Указом № 325 определены основные
задачи ведомственного контроля.
Контролирующие органы должны
обеспечивать:
• контроль за соответствием
требованиям законодательства деятельности,
осуществляемой подведомственными организациями;
• своевременное предупреждение,
выявление и пресечение нарушений законодательства;
• принятие мер по сохранности,
целевому и эффективному использованию
имущества подведомственных организаций;
• выявление неиспользуемых
резервов повышения эффективности деятельности
подведомственных организаций.
Функции ведомственного контроля
определяются отраслевыми инструкциями,
которые разрабатываются министерствами,
ведомствами и другими республиканскими
органами государственного управления
на основе нормативных актов и инструктивных
материалов, регламентирующих организацию
контроля в Республике Беларусь. К основным
функциям следует отнести:
• координацию деятельности
структурных подразделений органа государственного
управления при осуществлении им ведомственного
контроля;
• организацию и проведение:
- плановых проверок финансово-хозяйственной
деятельности организаций, подчиненных
соответствующему органу государственного
управления или входящих в
его состав;
- внеплановых проверок
подведомственных организаций по
поручениям органов уголовного
преследования по возбужденньтм
уголовным делам, руководителей
органов уголовного преступления
и судов по находящимся в
их производстве делам (материалам);
- камеральных проверок;
- мероприятий по наблюдению,
анализу, оценке, установлению причинно-следственных
связей и прогнозированию факторов,
влияющих на результаты деятельности
подведомственной организации (мониторинг);
• разработку проектов нормативных
правовых актов, регламентирующих организацию
и осуществление ведомственного контроля;
• оказание методологической
помощи подведомственным организациям
в целях повышения эффективности их деятельности;
• проведение работы по изучению
и распространению в соответствующей
отрасли более совершенных форм организации
ведомственного контроля;
• проведение анализа выявляемых
нарушений и внесение а установленном
порядке предложений по изменению и дополнению
законодательства в сфере экономических
отношений;
• обеспечение контроля за
устранением подведомственными организациями
выявленных в ходе проведения проверок
нарушений, учета проведенных проверок
финансово-хозяйственной деятельности
организаций, их результатов и принятых
по ним мер, составление и представление
отчетности о проделанной контрольно-ревизионной
работе.
В соответствии с Указом № 325
ответственность за организацию и состояние
ведомственного контроля в соответствующих
органах государственного управления
возлагается на их руководителей. Служба
ведомственного контроля - самостоятельное
структурное подразделение органа государственного
управления, подчиняющееся непосредственно
его руководителю.
В настоящее время роль специалистов
ведомственного контроля значительно
возросла. В соответствии с Указом № 325
руководители этих служб, осуществляющих
контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью подведомственных организаций,
являются по должности членами коллегиальных
органов соответствующих министерств
и ведомств. Этим же нормативным актом
предусмотрено, что назначение на должность
руководителей ведомственных контрольно-ревизионных
служб согласовывается в установленном
порядке:
• в государственных органах
(за исключением местных исполнительных
и распорядительных органов первичного
и базового уровней) и иных государственных
организациях, республиканских государственно-общественных
объединениях, включенных в перечень государственных
органов, и их структурных подразделениях,
осуществляющих ведомственный контроль,
- с Министерством финансов;
• в местных исполнительных
и распорядительных органах первичного
и базового уровней с территориальными
органами Министерства финансов;
• в структурных подразделениях
(подчиненных организациях) государственных
органов и иных государственных организаций,
республиканских государственно-общественных
объединениях - с соответствующими государственными
органами, республиканскими государственными
общественными объединениями.
Разработка методологии, организации
и осуществления ведомственного контроля,
подготовка и представление отчетности
о контрольной деятельности, а также надзор
за состоянием ведомственного контроля
в стране возложены па Министерство финансов
Республики Беларусь. На заседаниях коллегии
министерства рассматриваются материалы
проверок состояния ведомственного контроля
в республиканских органах государственного
управления и иных государственных организациях,
подчиненных Правительству Республики
Беларусь, их руководителям даются обязательные
для исполнения указания по устранению
выявленных недостатков, в том числе в
области контрольной деятельности. При
министерстве создан Методологический
совет по ведомственному контролю (приказ
Министерства финансов Республики Беларусь
от 13 июля 1999 г. № 186), основными задачами
которого являются:
• определение основных направлений
совершенствования контрольно-ревизионной
работы;
• рассмотрение и обсуждение
проектов нормативных актов, регламентирующих
деятельность ведомственного контроля;
• подготовка предложений для
внесения изменений в действующие нормативные
и законодательные акты с целью предотвращения
нарушений государственной финансовой
дисциплины;
• изучение, обобщение и распространение
положительного опыта организации и осуществления
ведомственного и внутрихозяйственного
контроля;
• методологическое обеспечение
ведомственного контроля.
Сущность и виды надзора
Надзор является одним
из способов обеспечения законности в
сфере государственного управления, он
заключается в постником, систематическом
наблюдении специальными государственными
органами за деятельностью не подчиненных
им органов или лиц с целью предупреждения
и выявления нарушений законности.
В зависимости от субъектов,
правомочных осуществлять надзорные функции,
выделяют два вида надзора: прокурорский
и административный.
В административном
праве изучается надзор прокуратуры за
исполнением законодательства, предметом
которого является точное и единообразное
исполнение законов, декретов, указов
Президента и иных нормативных актов республиканскими
органами государственного управления
и иными государственными органами, подчиненными
Совету Министров Республики Беларусь,
местными исполнительными и распорядительными
органами, общественными объединениями,
религиозными организациями и другими
организациями, должностными лицами и
иными гражданами, в том числе индивидуальными
предпринимателями.
Прокуратура не вмешивается
в оперативно-производственную деятельность
предприятий, учреждений и организаций.
Проверки исполнения законодательных
актов проводятся на основании сообщений
и других имеющихся данных о нарушениях
законности, требующих непосредственного
прокурорского реагирования.
При осуществлении
общего надзора прокурор вправе:
1) по предъявлении
служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территорию и в
помещения предприятий, учреждений
и организаций (независимо от
форм собственности, подведомственности
и вида пропускного режима), иметь
доступ к их документам, проверять
исполнение законов;
2) требовать от
руководителей и иных должностных
лиц предоставления издаваемых
ими актов, необходимых документов
и материалов, статистических и
иных сведений; проведения проверок
и ревизий деятельности подконтрольных
или подведомственных предприятий,
учреждений и организаций и подчиненных
им должностных лиц; выделения специалистов
для выяснения возникших вопросов, проведения
экспертиз, проверок по поступившим в
прокуратуру материалам, сообщениям и
заявлениям и обязывать сообщать об их
результатах. Должностные лица обязаны
приступить к выполнению требований прокурора
о проведении проверок, ревизий и экспертиз
не позднее десяти дней после их поступления,
если иное не оговорено прокурором;
3) вызывать должностных
лиц, граждан и требовать от
них объяснений по поводу нарушений
закона; в случаях, предусмотренных
законом, истребовать от должностных
лиц, граждан декларации об источниках
доходов;
4) проверять законность
административного задержания граждан
и применения к ним мер воздействия
за административные правонарушения;
освобождать своим постановлением
лиц, незаконно подвергнутых административному
задержанию несудебными органами.
Правовыми формами реагирования
прокурора на нарушения законности
в области государственного управления
являются: протест, представление, постановление,
предписание, официальное предупреждение.
Административный
надзор - это систематическое наблюдение,
контроль за точным и неуклонным соблюдением
должностными лицами и гражданами правил,
регулирующих общественный порядок и
безопасность, в целях предупреждения
и пресечения нарушения этих правил, выявления
нарушителей и привлечения их к ответственности
или принятия к ним мер общественного
воздействия.
Административный
надзор является одним из способов обеспечения
законности и дисциплины в государственном
управлении, специальным видом правоохранительной
деятельности. Он осуществляется в отношении
органов исполнительной власти, предприятий,
учреждений, организаций и граждан. Данный
вид надзора предназначен для наблюдения
за исполнением действующих в государственно-управленческой
сфере правовых актов. Особенности административного
надзора заключаются в следующем:
1) он распространяется
на поднадзорные объекты независимо
от их ведомственной подчиненности
и форм собственности, т.е. административный
надзор носит надведомственный
характер;
2) при определенных
обстоятельствах субъекты надзорной
деятельности вправе применять
к объектам надзора меры административного
принуждения.
К субъектам административного
надзора следует отнести государственные
инспекции и приравненные к ним органы.
Таких субъектов достаточно много и они
разнообразны по своему статусу, порядку
образования, масштабу деятельности. Субъекты
надзора, осуществляющие свою деятельность
на всей территории Республики Беларусь
в отношении поднадзорных объектов, функционируют
во многих республиканских органах государственного
управления как на правах юридических
лиц (Департамент по надзору за безопасным
ведением работ в промышленности и атомной
энергетике Министерства по чрезвычайным
ситуациям, Департамент государственной
инспекции труда Министерства труда и
социальной защиты), так и в качестве внутренних
структурных подразделении (Контрольно-ревизионное
управление Министерства финансов, иные
контрольно-ревизионные службы республиканских
органов государственного управления).
Некоторые государственные инспекции
имеют свою систему органов -- от республиканского
до районного уровня (Государственная
автомобильная инспекция).
Субъекты, осуществляющие
административный надзор, вправе беспрепятственно
входить на территорию, в помещения поднадзорных
объектов; требовать предоставления необходимых
документов; осуществлять технические
проверки; получать объяснения, требовать
устранения выявленных нарушений; приостанавливать
деятельность предприятий, эксплуатацию
механизмов, транспортных средств и др.
Правоохранительные
органы являются специальными субъектами
административного надзора, обладающими
широкими полномочиями по применению
мер административного принуждения.
ПРОКУРАТУРА.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Прокуратура
В системе государственных
органов прокуратура занимает особое
место. Прокуратура не относится к органам
законодательной, исполнительной или
судебной власти, хотя выступает от имени
государства и наделена государственно-властными
полномочиями. В соответствии со статьей
125 Конституции надзор за точным и единообразным
исполнением законов, декретов, указов
и иных нормативных актов министерствами
и другими подведомственными Совету Министров
органами, местными представительными
и исполнительными органами, предприятиями,
организациями и учреждениями, общественными
объединениями, должностными лицами и
гражданами возлагается на Генерального
прокурора Республики Беларусь и подчиненных
ему прокуроров.
Основными направлениями
в деятельности прокуратуры являются:
надзор за исполнением законов при расследовании
преступлений, соответствием закону судебных
решений по гражданским, уголовным делам
и делам об административных правонарушениях,
в случаях, предусмотренных законом, проводит
предварительное следствие, поддерживает
государственное обвинение в судах.
Деятельность прокуратуры
направлена на обеспечение верховенства
закона, укрепление законности в целях
защиты прав и свобод граждан, законных
интересов государства, субъектов хозяйствования,
учреждений, организаций, общественных
объединений.
Законом о прокуратуре
Республики Беларусь от 29 января 1993 года
предусмотрено, что органы Прокуратуры:
1) составляют единую
централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим
и Генеральному прокурору Республики
Беларусь;
2) осуществляют
полномочия в пределах своей
компетенции независимо от органов
государственной власти и управления,
должностных лиц, средств массовой
информации, политических, иных общественных
и религиозных объединений в
соответствии с Конституцией
и законами Республики Беларусь;
3) принимают меры
по пресечению нарушений закона,
от кого бы они ни исходили,
восстановлению нарушенных прав
и привлечению к установленной
законом ответственности лиц, допустивших
эти нарушения;