Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 23:05, курсовая работа
Краткое описание
Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней сто¬роной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, ин¬валидность) и внутренней (например, комплекс неполно-ценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное). Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
Содержание
Введение Глава 1. Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения 1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе 1.2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике 1.3. Применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом 2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности 2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности 2.3. Рекомендации молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем Заключение Литература
Готовность молодого специалиста
по социальной работе к самостоятельной
работе с клиентом
Содержание
Введение
Глава 1. Готовность молодого
специалиста по социальной работе к практической
деятельности как объект изучения
1.1. Особенности подготовки
специалиста по социальной работе
в ВУЗе
1.2. Требования к специалисту
по социальной работе в реальной
практике
1.3. Применение теоретических
и практических знаний в самостоятельной
работе с клиентом
Глава 2. Исследование готовности
молодого специалиста по социальной работе
к самостоятельной работе с клиентом
2.1. Методика изучения
готовности молодого специалиста
к профессиональной деятельности
2.2. Анализ результатов
социологического изучения готовности
молодого специалиста по социальной
работе к профессиональной деятельности
2.3. Рекомендации молодому
специалисту по социальной работе
в решении его профессиональных
проблем
Заключение
Литература
Введение
Социальную работу вполне можно
назвать деятельностью в социальной сфере
c клиентами, у которых возникли проблемы.
Они связаны и с внешней стороной жизни
индивида (бродяжничество, алкоголизм,
инвалидность) и внутренней (например,
комплекс неполноценности либо завышенная
самооценка, лень, жестокость, агрессивность
и тому подобное). Социальная работа как
практическая деятельность направлена
на поддержание, развитие и реабилитацию
индивидуальной и социальной субъектности,
которые в единстве характеризуют жизненные
силы человека.
К основным целям социальной
работы как профессиональной деятельности
можно отнести увеличение степени самостоятельности
клиентов, их способности контролировать
свою жизнь и более эффективно разрешать
возникающие проблемы; создание условий,
в которых клиенты могут в максимальной
мере проявить свои возможности и получить
все, что им положено по закону; адаптация
или реадаптация людей в обществе; создание
условий, при которых человек, несмотря
на физическое увечье, душевный срыв или
жизненный кризис, может жить, сохраняя
чувство собственного достоинства и уважение
к себе со стороны окружающих.1 То есть, основные цели должны
сводиться к достижению такого результата,
когда необходимость в помощи работника
социальной сферы у клиента отпадает.
Реализатором целей социальной
работы является специалист по социальной
работе, прошедший специальную подготовку
для осуществления различных функций,
начиная от «линейной» работы с клиентом
и кончая управленческой деятельностью
в государственных ведомствах.2 Социальная работа – это сложный
процесс, требующий прочных знаний в области
теории управления, экономики, психологии,
социологии, педагогики, медицины, правоведения
и так далее. Ее эффективность во многом
зависит от самого специалиста по социальной
работе, его умений, опыта, личностных
особенностей и качеств.
Специалист по социальной работе
занят разными видами деятельности при
исполнении своих профессиональных функций.
Его работа характеризуется тремя подходами
при решении проблемы. Это воспитательный,
фасилитативный и адвокативный подходы.
При первом подходе специалист по социальной
работе выступает в роли учителя, консультанта,
эксперта, дает советы, обучает умению,
моделированию и демонстрации правильного
поведения, устанавливает обратную связь,
применяет ролевые игры, как метод обучения.
При втором – осуществляет роль помощника,
сторонника или посредника в преодолении
апатии или дезорганизации личности, когда
ей это сделать самой трудно. Деятельность
специалиста при таком подходе нацелена
на интерпретацию поведения, обсуждение
альтернативных направлений деятельности
и действий, объяснение ситуаций, подбадривания
и нацеливания на мобилизацию внутренних
ресурсов. Третий подход применяется тогда,
когда специалист по социальной работе
выполняет ролевые функции адвоката от
имени конкретного клиента или группы
клиентов, а также помощника тех людей,
которые выступают в роли адвоката от
своего собственного имени, такого рода
деятельность включает в себя помощь отдельным
людям в выдвижении усиленной аргументации,
подборе документально обоснованных обвинений.3 Следовательно, для того, чтобы
выступать достойным реализатором целей
социальной работы и осуществления эффективной
профессиональной деятельности по поддержанию
клиентов, попавших в трудную жизненную
ситуацию, специалист по социальной работе
должен владеть немалым арсеналом профессиональных
умений, навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке: психологии,
акмеологии, социологии, педагогики, права,
а также быть готовым использовать данные
знания, умения и навыки в работе.
Однако существует проблема,
которая заключается в готовности молодого
специалиста по социальной работе достойно
выполнять цели социальной работы. Откуда
происходит противоречие: готов или не
готов молодой специалист по социальной
работе к профессиональной деятельности.
Перед данной курсовой работой поставлена
проблемная ситуация, которую необходимо
изучить, - это готовность молодого специалиста
к самостоятельной работе с клиентом социальной
работы.
Изучением указанной проблемы
занимались многие авторы. Можно особо
отметить следующих. Л.В. Куриленко выявлена
специфика профессиональной деятельности
специалистов по социальной работе, выделены
особенности подготовки специалистов
по социальной работе в ВУЗе. Критерии
профессионального статуса специалиста
по социальной работе определены О.А.
Гуриной, социально-педагогическая компетентность
специалистов социальной сферы описана
в статье Н.Ю. Клименко. Проблемы подготовки
специалистов по социальной работе изучены
В.А. Никитиным. Н. Платоновой рассмотрен
профессионализм социального работника
как основа успешной социальной политики.
Структура и этапы развития в ВУЗе профессиональной
культуры специалиста социальной работы
освещены в статье А.П. Позднякова. Изучением
взаимодействия социального работника
и клиента занималась Н. Птицына. Профессиональные
качества и способности молодого специалиста
определены как критерии его социальной
мобильности в статье Н.Е. Сараповой. О
росте профессионального уровня специалистов
написала в своей статье О. Селиверстова.
Подготовка кадров в системе социальной
защиты населения рассмотрена В. Туринским;
подготовка кадров для социальной сферы
и современные образовательные программы
– Ю.В. Шепетуном; подготовка специалистов
социальной сферы – А.А. Шулусом; социальная
сфера и подготовка кадров – Е.Р. Ярской-Смирновой;
потребность в кадрах для социальной работы
– Р. Фасхиевым. Новые технологии в системе
повышения квалификации кадров социальной
сферы изучены Т.В. Шеляг. Профессионализм
и возраст сопоставлены в статье Ю. Яновской.
Социальным работником нужно родиться,
предполагает Р.Н. Соломатина. Обязанности,
умения и мотивацию труда персонала социальной
службы освещает Л.Б. Ребристова в журнале
«Работник социальной службы». Правовое,
организационное и научно-методическое
закрепление профессии «социальная работа»
в изменяющейся России описывает в своей
статье Л.В. Топчий. И.И. Клеин и А.Н. Бячкова
приводят методы предотвращения конфликтов
в работе с клиентами учреждений социального
обслуживания. Содержание и организацию
труда социального работника рассматривает
Л.М. Рокавин. Трудности профессионального
взаимодействия и возможности построения
новых отношений консультанта и клиента
приведены в статье Л.В. Макарова.
Данными и многими другими статьями
в основном рассматриваются проблемы
обучения и подготовки специалистов социальной
работы, содержание и организация труда
специалистов по социальной работе, профессионализм
и компетентность специалистов по социальной
работе. Аспект, касающийся готовности
молодых специалистов по социальной работе
к самостоятельной работе с клиентом,
остается менее изученным.
В связи с этим, целью курсовой
работы является определение готовности
молодого специалиста по социальной работе
к самостоятельной работе с клиентом.
Для достижения цели необходимо
решение следующих задач:
1 – рассмотреть особенности
подготовки специалиста по социальной
работе в ВУЗе;
2 – изучить требования
к специалисту по социальной
работе в реальной практике;
3 – проанализировать
применение теоретических и практических
знаний в самостоятельной работе
с клиентом;
4 – описать методику
изучения готовности молодого
специалиста по социальной работе
к профессиональной деятельности;
5 – проанализировать
результаты социологического изучения
готовности молодого специалиста
по социальной работе к профессиональной
деятельности;
6 – разработать рекомендации
молодому специалисту по социальной
работе, необходимых в решении
его профессиональных проблем.
Объектом курсовой работы является
молодой специалист по социальной работе.
Предметом – готовность молодого
специалиста к самостоятельной работе
с клиентом.
При исследовании проблемы,
поставленной в данной курсовой работе,
использовались: общенаучные методы, такие
как анализ и синтез научной литературы,
нормативной правовой базы, статей научных
журналов, социологической информации;
индукция и дедукция; методы ситуационного,
факторного, статистического анализа;
прикладные методы – анкетирование, анализ
документов.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, шести
параграфов, заключения, списка литературы
и приложения.
Глава 1. Готовность
молодого специалиста по социальной работе
к практической деятельности как объект
изучения
1.1. Особенности
подготовки специалиста по социальной
работе
в высшем учебном
заведении
Профессия специалиста по социальной
работе известна всему цивилизованному
миру. В России она появилась в период
проведения земской реформы 1864 года, хотя
и не называлась так. Функции специалистов
по социальной работе выполняли земские
уполномоченные по призрению слепых, бедных,
безнадзорных детей, безродных и бездомных
людей пожилого возраста. Успех этой деятельности,
как и любой другой, зависел от уровня
развития мастерства этих людей. Социальная
работа на Руси имеет давние традиции.
Она имела место и в царские времена, и
во времена революционных преобразований.
Ее цели и задачи отражали уровень экономического
и социально-политического развития общества.
Осуществлением социальной работы с населением
занимались представители различных общественных
структур. И только в начале 90-х гг. XX века
обострилась проблема профессиональной
подготовки специалистов по социальной
работе. Острота проблемы была обусловлена
тем, что в конце XX века в России в условиях
затяжного экономического кризиса, изменения
социально-политического уклада жизни,
повлекшего за собой безработицу, резкое
падение уровня жизни, возросла опасность
национальных и социальных конфликтов.
Поэтому, для оказания социальной помощи
людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
нужны были не только специальные учреждения,
но и высококвалифицированные кадры.4 Все выше изложенное обусловило
начало профессиональной подготовки специалистов
в области социальной работы, так как социальная
работа это сложный процесс, требующий
прочных знаний в области теории управления,
экономики, психологии.
Социальная работа это особый
вид деятельности, цель которой – удовлетворение
социально гарантированных и личностных
интересов и потребностей различных групп
населения, создание условий, содействующих
восстановлению способностей людей к
социальному функционированию. С учетом
данных обстоятельств Госкомитетом СССР
по образованию от 07 августа 1991 года была
открыта специальность «Социальная работа»
и началась подготовка специалистов по
социальной работе в средних специальных
и высших учебных заведениях.
Образование представляет постоянно
видоизменяющуюся культурно-историческую
категорию. В основе образовательной политики
любого вуза, несмотря на ее постоянное
совершенствование и модернизацию, лежит
государственный стандарт.5 Современная концепция стандартизации
ориентирует содержание социального образования
на личность специалиста нового типа,
способного адаптироваться к условиям
современного (с учетом региональных особенностей)
рынка труда и ориентированного на высокий
уровень духовности.
Современные реалии социальной
политики того или иного региона определяют
тенденции преобразований в сфере высшего
профессионального образования. Сложные
и противоречивые перемены в России конца
XX – начала XXI века, усиливающие остроту
глобальных и, прежде всего, социальных
проблем, ускорение социально-политических
процессов,
расширение пространства социальной работы
как научной области, профессии, системы
подготовки специалистов, обеспечивающих
гармонизацию человека и среды, потребовали
изменения проектной культуры субъектов
вузовского образовательного процесса.
Проектирование подготовки
специалистов социальной работы
становится в постоянно меняющихся
социальных условиях необходимой
функцией научных исследований
в области высшего образования.
Требования к развитию адекватной
современным социальным технологиям
кадровой инфраструктуры учреждений
социальной защиты населения
формируют государственный заказ
вузовской системе социального
образования в плане качественного
результата – профессиональной
компетентности выпускников, являющихся
проводниками социальной политики,
способными организовать процесс
социальной поддержки населения,
эффективно решать спектр социальных
проблем и обладающих гуманистической
направленностью личности.6 При этом необходимо опираться
на модель социального обслуживания населения,
которую можно представить в следующем
виде. Главная стратегическая цель социального
обслуживания населения – удовлетворение
потребностей населения в социальной
защите, поддержание условий для его нормальной
жизнедеятельности. Цель эта может быть
реализована в следующих сферах: трудовой,
социально-бытовой, социально-медицинской
и правовой защиты, духовной, экологии.7 Реализации данного «человеконаправленного»
потенциала социальной работы как раз
и служит Государственный стандарт высшего
профессионального образования (ГОС ВПО)
по специальности «социальная работа»8.
В общей характеристике направления
«социальная работа» подчеркивается,
что деятельность специалиста предусматривает
анализ целостных социальных структур,
уровней и форм жизнедеятельности человека
в различных социокультурных, региональных
и национальных условиях, а также работу
с различными социальными, возрастными,
половыми, религиозными и этническими
группами, с отдельными лицами, нуждающимися
в социальной помощи и защите.9 Исходя из характера практической
деятельности специалиста по социальной
работе, строится учебная программа, которая
включает социогуманитарные, естественнонаучные
и фундаментальные дисциплины, а также
дисциплины специализации.
Целью программы подготовки
специалистов по социальной работе является
на основе знаний, полученных при изучении
гуманитарных, социально-экономических,
естественнонаучных и других дисциплин
скоординировать у студентов единство
знаний и умений в области социальной
работы на уровне индивида, группы и общества.
Реализация программы предполагает использование
и соответствующих методов, и средств
обучения. Так, наряду с традиционными,
известными еще со времен Древнего мира
формами преподавания (семинары, беседы),
используются формы, наиболее приближенно
имитирующие будущую профессиональную
деятельность студентов: ситуативно-ролевые
игры, тренинги.10 Это обусловлено необходимостью
развивать у студентов умение работать
как самостоятельно, так и в группе, способность
применять полученные знания на практике,
умения описывать и представлять в устной
форме содержание своей работы.
Учебная дисциплина «социальная
работа» носит интегративный и междисциплинарный
характер. Она строится на совокупности
знаний и исследовательских методов, уже
полученных и разработанных множеством
существующих социальных наук, таких как
антропология, экология, психология, социология,
экономика, право, история и других. При
этом спецификой данной дисциплины является
то, что в ее рамках социальная деятельность
представляется направленной на планирование
и выполнение социальных преобразований,
оказание помощи нуждающимся. Характерно
и то, что она опирается на большое разнообразие
теорий, подходов, опыта.
Функции специалиста по социальной
работе, сформулированные теоретиками
и практиками современного российского
социального образования, обеспечиваются
потенциалом учебных дисциплин ГОС ВПО
двух циклов.
Первый - дисциплины цикла
общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин и цикла общих математических
и естественнонаучных дисциплин -
формирует высокоразвитый интеллект,
стремление к самообразованию и самосовершенствованию,
умение иметь и аргументировать свою точку
зрения по различным вопросам, знание
форм и методов познания, их эволюцию,
высокий уровень нравственности и морального
сознания, культуру чувств, культуру речи,
культуру общения, знания в области истории,
культуры, умение использовать их в профессиональной
сфере; второй цикл – общепрофессиональные
дисциплины - формирует общественную
активность, увлеченность профессией
и стремление к самообразованию в профессиональной
сфере, наличие психолого-педагогических
знаний, такта, коммуникабельность, умение
расположить к себе окружающих, наличие
патерналистких потребностей, стремление
помочь окружающим, гуманность и милосердие,
профессиональную порядочность, профессиональную
направленность внимания, профессиональную
эрудицию и компетенцию, высокий уровень
эмпатии и экспрессивных способностей,
ответственность, деловитость, практичность,
требовательность и критичность к себе,
организаторские способности, умение
принимать решение и добиваться его претворения
в жизни, способность к сотрудничеству
и взаимопомощи, энергичность, работоспособность,
способность убеждать в правильности
своих решений, умение адекватно реагировать
на изменения условий жизни и деятельности,
толерантность к окружающим, развитость
педагогической рефлексии и психоаналитических
свойств, наличие управленческих и исследовательских
способностей; третий цикл включает в
себя дисциплины цикла
специальных дисциплин, которые формируют
способность к анализу и синтезу явлений,
умение общаться на высоком общечеловеческом
и профессиональном уровне, высокий уровень
организаторских способностей, наличие
большого объема знаний и постоянное стремление
к самообразованию.11 Данные дисциплины должны быть
включены в программу учебного процесса
специалиста по социальной работе.