Гендерный конфликт как социокультурный феномен историчности и самовоспроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Сегодня в нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от возраста и пола. Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над женщинами и установление гендерного равенства во всех сферах общественной жизни.
Проблема исследования стереотипов в отношении к себе и другим и возникает вследствие того, что в них фиксируются устоявшиеся упрощенные представления, на основе которых человек принимает решения, анализирует ситуацию, строит поведение.

Содержание

Введение 3
Глава I. Методологические основы гендерной конфликтологии 6
1.1 Понятие конфликта в системе социально философской мысли 6
1.2 Гендерный конфликт как разновидность социального конфликта 16
Глава II Гендерный конфликт как социокультурный феномен историчности и самовоспроизводства 21
2.1 Гендерная конфликтология: понятие, признаки, типологии, функции 21
2.2. Роль и место гендерной конфликтологии в современном обществе 28
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.93 Кб (Скачать файл)

В чем женщина  действительно может достичь  успеха, так это в браке. В семейных перипетиях женщина исстари хорошо разбирается, семья — это женское  дело, а бизнес — нет. В существовании  этого стереотипа не виноват никто. Женский мир всегда отличался  от мужского, в первую очередь, тем, что был полностью исключен из сферы государственной службы.

Если женщина  активно занимается бизнесом, то она  становится не бизнес-леди, а мужеподобным роботом. Думает по-мужски, поступает  по-мужски, одеваться и ходить начинает тоже, как представители сильного пола.

Стирать, убирать  и готовить должна женщина, а мужчина  должен зарабатывать. Самый труднопреодолимый  стереотип. Если женщина очень занята на работе и возвращается домой к  ночи, то муж, не разбирающийся в  бизнесе, но любящий свою жену, обязательно  будет готовить.

«Женщина без  мужчины — неполноценный член общества». Очень прочно укоренившийся  стереотип. «Порядочная женщина  должна выйти замуж, родить детей  и быть такой, как все».

Наше общество патриархатное, гендерное неравенство встречается  везде: в политической жизни, на рабочем  месте, в быту, в семье. 

Стереотипы тиражируются средствами массовой информации, гипнотизируют  нас и заставляют подражать. Особенно ярко гендерные стереотипы проявляются  в рекламе. Как правило, женщина  подается следующим образом: либо как  деталь кухонного интерьера и  спальни, либо с бесчисленными стиральными  порошками и средствами для чистки посуды, либо как соблазнительница, заигрывающая и искушающая, а мужчина  как сексуальный охотник. Гендерные  стереотипы умело воспроизодятся и  транслируются в так называемых "женских" журналах - "Лиза", "Она", "Домашний очаг" и т.д. Они учат женщину быть красивой и  привлекательной, уметь развлечь мужчину  и доставить ему удовольствие. Женский удел это - умение хорошо вести  домашнее хозяйство, вкусно готовить, уметь пользоваться косметикой и  быть искусной в постели. Социальные, экономические, политические проблемы, реальная жизнь реальных женщин фактически не находят своего отражения. 

Необходимо отметить, что в последнее время ситуация начинает меняться, в средствах массовой коммуникации все чаще стали появляться материалы как об активных и успешных женщинах, так и о мужчинах, готовых  заниматься воспитанием детей и  домашним хозяйством. Гендерные стереотипы – как следствие патриархата, культивирующегося в наших СМИ, явление, которое искажает массовое сознание и тормозит развитие подлинно демократических СМИ и общества в целом. Сегодня, когда мы вступили в 21 век, многовековые гендерные стереотипы устарели, но они еще очень живучи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время гендерные  исследования широко проводятся во всём мире. Этот вопрос рассматривается  многими ведущими учёными-психологами, такими как Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, О.А. Воронина.

Слабой стороной гендерной  конфликтологии остается малое количество обобщающих теорий, проведение исследований по разным направлениям, пока не объединённым ни единой теоретической базой, ни единой программой.

Эта проблема является актуальной в настоящее время и чрезвычайно  важной. Гендерные стереотипы выполняют  роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров. Они определяют статусные  характеристики мужчин и женщин, закрепляя  доминирующее положение мужчин и  дискриминационной практики в отношении  женщин.

Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в  том, что они могут тормозить  личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе. Давление гендерных стереотипов  искажает социальное сознание личности, наносит большой ущерб психологическому здоровью людей, поэтому устойчивые традиционные социальные стереотипы необходимо расшатывать. Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укоренённость в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Таким образом, необходимо проведение работы по гендерному просвещению  с целью расширения сознания каждого  члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной  жизни.

Различие в поведении  и воспитании мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что предполагает изживание негативных гендерных стереотипов. Так как  они сконструированы обществом, значит их можно изменить, меняя  сознание общества. Целесообразно проводить  не только просветительскую и коррекционную  работу с взрослыми индивидуумами  общества, вскрывающую механизмы  конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных  контекстах и обосновывающую возможности  изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности  социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алёшина, Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов. [Электронный ресурс]/ – http://www.library/euro-bit/ru/
  2. Арутюнян, М.Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков (гендерный аспект) [Электронный ресурс]/ Арутюнян М.Ю. – М., 1999. – С. 23–28. http://www.koob.ru
  3. Барчунова Т. В. «Эгоистический гендер», или Воспроизводство гендерной асимметрии в гендерных исследованиях//Общественные науки и современность. 2002. № 5. с. 180-192.
  4. Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие [Текст]: Бендас Т.С. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. ISBN 5–94723–369-Х.
  5. Вершинин М.С. Конфликтология. – СПб., 2000.
  6. Геодакян, В.А. Два пола. Зачем и почему? [Электронный ресурс]/ Геодакян, В.А. – СПб., 1992. – С. 51–63. http://www.etpg.com
  7. Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России//Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Сб. научн. статей/Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Труды. Вып.4. СПб., 1996. с. 5-13.
  8. Кириллина В.Н. Социокультурные аспекты гендерного конфликта (по материалам западной социологии) // Женщина и мужчина на пути к устойчивому развитию / Под ред. Е.Н. Никоноровой. — М.: Изд-во РЭФИА, 1997.
  9. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. — СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2004.
  10. Конфликтология. Хрестоматия/сост. Н.И.Леонов. – М., 2002.
  11. Ожигова Л.Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии. — Краснодар, 2000.

Информация о работе Гендерный конфликт как социокультурный феномен историчности и самовоспроизводства