Гендерный конфликт как социокультурный феномен историчности и самовоспроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Сегодня в нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от возраста и пола. Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над женщинами и установление гендерного равенства во всех сферах общественной жизни.
Проблема исследования стереотипов в отношении к себе и другим и возникает вследствие того, что в них фиксируются устоявшиеся упрощенные представления, на основе которых человек принимает решения, анализирует ситуацию, строит поведение.

Содержание

Введение 3
Глава I. Методологические основы гендерной конфликтологии 6
1.1 Понятие конфликта в системе социально философской мысли 6
1.2 Гендерный конфликт как разновидность социального конфликта 16
Глава II Гендерный конфликт как социокультурный феномен историчности и самовоспроизводства 21
2.1 Гендерная конфликтология: понятие, признаки, типологии, функции 21
2.2. Роль и место гендерной конфликтологии в современном обществе 28
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Глава II Гендерный конфликт как социокультурный феномен историчности и самовоспроизводства

2.1 Гендерная  конфликтология: понятие, признаки, типологии, функции

Гендерная конфликтология как  научная дисциплина призвана решать многочисленные конфликты как внутриличностного,  так и межличностного характера, протекающих на фоне гендерной асимметрии, психологических различий полов.

Предметом гендерной конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия социальных субъектов,  его теория,  основой которой  выступает понятийный аппарат с  его основными категориями –  гендер и конфликт. Объектом гендерной  конфликтологии является сама жизнь, бесконечное  разнообразие реальных  «живых»  конфликтов от детских ссор до серьезных  противоречий между мужчинами и  женщинами. Предмет и объект гендерной  конфликтологии тесно связаны между  собой, но не тождественные понятия.

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или  нежеланием личности или группы людей  соответствовать этим представлениям-требованиям.  Гендерная же конфликтология изучает  закономерности возникновения этих противоречий,  причины и источники  гендерных конфликтов,  а также  пути их урегулирования и управления. 

Гендерная конфликтология изучает  общественные институты,  которые  формируют традиционные роли и культурные нормы: государство, семью, систему  образования, механизм разделения труда, СМИ. В свою очередь традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала.

Гендерная конфликтология самым  непосредственным образом связана  с реализацией прав человека и  гражданина в государстве.

Гендерный аспект конфликтологии и заключается в том, что дает возможность различать мужские  и женские социальные роли,  поведение,  эмоциональные характеристики,  которые общество предписывает людям  на основе их биологического пола.  В основании гендерных различий лежит иерархия, в которой маскулинное обозначается как доминирующее, а фемининное - как подчиненное.

Гендерный подход в целом  предполагает, что различия в поведении  и восприятии мужчин и женщин определяется не столько их физиологическими особенностями, сколько такими социальными факторами, как воспитание, образование, и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского.

Гендер конструируется через  определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые здесь гендерные нормы и стереотипы в какой-то степени определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии людей, участие в принятии решений в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах.

В каждом обществе существуют свои сложившиеся стереотипы. Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный,  устойчивый,  эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ. Особенностями социального стереотипа, как регулятора социальных отношений, является феномен поляризации качеств человека и жестокая фиксированность такой полярной дихотомии.

Социально-экономические  и политические изменения в современном мире, жесткий темп общественной жизни требует от мужчин и женщин мобилизации таких личностных ресурсов,  как способность корректировать образ  «Я»,  умение правильно понимать собственные чувства и желания, а также мотивы и поступки других людей. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность.

Гендерная идентичность –  аспект самосознания, описывающий переживание  человеком себя как представителя  определенного пола. Это одна из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической  интериоризации  (от лат. interior - внутренние) мужских или женских черт, в  процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации[7, с.32].

Осознание собственной половой  принадлежности и становление гендерной  идентичности человека – одно из направлений его социализации. Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств.  Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли.

Американские социальные психологи М.Дойч и Р.Краусс отмечают, что нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение понятия «роль», а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеют в виду большинство авторов. Они выделяют следующие аспекты: 

• роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида в его взаимодействии с другими; 

• роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, т.е. как он представляет модель своего поведения во взаимодействии с другими; 

• роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

В широком смысле понятие  роли обозначает способ поведения людей  в системе межличностных отношений, зависящий от их позиций в обществе и отвечающий принятому в данном обществе набору норм, предписаний и ожиданий. Под гендерной ролью понимают систему социальных стандартов, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину или женщину. 

Стереотип – это мнение о личных качествах группы людей, которое может быть чрезмерно обобщенным и неточным. Стереотипы, в том числе и гендерные, часто порождают слишком условное и упрощенное представление о людях, формируют ожидания и установки в отношении других. Даже собственные представления личности о себе могут быть тесно связаны со стереотипами.

Женщина, проявившая свои способности, желая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе, и возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности.  Они сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении – все это препятствует реализации женщиной себя как личности, приводит к различного рода конфликтам[9, с.56].

Но и на мужчин гендерные  стереотипы также оказывают негативное влияние. Для многих из них полное соответствие нормам успешности (статус, умственная, физическая твердость, антиженственность) недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п.

Социально-психологический  анализ гендерных ролей дает ключ к осознанию таких психологических  проблем, как межличностные и  внутриличностные ролевые конфликты. Когда поведение индивида, который

выполняет какую-либо социальную роль,  соответствует ожидаемому образцу,  оно считается успешным.

Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов: знание роли; значимость выполняемой  роли; умение выполнять данную роль; способность рефлексировать свое ролевое  поведение.

Неуспешное выполнение той  или иной роли может вызвать конфликт. Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация,  в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относятся конфликты,  вызываемые тем,  что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много ролей, поэтому он не может исполнять все роли одинаково качественно. Внутриролевой конфликт порождается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми или разными социальными группами.

Гендерный стереотип закрепления  социальных ролей за определенным полом  влияет на возникновение гендерных конфликтов, в первую очередь, на интраиндивидуальном уровне (внутриличностные). Они представляют собой внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения. Наиболее ярким проявлением столкновения традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, который в социально-психологической литературе описан как «ролевой конфликт работающей женщины». Этот конфликт возникает вследствие большого количества социальных ролей, которые выполняет женщина, и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей[8, с.65].

Ролевой конфликт работающей женщины – это комплекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщин при отрицательной оценке ею того,  как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах.

Наиболее выраженный деструктивный  показатель ролевого конфликта – это чувство вины, которое рождается из модели восприятия женщиной своих ролей. Чувство вины характеризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявления – это отношение женщины к детям, мужу, работе, самой себе. Вероятность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек, вопреки своимжеланиям и потребностям, следует социокультурным предписаниям («мужчины так себя не ведут», «женщины так не поступают»).

Еще одним примером внутриличностного  конфликта является экзистенциальная (от позднелат. exsistentia - существование) кризисная ситуация. Эта ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обретению смысла своего бытия.

Данный конфликт может  быть инициирован событиями, которые  неожиданно ставят человека лицом к  лицу с фундаментальными вопросами его жизни, например, принятие важного решения, разрушение некоторых фундаментальных моделей поведения или способов взаимодействия с другими. Мужчины, воспринимающие профессиональную деятельность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенционального конфликта в случае потери работы или выхода на пенсию. Женщины же, реализуя «истинно женское предназначение быть матерью и хранительницей домашнего очага», часто переживают экзистенциональный кризис в период психологического отделения повзрослевших детей от семьи. Экзистенциональный конфликт, нарушая привычный образ существования, требует от человека переосмысления своей жизни. Успешное преодоление конфликта является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств и условий жизни[6, с.58].

В повседневной жизни не так просто сразу выделить существенные характеристики той или иной модели отношений (партнерские или доминантно-зависимое). Наиболее явно они проявляются в поведении людей в ситуации гендерного межличностного конфликта. В психологической литературе описаны продуктивные и непродуктивные способы поведения в конфликтной ситуации. К продуктивным способам относятся такие типы поведения, как сотрудничество, компромисс, а к непродуктивным – соперничество, вражда, приспособление и избегание. Здесь любое возникшее противоречие интерпретируется в терминах борьбы между мужчиной и женщиной, в которой кто-то обязательно должен одержать победу (чаще всего мужчина). Участник конфликта использует все доступные ему средства, чтобы добиться своего, получить максимум желаемого и утвердиться в своем превосходстве над партнером. Маскулинные мужчины часто ориентированы на позицию доминирования в отношениях,  а женщины – на систему зависимости и подчинения.

Современные психологи связывают  будущее человека с партнерским  стилем взаимодействия. Доминирование, борьба за власть, должность, положение могут привести общество к краху. Гендерный подход помогает прогрессивно мыслящим психологам развивать универсальную человеческую психологию, опирающуюся на партнерский стиль взаимодействия и равноправие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль и место гендерной конфликтологии в современном обществе

Гендерное равенство – это равные права и возможности мужчины и женщины в достижении успеха и самореализации в разных сферах жизни: учебе, работе, воспитании детей, общественной и политической деятельности. 

С понятием гендер тесно связано понятие гендерные стереотипы - внутренние установки в отношении места женщин и мужчин в обществе, их функций и социальных задач. Именно эти стереотипы массового сознания являются барьером в установлении подлинного гендерного равенства в нашем обществе. 

Современному обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных отличий. При первом впечатлении множество  людей приписывают собеседнику  не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении  должен обладать представитель данного  пола. Чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться  их воздействию на восприятие и жизнедеятельность. Одни из наиболее распространенных стереотипов  это представление о типично  женских и типично мужских  качествах. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как  фундаментальные различия между  мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует  гендерные стереотипы. 

Особенность стереотипов  такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что  их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Для того и  необходимо знать навязанные стереотипы, чтобы ловить себя на них, включать волю и сопротивляться. Чтобы и  в бизнесе, и в карьере, и в  личной жизни быть самими собой. Попробуем  разобраться в этих стереотипах, чтобы понять, что они пытаются нам внушить[3, с.125]. 

Если женщина  делает карьеру, если она в ней  успешна, то у нее, однозначно, проблемы в личной жизни. В общем-то, именно потому у нее карьера и складывается, ее трудоголизм — это просто компенсация  сексуальной неудовлетворенности. В глазах общества, если женщина  и красивая, и состоятельная, и  деловая, и любимая, это подозрительно, это оскорбляет и унижает остальных  женщин, а особенно — мужчин, тех, у кого низкий социальный статус. Быть такой счастливой, такой успешной, построить карьеру, завоевать славу, любовь, материальную независимость  и зрительские симпатии — слишком  много для одной.

Информация о работе Гендерный конфликт как социокультурный феномен историчности и самовоспроизводства