Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:07, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросам гендерных исследований.
2. Провести гендерное исследование занятости сельских женщин.
3. Выявить особенности занятости женщин в сельской местности.

Содержание

Введение………………………………………………………
3
Глава 1.
1.1.
1.2.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
Гендерные исследования занятости женщин……………….
Описание методики исследования…………………………..

5
19
Глава 2.


2.1.

2.2.
Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района).
Общая характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем………………………………...
Проблемы занятости женщин Туркменского района
(по материалам социологических исследований) ………….




21

23
Глава 3.

3.1.
3.2.

3.3.


3.4.

3.5.
Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста.
Понятие профориентационной работы …………………….
Основные направления работы школы по профориентации со старшеклассницами…. ………………..
Формы профссиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии……………………………………………………..
Психолого-педагогические особенности девушек старшеклассниц ………………………………………………
Методические рекомендации профориентационной работы с девушками в школе………………………………………….


33

35


36

38

40

Заключение…………………………………………………….
50

Литература……………………………………………………..
55

Приложения……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гендерные исследования занятости женщи1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 Задание 2. С помощью приведенной  ниже анкеты определите свою    способность к общению  (коммуникативные  способности). Для этого быстро  и точно ответьте на все  вопросы. Ответы  могут быть  только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

                                           Анкета.

  1. Много ли у вас друзей?
  2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  6. Трудно ли вам включаться в новые компании?
  7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

  1. Нравится ли вам постоянно находится среди людей?
  2. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  3. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  4. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  5. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  6. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  7. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
  8. Верно ли, что у вас много друзей?
  9. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  10. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный  на четные оцениваются в 1 балл. Подсчитайте  общий результат.

Если вы набрали менее 10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий. Вы, скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому; 10-13 баллов – средний уровень; 14 баллов и более – высокий. В таком случае для вас одна из радостей в жизни – общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.

 

Практическая  работа №2.

Тема: «Характеристика профессий  – профессиограмма».

Цель: научиться составлять профессиограммы, способствовать расширению кругозора о профессиях.

Размышляя, какую выбрать в будущем  профессию, каждый из вас так или иначе собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Собранные сведения вы анализируете, оцениваете, систематизируете. Фактически вы на простейшем уровне занимаетесь составлением профессиограмм – характеристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего.

Чтобы профессиограмма отражала истинное положение дела, надо стараться получить как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы и т.д. Работа по составлению профессиограмм позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней, поможет определить качества которые нужно развивать. 

Задание 1. Опишите профессию (специальность), которая входит в область ваших интересов, соответствует вашим индивидуальным психологическим особенностям. Описание проведите по плану.

                                                      План.

А. Общие сведения о профессии:

  1. возникновение профессии;
  2. смежные профессии;
  3. перспективность роста квалификации;
  4. спрос на профессию в вашем городе (районе).

Б. Характеристика процесса труда:

  1. важнейшие технологические операции;
  2. орудия труда;
  3. рабочее место;
  4. рабочая поза, преобладающие движения при труде;
  5. продукция;
  6. характер работы;
  7. в чем и как проявляется утомляемость после работы.

 В. Санитарно-гигиенические  условия труда:

  1. режим труда и рабочий ритм;
  2. микроклиматические условия (шум, освещенность и д.р.)
  3. основные требования к физическому состоянию организма работающего;
  4. медицинские противопоказания;
  5. основные меры по охране труда;
  6. возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.

Г. Психологические требования профессии  к человеку:

  1. возможные трудности и напряженные ситуации
  2. основные качества, которыми должен обладать работающий:

   а) эмоционально – волевые;

   б) деловые;

   в) моторные;

    г) внимание;

    д) мышление;

    е) тип памяти;

    ж) моральные качества.

Д. Сведения о профессиональной подготовке:

  1. характеристика учебных заведений;
  2. условия поступления;
  3. продолжительность обучения;
  4. основные изучаемые дисциплины;
  5. квалификация выпускника учебного заведения;
  6. зарплата работающего;
  7. перспективы профессионального роста или продвижения;
  8. продолжительность отпуска.

Е.         Что можно  читать о данной профессии?

Практическая работа №3

Тема: «Интересы и склонности».

 Цель: проверить устойчивость  своих интересов.

Для правильного выбора профессии  необходимо знать те требования, которые  предъявляют к человеку различные  профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности.

Любая профессия предъявляет требования к интересам. Интерес- это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни  человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор и т.д. Интересы различаются по содержанию, по широте, по глубине, по длительности.

Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Предложенная практическая работа позволит вам проверить устойчивость своих интересов.

 

Задание 1.

В течение трех минут напишите в  тетради как можно больше слов. А теперь, в течение трех минут напишите как можно больше слов, относящихся к любимому занятию.

    1. Подсчитайте процентное соотношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельностью или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Чем выше полученный процент, тем активнее ваше отношение к предпочитаемому виду деятельности или области знаний. Высокий процент говорит о том, что ваши профессиональные намерения истинны. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу.
    2. Подсчитайте общее количество написанных слов, относящихся к любимому занятию. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу. Большое количество верно написанных слов свидетельствует об осознанности выбора вашей работы.

При анализе результатов выполнения этого задания обратите внимание на следующее (при затруднении обратитесь за помощью к преподавателю):

а) на сколько широко и разносторонне  охватывают написанные слова предпочитаемую вами сферу деятельности или область  знаний;

б) к какому аспекту деятельности (непосредственное выполнение или общение, руководство, подчинение, планирование и т.д.) преимущественно относятся написанные слова;

в) насколько написанные слова взаимосвязаны  между собой.

Практическая  работа №4.

Тема: «Внимание».

Цель: Определить степень устойчивости своего внимания, особенности концентрации внимания, особенности его распределения.

Внимание -  это направленность нашего сознания на определенный объект. Объектом внимания может быть любой  внешний предмет или явление. Разные профессии предъявляют особые требования к разным свойствам внимания. Внимание, часто проявляясь, превращается у человека в его очень важную способность -  внимательность.

Задание 1.

Определите устойчивость своего внимания (длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость внимания утомляемости и отвлечению).

С этой целью попросите кого-нибудь засечь время, в течение которого вы сможете с помощью волевого усилия удержать восприятие рассматриваемого рисунка только в одном положении (например, видеть только усеченную пирамиду, приближающуюся к вам).

Задание 2.

Определите особенность распределения  своего внимания (умение одновременно делать несколько дел).

Попросите кого-нибудь засечь время, в течение которого вы называете  по порядку цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на листе  бумаги или на доске в обратном порядке: произносите один, пишите двадцать; произносите два, пишите девятнадцать и т.д.

Подсчитайте время и количество ошибок. Полученные результаты сравните между собой. Чем меньше время  и количество ошибок, тем лучше  распределение вашего внимания. Распределение внимания - формируемое качество.

Задание 3.

Определите особенность концентрации своего внимания (степень сосредоточенности внимания на одном только объекте).

Перед вами текст. Просматривая строку за строкой слева направо, в течение двух минут вычеркните как можно быстрее и без ошибок буквы «а» перед «л» и «о» после «м» (после окончания указанного времени поставьте вертикальную черту).

«Каждый, кто посетил город –  герой Минск и намерен продолжать свое путешествие, заблаговременно выбрал нужный маршрут. Если посмотреть на карту автомобильных дорог республики, то можно обратить внимание, что самые главные дороги разбегаются, словно лучики, от Белорусской столицы к областным городам: Бресту, Гродно, Могилеву, Гомелю, Витебску. На этих шоссе, пролегающих по живописнейшим местам Белоруссии,  вы можете сделать кратковременную остановку для отдыха, пообедать в одном из придорожных ресторанов, заправить машину бензином, произвести ремонт автомобиля, если в том будет необходимость.

Первые десятки километров шоссе плавно спускаются со  склонов Минской возвышенности. Справа и слева вспаханные поля, сосновые рощи. На вашем пути встретиться город Борисов, возникший в XII веке на левом берегу реки Березины. Вы минуете небольшой районный центр Крупки, а отсюда недалеко и от Орши – города Витебской области».

Подсчитайте:

а) сколько знаков вы успели просмотреть;

б) сколько знаков вычеркнуто правильно;

в) сколько знаков пропущено.

Сосредоточенность внимания определите  по формуле: а – б / (б+в), где а, б, в, - результаты по соответствующим пунктам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При выполнении дипломной работы по теме: «Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района)» нами был сделан анализ научной литературы. Мы пришли к выводу, что происходящие перемены в экономике привели к высвобождению значительной части населения, причем доля высвобождаемых женщин устойчиво превышает долю мужчин.

Информация о работе Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту