское
хозяйство и сферу услуг. Индустриализация
предполагает развитие разделения труда
и новых производственных отношений, урбанизацию,
изменения в структуре занятости населения
и т.д. (см. индустриальное
общество ). Процесс индустриализации
является основой более широкого процесса модернизации.
При общности основных черт индустриализация
по-разному происходит в разных странах
и в различные исторические периоды. Так,
в ряде стран индустриализация осуществлялась
при ведущей роли государства (Германия,
Россия, Япония, страны Юго-Восточной Азии
), в других роль государства была ограничена.
В "теории зависимости" , разработанной
учеными Латинской Америки в 50-е годы,
объяснялись причины трудности и даже
невозможности индустриализации стран
"третьего мира". Они связывались
с потребностями развитых индустриальных
стран в сельскохозяйственной продукции
и минеральном сырье, а также в рынках
сбыта для собственных промышленных товаров.
Всякое местное промышленное производство
было задушено, а страны "третьего мира"
через неэквивалентный обмен (завышенные
цены на промышленные товары и заниженные
на сельскохозяйственную продукцию и
сырье ) вносили свой вклад в индустриализацию
и экономический рост Европы и США. В 80-е
годы появление так называемы "новых
индустриализирующихся стран" было
связано с развитием в развитых странах,
вступивших в этап постиндустриализма,
высокотехнологичных и сервисных отраслей
и экспортом индустриальных производств
в страны "третьего мира".
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВО – общество, в котором произошла
индустриализация, создавшая новые технологические
основы его развития. Термин принадлежит
Сен-Симону, использовался Контом для
противопоставления нового, формирующегося
экономического и общественного уклада
прежнему, доиндустриальному. Современные
теории индустриального общества представляют
собой разновидность технологического
детерминизма.
Отличительные особенности индустриального
общества:
Индустриализация является основой более широкого социального процесса модернизации. Модель "индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счете становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ – относительно устойчивые
и долговременные формы социальной практики,
которые санкционируются и поддерживаются
с помощью социальных норм и посредством
которых организуется общественная жизнь
и обеспечивается устойчивость социальных
отношений. Э.Дюркгейм называл социальные
институты "фабриками воспроизводства
общественных отношений".
Социальные институты организуют человеческую
деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая
образцы поведения людей в различных сферах
общественной жизни. Например, такой социальный
институт, как школа, включает роли учителя
и ученика, а семья – роли родителей и
детей. Между ними складываются определенные
ролевые отношения. Эти отношения регулируются
набором специфических норм и предписаний.
Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются
законодательно, другие поддерживаются
традициями, обычаями, общественным мнением.
Любой социальный институт включает в
себя систему санкций – от правовых до
морально-этических, которые обеспечивают
соблюдение соответствующих ценностей
и норм, воспроизводство соответствующих
ролевых отношений. Таким образом, социальные
институты упорядочивают, координируют
множество индивидуальных действий людей,
придают им организованный и предсказуемый
характер, обеспечивают стандартное поведение
людей в социально типичных ситуациях.
Когда та или иная деятельность людей
упорядочивается описанным образом, говорят
о ее институциализации. Таким образом,
институциализация – это превращение
спонтанного поведения людей в организованное
( "борьбы без правил" в "игру по
правилам"). Институциализируются практически
все сферы и формы общественных отношений,
даже конфликты ( См. конфликт социальный ).
Однако в любом обществе существует определенная
доля поведения, не подчиняющегося институциональному
регулированию.
Обычно выделяют пять основных комплексов
социальных институтов. Это институты
родства , связанные с браком, семьей и
социализацией детей и молодежи; институты
политические, связанные с отношениями
власти и доступа к ней; экономические
институты и институты стратификации,
определяющие распределение членов общества
по различным статусным позициям; институты
культуры, связанные с религиозной, научной
и художественной деятельностью. Исторически
институциональная система изменялась
от институтов, основанных на отношениях
кровного родства и аскриптивных признаках,
характерных для традиционного общества,
к институтам, основанным на формальных
отношениях и достижительских статусах.
В наше время важнейшими становятся институты
образования и науки, обеспечивающие высокие
социальные статусы.
Р.Мертон ввел в социологию различение
между явными и латентными (скрытыми) функциями
социальных институтов. Явные функции
института заявлены, официально признаны
и контролируются обществом. Латентные
функции – это "не свои" функции,
которые выполняются институтом скрытно
или непреднамеренно ( когда,например,
система образования выполняет не свойственные
ей функции политической социализации
). Когда расхождение явных и латентных
функций велико, воззникает двойной стандарт
социальных отношений, что угрожает стабильности
общества. Еще более опасна ситуация, когда
наряду с официальной институциональной
системой формируются так называемые
"теневые" институты, которые берут
на себя функцию регуляции важнейших общественных
отношений (например, криминальные структуры
в современной России).
Любые общественные трансформации осуществляются
через изменение институциональной системы
общества, формирование новых "правил
игры". Прежде всего изменению подвергаются
те социальные институты, которые определяют
социальный тип общества ( институты собственности,
институты власти, институты образования).