Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:51, контрольная работа
Эта проблема введена в социологию М.Вебером, который различал три типа авторитета, обеспечивающихся различными способами:
легально-рациональный авторитет основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность;
традиционный авторитет основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы);
харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам.
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО – теоретическая модель, пессимистически
описывающая социальные преобразования,
вызванные модернизацией ( прежде всего
урбанизацией, ростом массовых коммуникаций,
широким образованием, демократизацией
политики и т.п.). Активно разрабатывалась
в 1920-1960-е годы.
Согласно данной теории, главные особенности
массового общества заключаются в следующем:
- в разрыве социальных связей и обособленности
отдельных индивидов, ведущей к атомизации
общества;
Массовое общество критиковалось
с разных позиций. С консервативной
позиции ( "аристократический"
вариант концепции ) – за угрозу утраты
высокой культуры, опасности установления
господства массы, преклоняющейся перед
всем заурядным и рвущейся к власти, пытающейся
вытеснить элиту из политики и культуры
( "восстание масс", Х.Ортега-и-Гассет).
С либерально-демократической и лево-радикальной
позиции – за угрозу политической манипуляции
массами, за процессы обезличивания, атомизации,
отчуждения. Это направление теорий массового
общества использовалось для критики
тоталитаризма и зачастую отождествляло
тоталитарное и массовое общество ( Х.Аренд).
В дальнейшем теория массового общества
служит для критики ряда процессов современного
капитализма, таких как бюрократизация
общественной жизни и централизация власти,
упадок автономных общественных организаций,
возрастающий конформизм и отчуждение
личности ( Э.Фромм, Д.Рисмен, Ч.Р.Миллс
и др.)
В 60-7-е гг. Д.Белл и Э.Шилз попытались преодолеть
критическую направленность теорий массового
общества и превратить их в еще одну апологетическую
модель описания современного индустриального
общества, противоположного обществу
традиционному. При этом подчеркивалась
интеграция масс в систему институтов
массового общества, формирование единой
культуры, чему способствовали массовые
коммуникации, преодоление социальных
антагонизмов и формирование более социально
однородного общества. (См. массовая культура. )
МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - перемещение индивидов и социальных
групп общества между различными позициями
в системе социальной стратификации. Проблематика
социальной мобильности и сам термин были
введены в социологию П.Сорокиным.
Движение вверх в соответствующей статусной
иерархии представляет собой восходящую мобильность,
вниз – нисходящую
. Индивидуальная социальная мобильность
связана ссоциальными перемещениями отдельных
индивидов, групповая –
с изменениями социальной структуры общества
и самих оснований социальной стратификации
( революции, реформы). Выделяют также межпоколенческую
(интергенерационную)
мобильность – различия между отцом и
сыном, социально-экономическим классом
или статусом семьи происхождения человека
по сравнению с достигнутым им лично, и
мобильность внутри поколения (интрагенерационную)
– взлеты и падения индивидуальной карьеры.
В современной социологии существуют
многообразные способы количественного
измерения социальной мобильности, индексы
мобильности, коэффициенты связи мобильности
с полом, уровнем образования, национальностью
и т.д. Это одно из основных направлений
изучения социальной структуры общества,
сравнительного анализа различных стран.
Различные типы обществ существенно различаются
по характеру и уровню мобильности. Общества,
обладающие ограниченными возможностями
социальной мобильности, обычно называют
"закрытыми". В качестве предельного
варианта такого общества можно рассматривать
кастовый строй в Индии, где социальная
мобильность (теоретически) невозможна
в принципе. В целом традиционные общества
обычно считаются "закрытыми". Соответственно,
"открытые" общества – это общества
с высоким уровнем и сложным характером
социальной мобильности. Таково современное
индустриальное общество. В постсовременном
постиндустриальном обществе уровень
и темпы социальной мобильности еще больше
повышаются. В социологических исследованиях
это проявилось в появлении "социологии
жизненного пути" – дисциплины, исследующей
"биографическую мобильность", т.е.
мобильность отдельных индивидов, уникальные
жизненные пути (карьеры).
МОДЕРН – вся совокупность условий жизни , созданных в ходе экономической, политической, философской, научной, религиозной и культурной эволюции , начавшейся в Европе с эпохи Нового времени.
МОДЕРНИЗМ – "дух" Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной науки, с ее культом рационального знания и технических преобразований, с ее уверенностью в поступательном развитии общества, бесконечном прогрессе человечества.
МОДЕРНИЗАЦИЯ - процесс перехода от традиционного,
аграрного общества к обществам современным,
индустриальным. Это более широкий социальный
процесс, чем индустриализация или переход
к капитализму.
В классической социологии этот процесс
анализировался Марксом через противопоставление
"первичной" (архаической) и "вторичной"
общественных формаций, традиционных
естественных, непосредственно личных
отношений – и отношений отчужденных,
материально-вещных, опосредованных разделением
труда и товарным обменом. Конт анализировал
этот процесс через противопоставление
военного и промышленного общества, Дюркгейм
– через дихотомию "механическая"
– "органическая" солидарность, Вебер
– через понятие "рационализация",
Теннис – "общность" и "общество"
и т.д.
Для современной социологии дихотомия
"традиция – современность" остается
базовой, фиксирующей общее направление
социальных изменений в процессе модернизации.
Общая направленность таких изменений
характеризуется как переход от жестких
социальных структур, с аскриптивной локальной,
групповой принадлежностью людей и доминированием
межличностных, групповых отношений –
к более подвижным, более гибким социальным
структурам, многообразным ролевым отношениям
и достигаемым социальным статусам, от
партикуляристских (частных) к универсальным
идентичностям и ценностным ориентациям;
в конечном счете – от традиционной общинности
к индивидуальной автономии.
Классические теории модернизации описывали
так называемую "первичную" модернизацию,
исторически совпавшую с процессом генезиса
западного капитализма. Более поздние
теории модернизации описывают модернизацию,
получившую название "вторичной",
или "догоняющей" модернизации, которая
осуществляется в условиях существования
"образца". Часто такая модернизация
понимается как вестернизация, т.е. процесс
прямого заимствования (или насаждения)
западно-европейской либеральной модели
модернизации практически без учета специфики
условий модернизирующейся страны, ее
исторических традиций и культуры.По сути
такая модернизация представляет собой
всемирный процесс вытеснения локальных,
местных типов культуры и социальной организации
"универсальными" (западными) формами
современности. В последние годы наметился
отход от таких представлений (см. постмодернизм ).
НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ - предписания, служащие общими
указаниями для социального действия
и выражающие социальные ожидания "правильного"
или "надлежащего" поведения. Определенная
упорядоченность поведения людей в обществе
как раз и является результатом следования
общим ожиданиям или нормам, система которых
называется нормативным порядком, обеспечивающим
сохранение и воспроизводство образца.
Социальная норма не обязательно выражает
реальное поведение – это скорее "ожидаемое"
поведение. Нормы предполагают наличие легитимности.
Они осваиваются в процессе социализации индивидо
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ – одна из характеристик общества модерна (современного общества), которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления ( все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т.п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которое формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют "экономикой потребителя" ( а не производителя), где не предложение формирует спрос, а напротив – спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – широкое понятие, объединяющее
различные совокупности людей, для которых
характерны некоторые одинаковые черты
жизнедеятельности и сознания. Общности
различного типа – это формы совместной
жизнедеятельности людей, формы человеческого
общежития.
Они складываются на различной основе
и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся
в сфере общественного производства (
классы, профессиональные группы и т.п.),
вырастающие на этнической основе (народности,
нации), на основе демографических различий
(поло-возрастные общности) и др.
Исторически первой формой социальной
общности была семья и такие, основанные
на кровнородственных отношениях, социальные
общности, как род и племя. В дальнейшем
социальные общности формируются также
и на других основаниях и несут на себе
отпечатки конкретного социально-экономического
строя.
Для социальных общностей характерно
не только наличие общих объективных характеристик,
но и осознание единства своих интересов
по сравнению с другими общностями, более
или менее развитое чувство "мы".
Именно на этой основе происходит превращение
простой (статистической) совокупности
людей, обладающих общими объективными
характеристиками, в реальную социальную
общность ( в частности, "класса в себе"
в "класс для себя". См. класс .).
Люди одновременно являются членами различных
общностей, с разной степенью внутреннего
единства. Поэтому часто единство в одном
(например, в национальной принадлежности)
может уступить место различию в другом
(например, в классовой принадлежности).
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - закрытая и иерархическая
структура, создаваемая под определенные
цели и обладающая внутренней формальной
статусно-ролевой и ценностно-нормативной
структурой. Организация – один из важнейших
элементов структуры современного общества.
Большая часть социальных групп в
современном обществе существует в виде
организаций ( от детского сада, школы
и вуза до трудового коллектива, партии
и профсоюза). От других социальных групп
(семьи, групп общения и т.п.) организации
отличает именно формальный характер
отношений.
Современные теории организации выросли
из веберовской концепции бюрократии как
идеальной формы организации. Сейчас бюрократическая
система организации (в современной терминологии
– "механистическая") считается лишь
одной из организационных форм, которая
эффективна в стабильных ситуациях, характеризующихся
неизменными технологиями и стабильными
рынками. Поскольку сейчас такая ситуация
крайне нетипична, доминирует другая форма
организации – небюрократическая, "органическая",
которая эффективна в ситуациях нестабильных,
требующих децентрализации принятия решений
и инициативности всех членов организации.
В таких системах организации очень важное
значение приобретает организационная
культура. Она рассматривается как объединяющая
сила, обеспечивающая такую мотивацию
членов организации, которая соответствует
целям компании, определяемым высшим менеджментом
(топ-менеджментом). Топ-менеджмент целенаправленно
создает организационную культуру, формирующую
у служащих чувство принадлежности к фирме,
общности интересов, что компенсирует
сокращение традиционных механизмов социального
контроля. Именно с развитием организационной
культуры связан успех японского менеджмента.
ОРГАНИЦИЗМ – методологическая ориентация,
получившая распространение во второй
половине 19 века. В ней общество рассматривается
как целостный организм, поведение которого
неразложимо на отдельные элементы.
Наиболее известны биосоциальные теории
(Шеффле, Вормс, Лилиенфельд ), в которых
проводились прямые аналогии между обществом
и организмом: торговля уподоблялась кровообращению,
деятельность правительства – функционированию
головного мозга и т.д. Однако существовали
и иные направления органицизма, к примеру,
социально-психологическое, согласно
которому целостность общества определяется
коллективным сознанием, не сводимым к
сознанию отдельных индивидов.
Органицизм сыграл положительную роль
при переходе от механицистских моделей
общества как совокупности отдельных,
изолированных индивидов ("робинзонад")
к более сложным моделям, в которых общество
и другие социальные образования рассматриваются
как определенное целое. В этом отношении
он может рассматриваться в качестве предшественника
современных системных подходов в социологии.
В современной социологии органицизм
имеет более сложные формы и отражает
сближение биологии с общественными науками,
которое выражается, в частности, в становлении
и развитии самостоятельной научной дисциплины
– социобиологии. Современная наука признает
некоторое сходство между обществом и
организмом. Но между ними существуют
и принципиальные различия, что исключает
прямые аналогии.
ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ – это определенная , упорядоченная
система взаимоотношений индивидов, входящих
в различные социальные общности.
Люди взаимодействуют друг с другом не
случайным образом. Они являются членами
определенных социальных групп, занимают
определенные статусные позиции. Поэтому
с другими людьми они вступают в отношения,
соответствующие этим позициям. Эти отношения
более или менее устойчиво воспроизводятся
в процессе функционирования общества.
Изменение социального статуса индивида
неизбежно влечет за собой изменение характера
его отношений с другими людьми. Социальные
изменения предполагают изменение всей
системы взаимоотношений в этой сложной
конструкции социальных связей и взаимодействий.
РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – состояние общества, которое
характеризуется отсутствием существенных
социальных различий. Одна из гуманистических
общечеловеческих ценностей.
Первоначально идея социального равенства
насила религиозный характер. Согласно
христианству и некоторым другим религиям,
все люди равны от рождения. Это так называемая
идея онтологического равенства людей.
В смысле равенства возможностей понятие
социального равенства использовалось
в качестве одного из трех основных принципов
буржуазных революций (свобода, равенство,
братство) и буржуазного права. Оно было
направлено против феодально-сословных
привилегий и утверждало новый – достижительский
принцип организации системы социальной
Социализм углубил идею либерально-буржуазного
равенства возможностей до идеи фактического
равенства. Необходимой предпосылкой
его достижения считается социальная
революция, которая должна устранить причины
социального неравенства, прежде всего
частную собственность на средства производства,
и обеспечить удовлетворение потребностей
всех членов общества, в котором "всестороннее
развитие каждого является условием всестороннего
развития всех" (К.Маркс).