Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:07, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросам гендерных исследований.
2. Провести гендерное исследование занятости сельских женщин.
3. Выявить особенности занятости женщин в сельской местности.

Содержание

Введение………………………………………………………
3
Глава 1.
1.1.
1.2.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
Гендерные исследования занятости женщин……………….
Описание методики исследования…………………………..

5
19
Глава 2.


2.1.

2.2.
Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района).
Общая характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем………………………………...
Проблемы занятости женщин Туркменского района
(по материалам социологических исследований) ………….




21

23
Глава 3.

3.1.
3.2.

3.3.


3.4.

3.5.
Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста.
Понятие профориентационной работы …………………….
Основные направления работы школы по профориентации со старшеклассницами…. ………………..
Формы профссиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии……………………………………………………..
Психолого-педагогические особенности девушек старшеклассниц ………………………………………………
Методические рекомендации профориентационной работы с девушками в школе………………………………………….


33

35


36

38

40

Заключение…………………………………………………….
50

Литература……………………………………………………..
55

Приложения……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гендерные исследования занятости женщи1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время практически  не исследуются проблемы занятости женщин в сельской местности. Более того, вопросы «гендерных исследований» в географии рассматриваются недостаточно широко.

  ХХ век существенно изменил  многие стереотипы отношения  общества к женщине. Поэтому «гендерные аспекты» являются важной составляющей любых исследований в науке.

Анализ научной литературы позволил выделить границы периодов изменения положения женщин в обществе:

    1. до начала XVII века – период перераспределения ролей между полами, первые попытки исследования женского равноправия зарубежными просветителями;
    2. XVIII-XIX в.в. – возникновение «женского» вопроса в зарубежной Европе, реформы Петра I и Екатерины II, появление в России женщин профессионалов;
    3. первая половина XX в. – подъем женского движения, закрепление равноправия женщин в Конституции РФ;
    4. вторая половина XX в.- нарушение равновесия в структуре гендерных отношений, проявление гендерной асимметрии в российском обществе;
  1. начало XXI в. – подъем женского движения в России.

В дипломной работе представлена общая  характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем (по данным ЦСУ, Центра занятости).

Количество занятых женщин в  Туркменском районе 3,5 тыс.чел., причем, большая часть работает в бюджетной сфере. Более четверти женщин занято в сельском хозяйстве. Многие из них работают на производствах с применением тяжелого ручного труда, а также во вредных условиях.

Мы убедились, что уровень официальной  женской безработицы постоянно  превышает уровень официальной мужской безработицы. В ходе исследования выявлены причины «женской» безработицы в Туркменском районе: отсутствие вакансий в местах проживания, низкий спрос на «женский» труд, несовпадение профессионально – квалификационной структуры безработных со структурой вакансий, низкий уровень развития сел, отдаленность районного центра.

При работе над дипломным проектом было проведено социологическое  исследование, позволяющее определить проблемы занятости женщин Туркменского района.

Контент – анализ прессы показал, что средства массовой информации района поднимают вопросы «женской» темы, но, недостаточно полно освещают проблемы «женской» безработицы, «женской» занятости, положения женщин на рынке труда.

В ходе работы было проведено анкетирование  среди сельских женщин, которое показало, что женщины имеют достаточно высокий уровень образования, важное место в их жизни занимает семья и семейное положение, большинство сельских женщин не удовлетворены своим нынешним положением, многие имеют дополнительное занятие, приносящее доход. Женщины предпочитают работать в бюджетной сфере, они редко меняют место своей работы, рабочий день сельской женщины составляет 17 часов (!) (с учетом домашней работы).

Анализируя анкеты руководителей-мужчин, было установлено, что вопросы женской занятости руководителей предприятий особенно не волнуют.

Таким образом исследование показало, что женщины представляют собой  особую (часто слабозащищенную) категорию  работников. Вместе стем, для полноты  картины гендерных аспектов занятости  в сельской местности Ставрополья  требуются аналогичные исследования по другим административным районам Ставропольского края, которые, как мы считаем,  должны стать мониторинговыми.

Достижения уровня относительной  зрелости и необходимость перехода из общеобразовательной школы в  большую жизнь ставят перед старшеклассницами проблему трудового самоопределения, выбора профессии. Ко времени окончания средней школы у девушек формируются более определенные отношения к различным видам деятельности, перспективные установки и планы поведения для достижения намеченных целей. Их содержание и уровень развития характеризуют степень готовности девушек старшего - школьного возраста к трудовой жизни.

Однако, уровень психологической  готовности старшеклассниц к сознательному выбору профессии пока невысок, поэтому необходимым условием успешного вступления девушек в самостоятельную жизнь является активизация профориентационной работы в школе.

В ходе выполнения работы было изучено  несколько определений понятия «профориентация». На наш взгляд, наиболее конкретным является понятие: профориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.

Профессиональная ориентация в  общеобразовательной школе обеспечивает целенаправленное управление процессом профессионального самоопределения учащихся.

Основными направлениями работы школы  по профориентации с девушками – старшеклассницами является: профессиональное просвещение, предварительная диагностика, консультации, профессиональный отбор, социально – профессиональная адаптация, профессиональное воспитание.

Как показывает практика, формы организации  внеклассной и внешкольной работы, основанные на объединении учащихся, увлекающихся определенной областью знаний или каким – то практическим делом, общности их интересов и устремлений, способствуют сплочению школьного коллектива, формируют общественно активную личность.

Формами и методами профориентационной работы являются: индивидуальные задания, конкурсы мастерства, вечера, беседы, экскурсии, кружки и т.д.

Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное  влияние на повышение общей активности школьниц.

В дипломной работе рассмотрены психолого-педагогические особенности девушек старшего школьного возраста. В результате, мы пришли к выводу, что эти особенности позволяют старшеклассницам вплотную подходить к осознанному выбору профессии.

Профессиональная ориентация, обеспечивающая руководства развития и проверку профессиональных склонностей и способностей учащихся, увеличивает возможности молодых девушек в решении проблемы оптимального соответствия между личными качествами и требованиями намечаемой профессии, создает условия для нахождения каждой своего призвания. Проведенная воспитательная работа с учащимися по подготовке к сознательному выбору профессии, «проба сил» обеспечивают лучшее протекание процесса профессиональной адаптации молодежи к новым условиям учения и труда, к избранной профессии. Трудоустройство выпускниц, в соответствии с их личными жизненными планами, уменьшает число разочарований при выборе профессии.

Профессиональная ориентация в  конечном итоге служит важнейшим  фактором повышения качества и эффективности труда, она подготавливает почву для профессионального роста каждого работника.

                             

 

 

 

 

Литература
  1. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия // РИК «Дом Русанова»,1998.
  2. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // М.,РОНФ, 1997.
  3. БСЭ // <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_

Информация о работе Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту