Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:51, контрольная работа
Эта проблема введена в социологию М.Вебером, который различал три типа авторитета, обеспечивающихся различными способами:
легально-рациональный авторитет основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность;
традиционный авторитет основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы);
харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам.
ИНТЕРЕС СОЦИАЛЬНЫЙ - это интерес любого социального
субъекта (личности, социальной группы,
класса, нации), связанный с его положением
в определенной системе общественных
отношений.
Важнейшее значение имеют классовые интересы,
которые обусловлены положением классов
в системе производственных отношений.
Однако любые социальные интересы , в том
числе и классовые, не ограничиваются
сферой производственных отношений. Они
охватывают всю систему общественных
отношений и связаны с различными аспектами
положения своего субъекта. Обобщенным
выражением всех интересов социального
субъекта становится его политический
интерес, в котором выражается отношение
данного субъекта к политической власти
в обществе. Социальная группа, стремясь
реализовать свой интерес, может вступить
в конфликт с другими группами. Поэтому
часто частный интерес обретает форму
общественного или даже общечеловеческого.
Тогда он приобретает вид законного, легитимного
интереса и не подлежит обсуждению. Любая
социальная трансформация общества сопровождается
резким изменением баланса интересов.
Конфликт классовых, национальных, государственных
интересов лежит в основе социальных революций,
войн и прочих потрясений мировой истории.
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО - одна из теоретических моделей,
используемых для описания качественно
нового этапа общественного развития,
в который вступили развитые страны с
началом информационно-компьютерной революции.
Технологическим основанием общества
становятся не индустриальные, а информационные
и телекоммуникационные технологии (ИТТ).
Информационное общество - это общество,
в котором:
В информационном обществе
деловая активность перетекает в
информационно-коммуникативную
ИССЛЕДОВАНИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – один из основных способов развития
социологического знания.
Эмпирическое изучение социальных явлений
началось с середины 17 века. Однако характер
институциализированной деятельности
оно приобрело только в 20-30-гг. 20 века. Сейчас
это высоко профессионализированный специфический
вид научной деятельности.
Выделяют два типа социологических исследований:
теоретико-прикладные, направленные на
разработку новых подходов и более углубленное
изучение определенных социальных проблем,
и прикладные, ориентированные на практическое
решение конкретных проблем.
Социологическое исследование включает
в себя четыре основных этапа:
Разработка программы
– очень важный этап, в значительной
мере определяющий успех всего исследования.
В программе формулируется
Общность, которая изучается в данном
исследовании, называется генеральной
совокупностью (вся молодежь, или сельская
молодежь, или городская молодежь и т.п.).
Однако вся генеральная совокупность
обычно не исследуется. Та часть генеральной
совокупности, которая непосредственно
охватывается данным исследованием, называется
выборкой. По полученным на выборке данным
выводы распространяются на всю генеральную
совокупность. Поэтому выборка должна
быть репрезентативной, т.е. состав выборки
по выделенным параметрам должен приближаться
к соответствующим пропорциям в генеральной
совокупности. Мера подобия (или степень
отклонения) называется ошибкой выборки.
Надежной считается выборка с ошибкой
в 3-5%. Существуют специальные коэффициенты
для расчета объема выборки в зависимости
от допустимого уровня ошибки.
Теперь необходимо перейти от теоретической
модели объекта исследования к модели
эмпирической, т.е. "разложить" теоретические
понятия на эмпирические индикаторы –
такие характеристики, которые могут быть
измерены. Здесь очень важно найти точки
соприкосновения теоретических понятий
с реальными социальными процессами и
явлениями. Поиск эмпирических значений
теоретических понятий – сложная процедура,
в ходе которой можно "потерять" важные
характеристики объекта. Следующий шаг
– превращение эмпирической системы в
числовую, т.е. поиск способов количественного
(числового) выражения и измерения качественных
признаков и их взаимосвязей. Для решения
этой задачи конструируются специальные
единицы измерения, строятся шкалы и т.д.
Когда проведены эти операции и разработан
инструментарий исследования, проводят
его проверку на небольшом количестве
респондентов (опрашиваемых) – так называемое
пилотажное исследование. Только после
этого наступает второй – полевой этап
социологического исследования, т.е. работа
на основном массиве.
Используются следующие основные методы
сбора данных:
В обработке данных, полученных
в результате социологического исследования,
используются многочисленные методики
– от простейших методов первичной
обработки (таких, как группировки
и эмпирическая типологизация) до сложнейших
математических методов обработки, позволяющих
построить модели многомерной зависимости
различных характеристик исследуемого
объекта. Существуют специальные компьютерные
программы, которые делают эти методы
достаточно доступными ( SPSS ).
Двум основным методологическим подходам,
существующим в социологии, соответствуют
два основных типа социологических исследований,
условно обозначаемые как "количественные"
и "качественные". В русле социологии
социоцентрической ориентации проводятся
традиционные "количественные" исследования,
ориентированные на изучение массовых,
социально-статистических явлений и процессов.
В них все индивидуальное отсеивается
как случайное. Такие исследования надежны
в стабильных обществах, где социальные
тенденции устойчивы и долговременны.
Не случайно расцвет "количественной"
социологии приходится именно на такие
периоды. В переломные, нестабильные периоды
общественного развития требуются более
гибкие подходы, которые способны уловить
только формирующиеся социальные тенденции,
только возникающие социальные явления.
В таких ситуациях более эффективным оказывается
"качественное" исследование, которое,
в соответствии с установками гуманистической
человекоцентрической методологии, ориентировано
именно на индивида, его субъективное
восприятие меняющейся реальности и выработку
новой жизненной стратегии. Это "другая"
методология социологического исследования.
Она существенно отличается от стратегий
и процедур "количественной" социологии,
так как базируется на иной логике на всех
стадиях научного поиска: от теоретической
установки исследователя, фокуса его интереса
до процедуры сбора и интерпретации данных.
Главное отличие общей стратегии качественного
исследования состоит в открытом, поисковом
, неструктурированном подходе к проблемной
ситуации; в многомерном исследовании
объекта на основе отсутствия предварительной
схемы, оставляющей "за скобками"
исследования многие, особенно новые,
аспекты исследуемой проблемы: здесь теоретическая
концепция формулируется не в начале исследования,
а "на выходе"; в естественном изучении
объекта в естественных для него условиях
с использованием гибкого, не формализованного
инструментария ( нарративные (повествовательные)
интервью, фокус-групповое исследование
и т.п.). Современная социология все более
широко использует "качественные"
методы и виды исследования, такие как
исследования отдельных общностей (кейс-стади),
труднодоступных для анализа другими
методами, таких как преступные группировки,
социальные элиты, религиозные секты и
т.п.; этнографические исследования различных
уникальных культурных групп, таки как
казачество, крестьянство и т.п.; исторические
исследования – семьи, истории жизни человека
и т.д. Однако в крупных социологических
исследованиях методы "количественной"
и "качественной" социологии обычно
используются совместно в различных комбинациях
или параллельно.
КЛАСС – понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:
В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия "класс в себе" – это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" – класс, выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме классы – это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.
Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера – это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим – квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" – класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур ( политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах. (См. стратификация социальная) .
В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение – только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.
КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – это совокупность средств,
с помощью которых общество обеспечивает
воспроизводство господствующего типа
общественных отношений, социальных структур.
Система социального контроля гарантирует
такое поведение членов общества, которое
соответствует ролевым требованиям и
ожиданиям.
Механизмы и средства социального контроля
чрезвычайно многообразны. Социальный
контроль осуществляется в обществе прежде
всего через социализацию, в
процессе которой происходит усвоение
индивидами социальных ролей и интернализация
ценностей и норм данного общества. Э.Фромм
отмечал, что в результате социализации
члены общества "достигают такого типа
поведения, при котором они хотят действовать
так, как они должны действовать в качестве
членов данного общества. Они должны желать
делать то, что объективно необходимо
для общества". Таким образом, через
социализацию социальный контроль осуществляется
как внутренний контроль личности за своим
поведением.
Внешний контроль осуществляется прежде
всего через механизмы группового давления,
поскольку каждый индивид включен в группу
( и не в одну) , в которой существуют собственные
культурные нормы, свой кодекс поведения.
Отклонение от них немедленно карается
соответствующими санкциями – от осуждения
до исключения из группы.
Внешний контроль, помимо неформального
группового контроля, осуществляется
и через механизмы формального – административно-правового
принуждения, насилия или угрозы насилия.
Во всех обществах, включая и современное,
насилие является важнейшим средством
социального контроля. В современном обществе
единственным легитимным институтом насилия
признается государство.Экономическое
давление также является мощным инструментом
социального контроля, который используется
не только собственно в сфере производства,
на рынке труда, но и в других общественных
сферах ( экономическая мотивация в системе
образования, искусстве и т.п.).
Таким образом, индивид включен в различные
общественные отношения, которые обладают
собственными системами социального контроля,
определяющими область его возможного
поведения практически во всех жизненных
ситуациях.