Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:44, реферат
Определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер к прекращению аномального развития события. Очевидно, что вряд ли какой-либо хозяйствующий субъект сможет функционировать без контроля, поскольку контроль предполагает и проверку взаимодействия всех подразделений и сотрудников между собой. Исходя из этого, контроль, можно рассматривать как один из компонентов управления.
9) соблюдением законодательства
в области получения, расходования,
учета и хранения драгоценных
металлов и драгоценных камней
во всех видах и состояниях,
а также за сбором и сдачей
их лома и отходов в
10) соблюдением
законодательства при
11) исполнением
Национальным банком
12) соблюдением
участниками рынка ценных
13) поставкой товаров для государственных нужд;
14) соблюдением
юридическими лицами и
15) исполнением
государственными органами, иными
юридическими лицами и
16) соблюдением
законодательства при
Комитет государственного
контроля и его территориальные органы
составляют единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих органов вышестоящим.
Систему органов Комитета государственного
контроля образуют Комитет государственного
контроля и его территориальные органы
- комитеты государственного контроля
областей и города Минска. По решению Президента
Республики Беларусь территориальные
органы Комитета государственного контроля
могут создаваться в городах и районах.
Комитет государственного контроля осуществляет
свои полномочия на всей территории Республики
Беларусь, а его территориальные органы
- на территории соответствующих административно-
Органы Комитета государственного контроля работают, исходя из принципа коллегиальности, и осуществляют свои полномочия во взаимодействии с Советом Министров Республики Беларусь, исполнительными и распорядительными органами, правоохранительными органами, Национальным банком и иными государственными органами. К принципам деятельности Комитета государственного контроля относятся также принципы законности и гласности.
Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то законодательством Республики Беларусь.
Неисполнение или воспрепятствование исполнению законных требований сотрудников Комитета государственного контроля или его территориальных органов, оскорбление их чести и достоинства, насилие в отношении этих сотрудников, посягательство на их жизнь, здоровье и имущество или угроза совершения такого насилия и посягательства, а также другие действия, препятствующие исполнению возложенных на них обязанностей, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Первый заместитель и заместители Председателя Комитета государственного контроля назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля. Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля, за исключением районных, городских, назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Для коллективного обсуждения вопросов, входящих в компетенцию органов государственного контроля в них образуются коллегии. В Комитете государственного контроля образуется коллегия в составе Председателя Комитета государственного контроля (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов. В территориальных органах Комитета государственного контроля, за исключением районных, городских, образуются коллегии в составе председателя комитета (председатель), заместителей (по должности) и других сотрудников территориальных органов.
На заседаниях коллегий Комитета государственного контроля и его территориальных органов рассматриваются наиболее важные вопросы по осуществлению государственного контроля, требующие обсуждения и выработки согласованных решений.
На заседаниях коллегии Комитета государственного контроля и коллегий его территориальных органов могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей государственных органов, иных должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного контроля.
Решения коллегий принимаются большинством голосов членов коллегии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. Решения коллегий принимаются в форме постановлений.
Законом о Комитете государственного контроля предусмотрено, что в случаях, когда нарушение законодательства, неисполнение решений государственных органов, принятых в пределах их компетенции, нарушение государственной дисциплины повлекли причинение существенного ущерба правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, коллегии Комитета государственного контроля и его территориальных органов вправе ставить перед соответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении от занимаемых должностей виновных должностных лиц государственных органов и иных юридических лиц.
Законом о Комитете государственного контроля органам государственного контроля предоставлены достаточно обширные полномочия. Они вправе получать от государственных органов, иных юридических лиц, Национального банка и банков, а также индивидуальных предпринимателей необходимую информацию, проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекать к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов других государственных органов и направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер.
К полномочиям Комитета государственного контроля и его территориальных органов относится также право выносить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения должностными лицами государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальными предпринимателями решения:
о взыскании в бюджет невнесенных платежей, выявленных проверками (ревизиями), а также экономических санкций, в том числе штрафов;
об устранении в установленные сроки выявленных нарушений;
о приостановлении действия договора аренды, о запрещении аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения государственного имущества в случае обнаружения фактов нарушения законодательства;
о приостановлении финансирования строительства и непосредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии требуемых документов на выполнение строительных работ или договоров подряда;
о приостановлении операций по расчетным и иным счетам в банках в случаях: необходимости обеспечения взыскания экономических санкций; непредставления Комитету государственного контроля или его территориальным органам деклараций о доходах и имуществе, лицензий и других документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, начислении и уплате платежей в бюджет, осуществлении внешнеэкономической деятельности; отказа в допуске сотрудников Комитета государственного контроля или его территориальных органов к проверке (ревизии); установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; отсутствия документов о государственной регистрации (перерегистрации), предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
о запрещении торговли, выполнения работ (оказания услуг) населению в случаях установления нарушений порядка документального оформления выручки, незаконного расходования наличных денег, превышения лимита остатка кассы, нарушения порядка выдачи сумм под отчет, торговли, выполнения работ (оказания услуг) без наличия лицензии до устранения выявленных нарушений;
об инвентаризации товарно-материальных ценностей, денежных средств на предприятиях и в организациях торговли, общественного питания, сферы обслуживания в случае установления фактов злоупотреблений и нарушений правил торговли, обслуживания населения, дисциплины цен при реализации товаров, выполнении работ (оказании услуг);
о закрытии предприятий и организаций торговли, общественного питания, сферы обслуживания и их структурных подразделений, систематически нарушающих правила торговли и обслуживания населения, допускающих реализацию некачественных товаров, до устранения ими выявленных нарушений.
Комитет государственного контроля и его органы осуществляют контроль за проведением валютных операций, имеют право в случаях нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества потребителей, окружающей среды приостанавливать либо запрещать производство (реализацию) товаров, выполнение работ (оказание услуг, изымать образцы низкокачественных товаров, изделий, сырья, свидетельствующие о злоупотреблениях и нарушениях; производить контрольные закупки, оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов.
Комитет государственного контроля и его органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к их компетенции.
В области кадровой политики они имеют право согласовывать назначение на должность и освобождение от занимаемой должности руководителей государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности и давать заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям. В случаях нарушения законодательства органы государственного контроля вносят в органы управления соответствующих юридических лиц предложения о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Они могут передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с законодательством в случаях выявления при проведении проверок (ревизий) фактов недостач, умышленного уничтожения или порчи имущества, хищений материальных ценностей, в том числе денежных средств, другого государственного имущества, а также иных злоупотреблений, формы собственности.
Комитет государственного контроля и его территориальные органы имеют право в пределах своей компетенции предъявлять в суды иски и заявления по защите прав и законных интересов государства, юридических лиц государственной формы собственности.
Заявление в суд по защите прав и законных интересов юридического лица государственной формы собственности Комитет государственного контроля или его соответствующий территориальный орган подают по просьбе или с согласия этого лица, участвующего затем в деле в качестве истца (заявителя).
По делам, возбуждаемым
по искам Комитета государственного контроля
или его территориальных органов о защите
интересов Республики Беларусь и ее административно-
Законом о Комитете государственного контроля предоставлены права и должностным лицам Комитета государственного контроля и его территориальных органов при проведении проверок (ревизий). Такие права включают возможность по предъявлении предписания на проведение проверки (ревизии) и документа, удостоверяющего личность сотрудника Комитета государственного контроля, входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей; иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения (кроме жилых) и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных, иных ценностей и порядка их хранения.