Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 23:05, курсовая работа
Краткое описание
Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней сто¬роной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, ин¬валидность) и внутренней (например, комплекс неполно-ценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное). Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
Содержание
Введение Глава 1. Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения 1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе 1.2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике 1.3. Применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом 2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности 2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности 2.3. Рекомендации молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем Заключение Литература
Роль специалиста по социальной
работе состоит в том, чтобы облегчить
адаптацию пожилого человека в новых условиях.
Для этого необходимы сведения о характерологических
особенностях пожилого человека, наклонностях
и интересах, установках и привычках. Выяснение
этих обстоятельств важно и для создания
микросоциальных групп, так же преследующих
цель улучшения социально-психологической
адаптации лиц пожилого возраста. Помимо
изучения особенностей личности и других
обстоятельств, специалист по социальной
работе может и должен научить пожилого
человека общению, умению понимать человека
более немощного, чем он сам, осмыслению
ситуации совместного проживания и так
далее.24 В этих обстоятельствах специалист
по социальной работе, обладая определенными
знаниями и практическим опытом, выступает
и как социальный психолог, и как социальный
педагог. Роль специалиста, владеющего
основами знаний по геронтопсихологии,
деонтологии и социальной педагогике,
возрастает и в связи с необходимостью
обучения персонала домов-интернатов
в дифференцированном подходе к пожилым
людям.
В результате анализа вариативных
характеристик специалиста в различных
областях социальной практики, определяющие
сущность социально-педагогической компетентности,
которая требуется в той или иной сфере
профессиональной деятельности, определены
такие параметры: профессиональная подготовленность;
эрудированность в области политики, экономики,
социального развития, культуры; коммуникабельность;
профессиональный такт и деликатность;
эмоциональная устойчивость и готовность
к психологическим нагрузкам; толерантность,
доброжелательность и внимание к людям;
умение принимать решения и отвечать за
их последствия; способность вызывать
интерес общества к результатам своей
профессиональной деятельности. Социально-педагогическая
некомпетентность негативно сказывается
на деятельности практикующего специалиста,
призванного оказывать помощь на дому
одиноким старикам, инвалидам, вести социальную
работу с детьми и их семьями. 25 Поэтому наблюдается текучесть
кадров в социальных службах из-за неудовлетворенности
и клиентов, и специалистов социальной
сферы результатами деятельности.
Отличие компетентного специалиста
от квалифицированного заключается в
том, что он не только владеет определенным
уровнем знаний, умений и навыков, но и
реализует их в работе; обладает внутренней
мотивацией к качественному осуществлению
своей профессиональной деятельности
и отношением к своей профессии как к ценности.
Компетентный специалист способен выходить
за рамки своего предмета, своей профессии,
он имеет некий творческий потенциал саморазвития.
В основе компетентностного
подхода лежит культура самоопределения,
саморазвития, самореализации. Профессионально
развиваясь, такой специалист создает
нечто новое в своей профессии (новый прием,
метод, технологию). Он несет самостоятельную
ответственность за принятое решение,
определяет цели, исходя из собственных
ценностных ориентиров.26 Таким образом, профессиональная
компетентность специалиста по социальной
работе – это знания, способность профессионально
решать практические задачи по развитию
личности и формированию практических
умений деятельностной самореализации.
Профессионализм – это постоянно
поддерживаемые на высоком уровне знания
и умения, обеспечивающие высокое качество
труда и результатов. Профессиональные
знания составляют когнитивный компонент
профессионально-педагогической культуры
специалиста. Профессиональные умения
помогают специалисту применять полученные
профессиональные знания в практике своей
деятельности. Общие профессионально-педагогические
умения специалиста по социальной работе
группируются следующим образом: гностическая
группа заключается в поиске, восприятии
и отборе информации; проектировочная
– в постановке целей и задач, прогнозировании;
конструктивная – в подборе и сочетании
содержания методов и средств; организаторская
– в создании условий, стимулирующих целенаправленное
и природосообразное изменение обучаемых;
коммуникативная – в контактности, общении,
взаимоотношении; оценочная – в восприятии
и критическом анализе действий субъектов
педагогического процесса; рефлексивная
– в самоанализе собственной личности,
деятельности и общения.27 Профессиональные умения специалиста
социальной сферы отражают специфику
его профессиональной деятельности.
Обладая коммуникативными знаниями
и умениями специалист по социальной работе
может с эффективностью вступать в контакты
с детьми и взрослыми; устанавливать профессиональные
отношения; осуществлять индивидуальный
подход к детям; сотрудничать, вступать
в деловые контакты; создавать атмосферу
комфортности, доброжелательности в детском
и взрослом коллективах; быть тактичным
и уважительным в работе; побуждать детей
и взрослых к действию, творчеству, проявлению
эмпатии; влиять на общение, отношения
между людьми в коллективе; правильно
воспринимать, учитывать, реагировать
на критику.
Теоретические организаторские
умения, применяемые в практике, позволяют
ему ставить конкретные задачи, направленные
на развитие, обучение и воспитание ребенка,
социализацию личности в общество; рационально
организовывать свое рабочее время; планировать
этапы и средства деятельности по достижению
результатов; планировать индивидуальную
работу с детьми; организовывать отдельные
виды педагогической деятельности, выполнение
программ и проектов; выявить и поддержать
полезную инициативу, создать условия
для ее реализации; объединять людей для
реализации общих целей и задач общества.
Полученные в результате обучения
аналитические умения помогают специалисту
по социальной работе в его профессиональной
деятельности изучать личность
клиента, его семью; анализировать
результаты процесса; проектировать
конечный результат деятельности; сопоставлять
полученные результаты с исходными данными,
выдвигать новые задачи; анализировать
недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать
опыт и практику работы других специалистов; творчески перерабатывать
необходимую информацию.
С использованием в работе педагогических
умений специалист может обучать подопечных
умениям и навыкам; выявлять резервные
возможности личности; стимулировать
положительные проявления, гуманность
в поступках людей, их поведении, отношении
к другим людям; осуществлять выбор средств,
методов, приемов педагогического руководства
деятельностью.
Умения саморегуляции позволяют
управлять и контролировать свои эмоции
в любой ситуации; управлять своим настроением;
предъявлять к себе повышенную требовательность;
поступаться своими интересами ради интересов
человека; снимать психологическое напряжение.28 Следовательно, имея в своем
арсенале необходимые теоретические знания
и умения, специалист по социальной работе
имеет возможность с большей эффективностью
проявить себя в различных направлениях
социальной работы.
На основании вышесказанного
можно заключить, что признаком профессиональной
компетентности специалиста по социальной
работе выступает умение соотнести имеющиеся
знания с целями, условиями и способами
практической деятельности. Профессионально
подготовленные специалисты по социальной
работе, владеющие теоретическими знаниями,
способны выходить за рамки своего предмета,
своей профессии, они имеют некий творческий
потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность
негативно сказывается на деятельности
практикующего специалиста. То есть, применяя
имеющиеся теоретические знания в своей
профессиональной деятельности, специалист
по социальной работе обеспечивает высокое
качество своего труда и достижение основательных
результатов по оказанию помощи и поддержки
своим клиентам.
Таким образом, готовность молодого
специалиста по социальной работе к практической
деятельности определяется в особенности
его подготовки в ВУЗе, в, предъявляемых
реальной практикой, требованиях, а также
в умении применять специалистом, полученные
во время обучения, теоретические знания
в своей профессиональной деятельности.
Глава 2. Исследование
готовности молодого специалиста по социальной
работе к самостоятельной работе с клиентом
2.1. Методика изучения
готовности молодого специалиста
по социальной работе к профессиональной
деятельности
Методология любой научной
дисциплины, в том числе социологическая
методология, представляет собой, во-первых,
определенную оптику – взгляд на мир,
как разумно устроенную систему, которая
поддается рациональному познанию. Предположение
об абсурдности мира делает учение о методе
ненужным. Во-вторых, методология – это
техника получения знания. Кроме вопросников,
шкал и статистических коэффициентов,
технический инструментарий включает
способы аргументации и представления
результатов работы. В последних двух
случаях идет речь о риторике дисциплины.
И, наконец, не менее важное значение имеет
этика – нормы поведения в научном сообществе,
в соответствии с которыми осуществляется
дисциплинарное воспроизводство знания.
Многочисленны мнения о том,
что дело социолога – тщательно фиксировать
то, что происходит в действительности
и обобщать полученные данные. Методология
делает эту простую задачу практически
неразрешимой. То, что происходит в действительности,
нередко оказывается при внимательном
рассмотрении весьма призрачным и зыбким.
Нужна значительная методическая работа,
чтобы быть уверенным: полученные факты
есть то, что они есть.
Методика конкретного социологического
исследования – сумма приемов, позволяющих
применить какой-либо метод к изучаемому
объекту. В современной социологии разработаны
десятки методов и техник сбора и анализа
данных. При проектировании социологического
исследования готовности молодого специалиста
по социальной работе к профессиональной
деятельности были решены следующие задачи:
определены цель, задачи и объект исследования;
сформулированы гипотезы; построено пространство
признаков и разработан проект выборки;
разработана форма представления исходных
данных (анкета); составлены макеты таблиц
и программа анализа данных.
Одной из важнейших процедур
методической части данного социологического
исследования явилось определение обследуемой
совокупности. После уточнения объекта
исследования решался вопрос о количестве
и характере той совокупности людей, которые
должны быть охвачены исследованием. Опрос
всех людей, составляющих объект исследования
(а это могли быть тысячи, десятки или сотни
тысяч людей), нерационален. Поэтому социологическое
исследование готовности молодого специалиста
по социальной работе к профессиональной
деятельности имело не сплошной, а выборочный
характер. Другими словами, по довольно
строгим правилам отбиралось определенное
количество людей, отражающих по таким
признакам, как специальность, полученная
в учебном заведении («специалист по социальной
работе»), по времени, прошедшему после
окончания учебного заведения (от момента
окончания до трех лет), по стажу работы
(до трех лет) структуру изучаемого объекта.
Эта операция носит название «выборка».
От правильности ее осуществления в огромной
степени зависит качество и достоверность
социологической информации.
Технологический процесс подготовки
и проведения исследования включает ряд
разнородных этапов. На диаграмме (рис.
1) представлены его основные функции.
Рис. 1. Основные функции
системы анкетирования
По сравнению с некоторыми другими
методами получения информации (например,
интервью), анкетирование обладает рядом
преимуществ. Анкетер общается с анкетируемым
опосредованно. Тем не менее, исключается
влияние анкетера на характер ответов
опрашиваемого. Респондент, от которого
следует получить информацию, остается
с анкетой наедине, что дает ему возможность
непринужденно, самостоятельно и правдиво
сформулировать ответы на вопросы. Это
способствует объективности получаемой
информации. Анкета имеет много преимуществ
и в случае использования ее при массовом
опросе. Ведь опросить быстро большое
число людей не под силу ни одному интервьюеру.
А привлечение большого числа интервьюеров
обойдется слишком дорого, что неприемлемо
для небольших редакционных коллективов.
В связи с этим данное социологическое
исследование было проведено с применение
метода – анкетирование, несмотря на то,
что достоинства анкетирования являются
и его недостатками. А именно, человека,
оставшегося наедине с анкетой, ничто
не может заставить адресовать редакции
не пустые слова, а действительно важную
информацию. Никто не может заставить
его отвечать искренне, если респондент
этого не захочет. Никто не поможет разъяснить
ему непонятный вопрос или дать совет,
как лучше изложить свою мысль. 29 «Эффект одиночества» наедине
с анкетой иногда мешает правильным ответам
на вопросы.
Анкетирование – один из основных
видов опроса, осуществляемого путем опосредованного
общения социолога и респондента. Различают
несколько видов анкетирования: по способу
общения между исследователем и опрашиваемым,
по месту проведения, по уровню стандартизации. 30 По способу общения между исследователем
и опрашиваемым – прессовый (вопросник
печатают в газете, журнале); почтовый
(рассылают анкеты по почте) и раздаточный
(анкетер раздает их группе респондентов).
В первых двух случаях (заочное анкетирование)
нет непосредственного контакта с респондентом.
В третьем случае (очное анкетирование)
анкетер выступает в качестве инструктора
по заполнению анкет, раздатчика анкет,
однако анкета заполняется респондентом
самостоятельно. По месту проведения –
анкетирование по месту жительства и по
месту работы или учебы. В последнем случае
он может быть групповым или аудиторным.
По уровню стандартизации – полностью
или частично стандартизированным. Этот
вид анкетирования определяется характером
вопросов (закрытыми или полузакрытыми).
Анализ вышеописанной классификации видов
анкетирования, при изучении готовности
молодого специалиста по социальной работе
к профессиональной деятельности позволил
выбрать наиболее подходящие виды анкетирования:
почтовый, то есть анкеты были разосланы
по почте, и анкетирование по месту работы
специалистов по социальной работе.
Анкетирование проводится для
достижения не одной, а нескольких целей.
Важности целей могут быть различными.
Некоторые из них могут противоречить
друг другу. Во избежание этого были сформулированы
все цели и увязаны в единую систему. В
противном случае был риск недоучесть
возможные ограничения, пропустить важные
вопросы и, в конечном счете, получить
не совсем то, что хотелось бы изначально.
Анкетирование в целом может рассматриваться
как решение некоторой задачи. Выбор средств
достижения целей фактически является
этапом постановки задачи исследования.
Исходя из сформулированных целей и возможностей,
разработана форма представления исходных
данных (анкета) и выбраны методы, которые
могли бы быть применены для решения этой
задачи. Для повышения степени достоверности
получаемых ответов и обеспечения последующей
обработки при разработке анкеты был соблюден
ряд простых, но очень важных правил. Анкета
содержит небольшое число вопросов, чтобы
время опроса не превышало пределов времени,
в течение которого опрашиваемый в состоянии
сосредоточиться на одной теме и заниматься
одним видом деятельности. Формулировка
вопросов предельно простая, конкретная
и ясная. Варианты ответов покрывают все
возможные трактовки и допускают ранжирование
по степени наличия или отсутствия некоторого
свойства, ассоциируемого с данным вопросом.
Из числа первоначально подготовленного
списка вопросов устранены те, на которые
невозможно получить достоверных ответов.
Из списка вопросов убраны такие, на которые
все опрашиваемые будут давать один и
тот же ответ, независимо от того, положительный
он либо отрицательный. Такие вопросы
неинформативны, по крайней мере, на выбранном
множестве анкетируемых. Вопросы, ответы
которые не удается ранжировать, обычно
являются комплексными и их желательно
разбить на отдельные подвопросы, предполагающие
утвердительный или отрицательный ответ,
либо допускающие ранжирование, что и
было сделано.31 Анкета включает в себя вопросы,
объемлющие разные интересующие стороны
проблемы. Причем поставлены вопросы как
о характеристиках самого явления (его
сущности, количественных и качественных
сторонах), так и об отношении к нему анкетируемых.
Таким образом, создается большой объем
информации, дающий возможность увидеть
иногда самые тонкие грани проблемы и
отношения к ней аудитории. Правильное
построение вопросов анкеты позволяет
надеяться на получение достаточно полных
ответов, содержащих достоверную информацию.