Безконфликтное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом безконфликтное поведение.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3                                                                                                                

Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей

                 младшего школьного возраста                                                             

    1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
    2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13                                            
    3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24                                                      

Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе  игровых тренингов                                      

            2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33         

    1. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе

          игровых тренингов…………….……………………………………..46                                                                                             2.3     Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию       

навыков бесконфликтного поведения…………………………...54                                                         

Заключение…………………………………..………………………….62

Список литературы……………………………………………………65

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

У детей младшего школьного  возраста происходит становление процесса общения, формирование навыков взаимодействия и культуры поведения. К этому времени ребенок уже многого достиг в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях.

           Однако, навыки социального взаимодействия  находятся на стадии развития  и становления, особенно это  касается навыков бесконфликтного поведения.

            Проблема формирования навыков  бесконфликтного поведения является  одной из первоочередных для  детей младшего школьного возраста, так как им свойственно частое  проявление агрессивных действий  по отношению к сверстникам, несформированности  навыков культуры поведения, стремление доминировать, неадекватная оценка своих возможностей, несформированности навыков социальной перцепции.

              В связи с вышесказанным работа  социального педагога с детьми  данного возраста включает в себя формирование навыков бесконфликтного поведения.

              Навык бесконфликтного поведения  – это действие, сформированное  путем повторения, характеризующееся  высокой степенью освоения и  отсутствия поэлементной сознательной  регуляции и контроля, хорошо усвоенный и автоматизированный способ действия в конкретной   ситуации. Е.В.Руденский выделяет следующие навыки разрешения конфликта:

              - умение учитывать мнение всех  участников деятельности.

 

              - умение адекватно оценить свои возможности и способности в процессе совместной деятельности.

              - умение эмоционально отстраненно  анализировать конфликтную ситуацию. Р.В. Овчарова, Л.И. Божович, Е.В.  Руденский изучая закономерности  поведения младших школьников отмечают следующие особенности: причины конфликтного поведения в младшем школьном возрасте кроются:

                  - появляется новая система отношений,  которую приходится строить новоиспеченному  школьнику.

                  - близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как и все дети в его возрасте.

                  Тема конфликта является одной  из наиболее традиционных и  важных в исследованиях интерактивного аспекта общения. Конфликт чаще всего проявляется в споре, где каждый пытается отстоять своё мнение и доказать другому свою правоту.

                  Традиционный конфликт представляет  собой открытое столкновение  противоположных позиций, интересов, взглядов, субъектов взаимодействия.

                   Конфликт – это многомерное,  многоуровневое, многофункциональное  психологическое явление.

                   Проблемой формирования бесконфликтного  поведения в младшем школьном  возрасте занимались А.В. Запорожец, Т.Е. Сухарев, А.А. Рояк, Р.В. Овчарова, А.Н. Леонтьев. По мнению этих авторов существует много форм развития навыков разрешения конфликта и игровой тренинг стоит среди них на первом месте. Так как игровой тренинг позволяет ребёнку моделировать жизненные ситуации, проигрывать различные варианты поведения в процессе конфликта и помогает эмоционально отстранённо взглянуть на негативную ситуацию общения.

                    Р.В. Овчарова разработала игровые  приемы /тренинги/, которые являются одной из форм работы с конфликтными детьми. Она основана на длительном подходе и использует тренинг в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушений общения у детей младшего школьного возраста.

                    Игровая деятельность (игровой тренинг) - это форма деятельности в  условных ситуациях, направленная  на воссоздание и усвоение  общественного опыта, фиксированного  в социально закреплённых способах  осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

                    В игровом тренинге, как в особом  виде общественной практики, воспроизводятся  нормы человеческой жизни и   деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие  личности.

                    Д. Б. Эльконин в ходе исследования игровой деятельности установил, что игра влияет на формирование бесконфликтного поведения у младших школьников. В процессе игровой деятельности формируются навыки по разрешению конфликта; происходит перестройка поведения – оно становится произвольным, играя, ребёнок выполняет одновременно две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой – Контролирует свое поведение. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений становятся через игровой тренинг источником развития поведения самого ребёнка.

                Поэтому, работу социального педагога  по формированию навыков бесконфликтного  поведения целесообразно строить  в процессе игровых тренингов,  используя специальные игровые  методы и примеры.

Объект: поведение детей младшего школьного возраста.

Предмет: процесс формирования навыков бесконфликтного поведения 

                 В процессе игровых тренингов.

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на

          формирование  навыков бесконфликтного поведения у детей

           младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей

младшего школьного  возраста

  1. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
  2. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
  3. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников

 

 

 

 

 

 

Глава I: Теоретические основы конфликтного поведения детей младшего школьного возраста.

    1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста проблема общения.

         Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством   в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет.

         Поступивший  в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как и все дети в его возрасте.

          К концу дошкольного возраста  ребенок представляет собой в  известном смысле личность. Он  отдает себе отчет в том,  какое место занимает он среди  людей, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов не столько его собственным отношением к самому себе ("Я хороший"), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлективные способности.

          В этом возрасте существенным  достижением в развитии личности  ребенка выступает преобладание  мотива "Я должен" над мотивом  "Я хочу". Один из важнейших  итогов психического развития  в период дошкольного детства  – психологическая готовность  ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику.

                Младший школьный возраст обещает  ребенку новые достижения в  новой сфере человеческой деятельности – учении. В начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование и другие виды учебной деятельности. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителями и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем за вниманием.

  Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормируемый мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

            До школы индивидуальные особенности  ребенка могли не мешать его  естественному развитию, так как  эти особенности принимались  и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация  условий жизни ребенка, в результате  выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. 

            Эти отклонения ложатся в основу  детских страхов, снижают волевую  активность, вызывают угнетенные  состояния и т.д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и т.д.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок  продолжает развивать рефлексию  на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет  сою волю к достижению учебных  целей .

             Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

Речевое и эмоциональное  общение. Проблемы общения.

              Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержке со стороны родителей и без подсказке с их стороны о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителями и сверстниками. Именного усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. В условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.

Информация о работе Безконфликтное поведение