Безконфликтное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом безконфликтное поведение.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция социального педагога становится более активной. Приемы: интерпретация, отражение, демонстрация более адекватных способов поведения, внушение; создание ситуации выбора, требующих от ребенка определенного способа действий; использование специальных игр.

III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникаю0ими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.

По мнению Д.Б.Эльконина  в ходе исследования игры было установлено, что всякая игра содержит в себе скрытое правило и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Игра оказывает влияние на общение детей и в процессе игры у них формируются навыки по разрешению конфликта. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка-оно становится произвольным. Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли становится одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, то есть контролирует его. Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но  и наличием контроля за выполнением этого образца. Ролевое поведение в игре является сложно организованном оно ведет к формированию у младших школьников навыков по разрешению конфликтов. Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

Так как содержание ролей  главным образом сосредоточено  вокруг норм отношений между людьми, то есть ее основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди взрослых людей, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших норм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений, нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка. Освоение данных норм ведет к формированию бесконфликтного поведения у ребенка. В этом отношении значение игры едва ли может быть переоценена. Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Итак, содержанием развернутой ролевой игры являются отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами по принципу человек – человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия являются единицей игры. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношения между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и тоже содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. Игра имеет большое значение для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и ещё для много другого. Все эти воспитательные эффекты опираются  как  на свое основание  так и на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.       

            В младшем школьном возрасте  ребенок занимает совершенно  новое место в системе отношений  людей: у него появляются постоянные  обязанности, связанные с учебной  деятельностью. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормируемый мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности. Нередко в коллективе младших школьников возникают конфликтные ситуации. Существуют внутренние и внешние конфликты. Внешние конфликты чаще всего происходят при организации совместной деятельности или в её процессе. Такие конфликты, не имеют глубоких последствий и решаются детьми самостоятельно. Внутренние психологические конфликты среди младших школьников чаще всего скрыты от наблюдения и связаны нередко не с самой деятельностью, а со сформированностью этой деятельностью у детей. В результате возникает психологическая изоляция от сверстников, ухудшаются межличностные отношения с детьми. Такие конфликты могут разрешиться только при вмешательстве взрослого, в частности социального педагога. Социальный педагог в данной ситуации применяет наиболее эффективные формы работы с конфликтными детьми. Одной из наиболее эффективных форм работы социального педагога, помогающей разрешить конфликтные ситуации между детьми, является игра. В процессе игровой деятельности у ребенка формируются навыки по разрешению конфликта. Ребенок, играя, выполняет одновременно две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, то есть контролирует его. Игра, как одна из наиболее эффективных форм работы социального педагога, имеет большое значение для формирования дружного детского коллектива и способствует разрешению конфликтных ситуаций среди детей.                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II : Формирование навыков бесконфликтного поведения

                  в процессе игровых тренингов.

2.1. Диагностика сформированности  навыков бесконфликтного поведения  у младших школьников.

           Опытно- экспериментальная работа была проведена по типу педагогического эксперимента:

             Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.

             Задачи констатирующего эксперимента

1. Отработать критерии и показатели сформированности навыков бесконтрольного поведения. Из исследований Е.В. Руденского.

2. Подобрать диагностические  методики для определения уровня  сформированности навыков бесконфликтного   поведения у младших школьников.

3. Выявить уровень сформированности навыков бесконфликтного поведения у младших школьников, участвующих в опытно-экспериментальной работе.

Опытно-экспериментальная  работа была проведена на базе Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения, школы – интерната VII вида № 1 в 3 классе.

В 3 «А» классе обучается  больше мальчиков, чем девочек. Большинство  детей из неблагополучных, неполных семей. По этим причинам учащиеся имеют  низкую культуру общения, часто идут на конфликты с одноклассниками, а также имеют неадекватный уровень самооценки и притязаний. Конфликты разрешают путём драк, нередко используют нецензурные ругательства. Часто без причины могут обижать своих одноклассников, обзывать их, высмеивать их физические и умственные недостатки. Даже к девочкам ребята относятся как к друзьям: могут толкнуть, обозвать, посмеяться над ними. Дети очень трудно контролируют своё поведение, большинство очень вспыльчивы, сразу затевают драку, если им что-то не нравится.

       Многие  имеют завышенную самооценку и считают себя выше, умнее своих одноклассников, поэтому не желают прислушиваться к их мнению, как и ко мнению других людей.

        Из исследований Е.В. Руденского  были отобраны критерии и показатели  конфликтного поведения.

Е.В. Руденский выделяет основные критерии бесконфликтного поведения.

     Адекватная  оценка своего поведения характеризуется  знанием правил поведения в  классе – ученик знает, как  общаться со сверстниками и  учителями, знает обязанности  ученика, умеет руководствоваться   ими в процессе поведения; имеет адекватную самооценку: правильно оценивает свои возможности  и способности.

      Умение  подчиниться, если этого требует  ситуация общения, выражается  в отсутствии стремления к  первенству, стремление к первенству  возникает только в процессе хорошо освоенной деятельности, а также в умении прислушиваться к мнению других – ребёнок умеет выслушать аргументированное высказывание оппонента, склонен изменить своё мнение, если это поможет достижению  цели совместной деятельности.

       Низкий уровень агрессивности предполагает отсутствие физической и вербальной агрессии. Ребёнок не использует бранных слов, выбирает спокойный тон, в конфликтной ситуации для отстаивания своего мнения не использует физические агрессивные действия.

      Критерии  и показатели бесконфликтного поведения по Е.В. Руденскому

 

 


 

 

 

 

 

 

Модель уровней бесконфликтного  поведения у младших школьников.

                По исследованиям Е. В. Руденского.

1. Высокий уровень.

Адекватная оценка своего поведения: знание правил поведения в классе – знает как общаться со сверстниками и учителями, знает обязанности ученика, умеет руководствоваться ими; адекватная самооценка: правильно оценивает свои возможности, способности.  Умение подчиниться, если этого требует ситуация общения: отсутствие стремления к первенству, стремление к первенству возникает только в процессе хорошо освоенной деятельности; умение прислушиваться к мнению других: умеет выслушать аргументированное высказывание оппонента, склонен изменить своё мнение, если это поможет достижению цели совместной деятельности.

         Отсутствует агрессивность физическая  и вербальная – не использует  бранных слов, выбирает спокойный  тон, в конфликтной ситуации  для отстаивания своего мнения  не использует физически агрессивные действия.

2. Средний уровень

           Неадекватно оценивает своё поведение: знает правила поведения в классе – знает как общаться со сверстниками и учителями, знает обязанности ученика, но не умеет руководствоваться ими в конфликтной ситуации; неадекватно оценивает свои возможности, способности. Не всегда умеет подчиниться, если этого требует ситуация общения: редко прислушивается к мнению других, часто возникает стремление к первенству по поводу деятельности, в которой не достиг достаточной компетентности; не умеет прислушиваться к мнению других: не способен выслушать аргументированное высказывание оппонента, но склонен  изменять своё мнение, если это поможет достижению цели совместной деятельности. В некоторых конфликтных ситуациях проявляет вербальную и физическую агрессию: используют в общении бранные слова, для отстаивание своего мнения применяет физически агрессивные действия.

3. Низкий уровень

               Неадекватная  оценка своего поведения:  не достаточно хорошо знает  правила поведения в классе – не знает как правильно общаться со сверстниками учителями, не выполняет обязанности ученика. Неадекватно оценивает свои возможности и способности. Не умеет подчиняться, если этого требует ситуация общения: присутствует стремление к первенству, даже в плохо освоенной деятельности; не умеет прислушиваться к мнению других: не слушает аргументированное высказывание оппонента, не склонен изменить своё мнение, даже если это поможет достижению цели совместной деятельности.

              Присутствует физическая и вербальная агрессия: часто использует в речи бранные слова, общается со сверстниками в грубом тоне, в конфликтной ситуации для отстаивания своего мнения используют физически агрессивные действия.

Методика «Закончи историю» Р.Р. Калинина

Цель: выявить знание правил поведения в классе

Описание методики: экспериментатор рассказывает испытуемому истории, задача испытуемого их закончить.

Материал: Незаконченные истории, ручка, лист бумаги.

Условия проведения: Индивидуально с каждым испытуемым.

 

ТАБЛИЦА №1

№ п/п

Имя

ребенка

Критерии и показатели

Адекватная оценка своего поведения

Знание правил поведения  в классе

1.

Серёжа С.

Знает правила поведения  в классе, но

забывает о них в  конфликтных ситуациях

2.

Маша Н.

Знает правила поведения, старается их соблюдать в классе.

3.

Серёжа У.

Знает правила поведения  в классе, но пользуется ими только в своих интересах.

4.

Виталик Т.

Плохо знает правила  поведения в классе.

5.

Дима Д.

Знает правила поведения  в классе, но часто использует бранные слова в конфликтных ситуациях.

6.

Олег Г.

Не достаточно хорошо знает правила поведения в  классе, но старается выполнять их.

7.

Андрей Д.

Знает правила поведения  в классе, но нередко нарушает дисциплину.

8.

Саша П.

Знаком с правилами  поведения в классе, но часто забывает о них, когда затрагиваются его интересы.


     Проведенная Методика «Закончи историю» позволила выявить знание правил поведения в классе.

Диагностика «Изучение  коммуникативных умений».

                                                         Г.А. Урунтаева.

Цель: Определить умение руководствоваться правилами поведения в классе.

Описание методики: экспериментатор предлагает испытуемым по одному изображению рукавички и просит украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Экспериментатор поясняет, что сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Испытуемым предлагается один набор карандашей, чтобы была возможность делиться друг с другом.

Материал: силуэтные изображения рукавичек, набор цветных карандашей.

Условие проведения: в изолированном помещении с подгруппой детей (2 человека).

Информация о работе Безконфликтное поведение