Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:07, дипломная работа
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросам гендерных исследований.
2. Провести гендерное исследование занятости сельских женщин.
3. Выявить особенности занятости женщин в сельской местности.
Введение………………………………………………………
3
Глава 1.
1.1.
1.2.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
Гендерные исследования занятости женщин……………….
Описание методики исследования…………………………..
5
19
Глава 2.
2.1.
2.2.
Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района).
Общая характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем………………………………...
Проблемы занятости женщин Туркменского района
(по материалам социологических исследований) ………….
21
23
Глава 3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста.
Понятие профориентационной работы …………………….
Основные направления работы школы по профориентации со старшеклассницами…. ………………..
Формы профссиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии……………………………………………………..
Психолого-педагогические особенности девушек старшеклассниц ………………………………………………
Методические рекомендации профориентационной работы с девушками в школе………………………………………….
33
35
36
38
40
Заключение…………………………………………………….
50
Литература……………………………………………………..
55
Приложения……………………………………………………
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра экономической, социальной и политической географии
ГЕНДЕРНЫЕ
АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН В СЕЛЬСКОЙ
МЕСТНОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО
СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТУРКМЕНСКОГО РАЙОНА).
Работа допущена к защите «__» _______________ 2003 г. |
Дипломная работа студентки 5 курса заочного отделения | |
Зав. кафедрой экономической и социальной географии Профессор, доктор географических наук БЕЛОЗЕРОВ В.С.
Дата защиты «__» _______________ 2003 г.
Оценка ________________ |
ЛАПИНОЙ ГАЛИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ | |
Научный руководитель: Доцент, кандидат географических наук ЭШРОКОВ В.М. Доцент, кандидат педагогических наук МУЯКИНА Е.А. |
Ставрополь, 2003 г.
Содержание
стр. | ||
Введение……………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. 1.1. 1.2. |
Теоретико-методологические аспекты исследования. Гендерные исследования занятости женщин………………. Описание методики исследования………………………….. |
5 19 |
Глава 2.
2.1.
2.2. |
Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района). Общая характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем………………………………... Проблемы занятости женщин Туркменского района (по материалам |
21
23 |
Глава 3.
3.1. 3.2.
3.3.
3.4.
3.5. |
Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста. Понятие профориентационной работы ……………………. Основные направления работы школы по профориентации со старшеклассницами…. ……………….. Формы профссиональной ориентации,
активизирующие деятельность старшеклассниц
по подготовке к выбору профессии……………………………………………………. Психолого-педагогические особенности девушек старшеклассниц ……………………………………………… Методические рекомендации профориентационной
работы с девушками в школе…………………………… |
33
35
36
38
40 |
Заключение…………………………………………………… |
50 | |
Литература…………………………………………………… |
55 | |
Приложения…………………………………………………… |
Происходящие в последние годы
структурные изменения в
Сложившаяся ныне система регулирования занятости не вполне учитывает гендерный аспект. В настоящее время практически не исследуется проблема занятости женщин, особенно в сельской местности, поэтому эта проблема представляется особо актуальной, тем более, что вопросы «гендера» и «гендерных исследований» в географии недостаточно широко представлены в научной литературе.
Данное исследование позволит провести
более углубленное, комплексное изучение
образовательно-
Бесспорная актуальность темы исследования,
достаточное своеобразие «
Цель нашего исследования – проследить и выявить особенности занятости сельских женщин.
Предметом исследования является гендерный аспект занятости женщин.
Объект исследования – занятость населения в сельской местности Ставропольского края.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать
научную литературу по
2. Провести гендерное
3. Выявить особенности занятости женщин в сельской местности.
В ходе исследования использовались следующие методы: анкетирование, контент-анализ прессы, комплексный анализ статистических данных и научной литературы, наблюдение.
Материалы работы могут быть использованы в практической деятельности сельских центров занятости населения.
1.1.Гендерные исследования занятости женщин
Для закрепления такого распределения ролей сложились мифы о «природном назначении» каждого пола, об особенностях мужской и женской занятости.
ХХ век существенно изменил многие стереотипы поло-ролевой идентификации общества. Важнейшим феноменом этих изменений стало переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности. В условиях выраженных изменений фактор пола является важнейшей составляющей любого серьезного исследования в области социально-гуманитарных наук. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.
Рассматриваемый вопрос
Понятие «гендерные
Достаточно широко вопросы положения женщин были затронуты в XVII веке. Сторонник женского равноправия Пулен де ля Барр в эссе «О равенстве обоих полов» доказывал, что неравенство полов есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы. (Рощин, 1995) .
Так называемый «женский вопрос» возник на волне революционных движений, потрясших мир на рубеже XVIII – XIX веков, в первую очередь под влиянием Великой Французской революции. Помимо политических предпосылок этому способствовала промышленная революция, создавшая потребность в дешевых женских руках и возложившая на них двойное бремя оплачиваемой и неоплачиваемой работы. К этому времени женщины почувствовали себя свободными и равными. Д.Годино писала, что к началу Великой Французской революции женщины принимали активное участие в жизни общества: огромная масса женщин работала на себя и обладала экономической независимостью, простолюдинки свободно посещали публичные места, светские дамы руководили из своих салонов придворной жизнью, диктовали моду не только на платья, но и на идею. ( Айвазова, 1998)
Просветители в целом
Больше того, в канун и
первый год революции
Возникает новое общественное явление – феминизм – движение в защиту политических и гражданских прав женщины. К числу его родоначальниц можно в равной мере отнести француженку Олимпию де Гуж, англичанку Мери Уолстонкрафт, американку Абигайл Адамс. Одним из первых документов феминизма, бесспорно, стала вышедшая в 1791году из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки». Но общество было еще не готово принять женщину, дав ей равные права с мужчинами. (Мертус,2000).
В сущности, весь XIX век для
женщины – это поиск ее
Философы, историки, идеологи – от консерваторов до либералов –твердили о гражданской несостоятельности женщины. В их глазах она слишком отягощена материнством, она часто больна, хрупка, нервна и склонна к истерии. Женщины в общественном месте, на собрании, на митинге, в толпе – неконтролируемы и опасны, они недостаточно образованы. Немногие пытались оспаривать устоявшееся понятие в обществе. Шарль Фурье в 1808 году в своем труде «Теория четырех движений» писал: «В целом прогресс и смена исторических периодов происходят в результате движения женщины по пути свободы… Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса». (Суханов, Безденежных, 1996) .
Начиная с 30-х годов XIX века, капитализм стремительно врывается в жизнь Западной Европы. Складывается крупная промышленность, начинается концентрация больших городов, распад ремесленного труда. Распространение массового женского наемного труда сопровождается кризисом семьи в самых низших слоях городского общества. Кроме того, оно превращает женщину в конкурента мужчине на рынке труда, обостряя напряженность в социальных позициях между полами.
К началу XX века появилось много феминистских направлений: активно действовали суфражистки, социалистки, радикальные феминистки, женские благотворительные общества. В результате их деятельности женщинам удалось добиться права на образование; на равный с мужчинами труд, з/плату, получить право голоса и право быть избранными и т.д.
Особую роль в этом процессе сыграли марксисты.
У К. Маркса есть множество отдельных замечаний о роли и месте женщины в семье и обществе. Обобщенный труд на эту тему принадлежит перу Ф.Энгельса, это его работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она до сих пор входит в «золотой фонд» феминисткой литературы. Маркс и Энгельс обращались не столько к индивиду, будь то мужчина или женщина, сколько к массам. К массам женщин, втянутых в наемный труд, к их мужьям, тоже наемным труженикам. Им они объясняли, что за «таинством» пола скрываются своего рода «производственные отношения», которые одновременно являются природными и социальными отношениями. Кроме того, отношения социального неравенства, вытекающие из неравного разделения труда, при котором жена является рабой мужа. А рабство, в сущности – первая форма собственности, порожденная возможностью распоряжаться чужой рабочей силой. (Маркс, Энгельс).
Это был еще один шаг на пути формирования концепции «гендера» –социальных отношений пола.
В Концепции освобождения женщины центральной темой стала тема женского труда, которая рассматривалась в марксизме сквозь призму социально-экономических явлений. Концепция опиралась на демократический идеал «свободы, равенства, братства». И все-таки у нее был существенный изъян: тема личностного становления женщины, как основы эмансипации, была практически вытеснена темой коллективной борьбы женских масс за дело пролетариата, «уравнивание женщины перед лицом народного хозяйства» в качестве «трудовой силы» с трудовой силой мужчины. (Щепкина, 1998) .
Долгие годы многие западные феминистки были убеждены в плодотворности марксистского подхода к освобождению женщин – освобождению посредством труда.
В 1949 году во Франции, а затем практически во всех странах Запада, вышла в свет книга Симоны де Бовуар «Второй пол». Ее успех был ошеломляющим, но в России она появилась спустя пол века.
О чем же писала в ней Симона де Бовуар? Не вступая в прямую полемику с марксистской трактовкой «женского вопроса» и продолжая считать, что победа социализма способна освободить женщину, изменить ее положение в обществе, она переносила акцент с проблемы коллективной борьбы, как гарантии такого освобождения, на проблему личностного становления женщины в качестве субъекта. В центре ее внимания – не «женские массы» и их «коллективная борьба», а женская личность и ее место в истории.
Известный французский психолог Элизабет Бадинтер так писала об этом процессе: «Симона де Бовуар освободила миллионы женщин от тысячелетнего патриархального рабства… Несколько поколений женщин откликнулось на ее обращение к ним: поступайте, как я, и ничего не бойтесь; завоевывайте мир, он – Ваш…Ничто не заставит нас поверить в то, что семейный очаг – наше единственное назначение, домашнее хозяйство и материнство- непреложная, обязательная судьба…Она проложила нам дороги свободы».(Айвазова, 1998 ).