Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
Глава II Формирование навыков бесконфликтного
поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного
поведения………………………………………………………
игровых тренингов…………….…………………
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..……………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
У детей младшего школьного возраста происходит становление процесса общения, формирование навыков взаимодействия и культуры поведения. К этому времени ребенок уже многого достиг в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях.
Однако, навыки социального
Проблема формирования навыков
бесконфликтного поведения
В связи с вышесказанным
Навык бесконфликтного
- умение учитывать мнение всех участников деятельности.
- умение адекватно оценить свои возможности и способности в процессе совместной деятельности.
- умение эмоционально
- появляется новая система
- близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как и все дети в его возрасте.
Тема конфликта является одной
из наиболее традиционных и
важных в исследованиях интерак
Традиционный конфликт
Конфликт – это многомерное, многоуровневое, многофункциональное психологическое явление.
Проблемой формирования
Р.В. Овчарова разработала
Игровая деятельность (игровой тренинг)
- это форма деятельности в
условных ситуациях,
В игровом тренинге, как в особом
виде общественной практики, воспроизводятся
нормы человеческой жизни и
деятельности, а также интеллектуальное,
эмоциональное, нравственное
Д. Б. Эльконин в ходе исследования игровой деятельности установил, что игра влияет на формирование бесконфликтного поведения у младших школьников. В процессе игровой деятельности формируются навыки по разрешению конфликта; происходит перестройка поведения – оно становится произвольным, играя, ребёнок выполняет одновременно две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой – Контролирует свое поведение. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений становятся через игровой тренинг источником развития поведения самого ребёнка.
Поэтому, работу социального
Объект: поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет: процесс формирования
навыков бесконфликтного
В процессе игровых тренингов.
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
младшего школьного возраста
Глава I: Теоретические основы конфликтного поведения детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как и все дети в его возрасте.
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает он среди людей, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов не столько его собственным отношением к самому себе ("Я хороший"), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлективные способности.
В этом возрасте существенным
достижением в развитии
Младший школьный возраст
Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормируемый мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
До школы индивидуальные
Эти отклонения ложатся в
В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет сою волю к достижению учебных целей .
Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.
Речевое и эмоциональное общение. Проблемы общения.
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержке со стороны родителей и без подсказке с их стороны о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителями и сверстниками. Именного усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. В условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.