Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65
Проведенная методика позволила выявить то, что 4 человека имеют адекватную самооценку, на лесенке располагают себя наравне с остальными ребятами; 4 человека имеют неадекватную самооценку, считают себя выше всех остальных одноклассников.
Таблица № 4 Диагностика «САТ»
№№ п/п |
Имя ребенка |
Критерии и показатели |
Умение подчиняться, если этого требует ситуация общения | ||
Отсутствие стремления к первенству | ||
1 |
Серёжа С |
Стремление к первенству, хочет быть лидером |
2 |
Маша Н. |
Не стремится к первенству, не старается быть лидером. |
3 |
Серёжа У. |
Стремится к доминированию и лидерству. |
4 |
Виталик Т. |
Не стремится к первенству и лидерству |
5 |
Дима Д. |
Не стремится к первенству и лидерству. |
6 |
Олег Г. |
Редко возникает стремление к первенству, не старается быть лидером. |
7 |
Андрей Д. |
Не стремится и не старается быть первым |
8 |
Саша П. |
Стремится быть первым, хочет быть лидером в классе. |
Проведенная диагностика позволила определить то, что 5 человек не стремятся к первенству и лидерству, умеют подчиниться, если этого требует ситуация общения; 3 человека стремятся к лидерству, не умеют подчиняться, если этого требует ситуация общения.
Таблица №5 Модификация теста Розенцвейга.
№ п/п |
Имя ребенка |
Критерии и показатели | |
Умение подчиниться, если этого требует ситуация общения |
Уровень агрессивности | ||
Умение прислушиваться к мнению других |
Уровень физической агрессии | ||
1 |
Серёжа С |
Редко прислушивается к мнению других |
В конфликтных ситуациях сразу вступает в драку |
2 |
Маша Н. |
Старается по возможности прислушиваться к мнению других |
Не проявляет физической агрессии |
3 |
Серёжа У. |
Почи=ти не слушает чужого мнения |
Проявляет физическую агрессию: толкает других, дерётся |
4 |
Виталик Т. |
Способен прислушиваться к мнению окружающих |
Старается не вступать в драки |
5 |
Дима Д. |
Не прислушивается к мнению других |
Провоцирует ссоры, вступает в драки |
6 |
Олег Г. |
Способен прислушиваться к мнению окружающих |
Проявляет физическую агрессивность |
7 |
Андрей Д. |
Способен прислушиваться к мнению других |
Старается разрешить конфликт, не применяя физическую агрессию |
8 |
Саша П. |
К мнению других прислушивается редко |
Почти никогда не разрешает конфликтных ситуаций мирным путём |
Модификация теста Розенцвейга позволила выявит то, что 3 человека способны прислушиваться к мнению других и не проявляют физическую агрессию; 5 человек не способны прислушиваться к чужому мнению, часто проявляют физическую агрессию и вступают в драки.
Таблица №6 Методика «Несуществующее животное»
№ п/п |
Имя ребенка |
Критерии и показатели |
Уровень агрессивности | ||
Вербальная агрессия | ||
1 |
Серёжа С. |
На рисунке нет признаков вербальной агрессии, острые зубы, когти отсутствуют. |
2 |
Маша Н. |
Нарисованное животное не агрессивно, рисунок не содержит вербальной агрессии. |
3 |
Серёжа У. |
Нарисованное животное агрессивно, присутствуют клыки, когти, длинный язык. |
4 |
Виталик Т. |
У животного изобразил острые зубы. |
5 |
Дима Д. |
На рисунке отсутствует вербальная агрессия. |
6 |
Олег Г. |
На рисунке изобразил клыки и язык |
7 |
Андрей Д. |
Отсутствует вербальная агрессия, животное не агрессивно. |
8 |
Саша П. |
Нарисовал животному острые зубы. |
Методика «Несуществующее животное» позволила определить наличие вербальной агрессии у 4 человек и её отсутствие у 4 человек.
Проведённое диагностирование позволило отнести детей к разным уровням сформированности навыков бесконфликтного поведения.
К I высокому уровню из детей, участвующих в опытно – экспериментальной работе были отнесены Маша Н. и Андрей Д. Эти дети имеют адекватную оценку своего поведения, умеют подчиниться, если этого требует ситуация общения, в их поведении отсутствует физическая агрессия, и почти отсутствует вербальная агрессия.
Ко II среднему уровню относится Дима Д., Виталик Т.; Дети знают правила поведения в классе, но забывают о них в конфликтных ситуациях, не всегда умеют подчиниться, если этого требует ситуация общения. Проявляют физическую и вербальную агрессию в ситуациях конфликта.
К III низкому уровню были отнесены Серёжа С., Серёжа У., Олег Г., Саша П. Они неадекватно оценивают свое поведение: не всегда соблюдают правила поведения в классе, имеют неадекватную самооценку, не умеют подчиняться, если этого требует ситуация общения: присутствует стремление к первенству, не воспринимают мнение других людей. У детей присутствует физическая и вербальная агрессия.
По завершению опытно –
На констатирующем этапе к высокому уровню нельзя было отнести никого из детей. К среднему уровню были отнесены Маша Н., Виталик Т., Андрей Д. К низкому уровню относились Серёжа С., Серёжа У., Дима Д., Олег Г., Саша П.
На контрольном этапе уровень
повысился у Маши Н.и Андрея
Д. – они были отнесены к
высокому уровню. Дети стали лучше
руководствоваться правилами
К среднему уровню кроме
Полученные в ходе опытно –
экспериментальной работы
Социально – педагогическая
Наиболее эффективным средством формирования навыков бесконфликтного поведения являлся игровой тренинг, он способствовал наиболее эффективному формированию у детей навыков бесконфликтного поведения. Социально – педагогическая деятельность по формированию навыков бесконфликтного поведения была целенаправленной, систематической и последовательной. Отношение с детьми строились в атмосфере сотрудничества, партнёрства, дети высказывали свои просьбы и пожелания. В работе с детьми были использованы наглядные средства : атрибуты к играм и театрализованной деятельности.
Проведенная опытно –
Заключение.
В младшем школьном возрасте детям свойственно частое проявление агрессивных действий по отношению к сверстникам. Несформированность навыков культуры поведения, стремление доминировать очень часто приводят к возникновению конфликтных ситуаций. У детей младшего школьного возраста навыки социального взаимодействия находятся на стадии развития и становления, особенно навыки бесконфликтного поведения.
Задачей
социального педагога в данном
случае является формирование
навыков бесконфликтного
Целью работы по формированию навыков бесконфликтного поведения являлось: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
В работе по формированию
навыков бесконфликтного поведе
1) На основе анализа
с/п литературы выявить
2) Подобрать диагностический
инструментарий и определить
причины конфликтного
3) Подобрать и апробировать
игровые тренинги по
4) Определить эффективность
использования игровых
Проблемой
формирования бесконфликтного
Социально
– педагогическая деятельность,
построенная с учётом данных
закономерностей, принесла
Опытно
– экспериментальная работы
Исследование результатов показало, что навыки бесконфликтного поведения у детей находятся на низком уровне, в общении со сверстниками присутствует агрессивность.
В
соответствии с полученными
Полученные входе опытно – экспериментальной работы результаты были достигнуты за счёт включения детей в различные виды деятельности: игровую, театрализованную, трудовую. Эта деятельность соответствовала возрасту детей, их интересам и запросам.
Социально – педагогическая деятельность по формированию навыков бесконфликтного поведения включала в себя разные формы организации работы: групповую, подгрупповую, индивидуальную.
Наиболее эффективным
Социально – педагогическая
деятельность по формированию
навыков бесконфликтного
Используемые средства оказались достаточно эффективными. По итогам контрольного эксперимента была выявлена положительная динамика в формировании навыков бесконфликтного поведения
Работа в данном направлении продолжается и может быть предложена в качестве методического пособия для социального педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
8. Донцов, А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
9. Дубровина,
И. В. Возрастные особенности
психического развития детей.
10. Дубровина, И.В. Психология. – М.: Академия, 2001.
11. Захаров,
А.И. Как предупредить
1986.
12. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. – М. , 1996.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002 .
14. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М. , 1978.
15. Коломинский,
Я.Л. Психология
Минск.,1976
16. Коломинский,
Я.Л. Психология личных
коллективе. – Минск., 1969.
17. Кондратьева,
С. В. Педагогическая и
1996.
18. Куницына, В.Н. Нарушения,
барьеры, трудности
19. Лагунская, В.
А. Психология затрудненного