Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 23:05, курсовая работа
Краткое описание
Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней сто¬роной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, ин¬валидность) и внутренней (например, комплекс неполно-ценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное). Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
Содержание
Введение Глава 1. Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения 1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе 1.2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике 1.3. Применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом 2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности 2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности 2.3. Рекомендации молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем Заключение Литература
Опрошенные выделили основные
функции молодого специалиста по социальной
работе: 57% - социальная помощь, 46% - социальная
поддержка, 43% - социальное обеспечение
и социальное консультирование. Также выявлено, что данные выполняемые функции часто выходят за рамки должностной
инструкции.
Причинами, приводящими к проблемному
выполнению должностных функций молодого
специалиста по социальной работе, по
результатам исследования, является недостаток профессиональных
знаний, причем данная причина очень значительна
в группе специалистов иных специальностей,
тогда как для специалистов с профильным
образованием в основном в работе мешает
чрезмерная загруженность. Основной причиной
возникновения проблем при выполнении
своих профессиональных обязанностей
из-за недостаточной компетенции
специалисты со специальным образованием
отмечают усталость от перегрузок; группа
специалистов, не имеющих специального
образования, отмечает значительными
причинами возникновения проблем – недостаточность
жизненного и профессионального опыта,
недостаточность теоретической подготовки,
недостаточное владение технологиями
социальной работы.
Получено мнение молодого специалиста
по социальной работе о необходимом наборе
знаний, умений и навыков, а также о виде
образования, необходимых для успешного
осуществления их функций: 54% респондентов
отметило, что для выполнения должностных
обязанностей специалист по социальной
работе должен иметь как минимум среднее
профессиональное образование, что не
существует «идеального» образования
для специалистов социальной сферы, профессия
требует только практических навыков,
приобретаемых в процессе работы, при этом специалистам не хватает психологических и юридических знаний. Специалистам же, имеющим иные специальности, наряду с вышеназванными знаниями, остро необходимы знания в области теории социальной работы и технологий социальной работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации специалистами по социальной работе было выбрано 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой.
Как показывает проведенное
изучение готовности молодого специалиста
по социальной работе, при выполнении
своих профессиональных функций и при
работе со своими клиентами, специалистам,
не имеющим специального образования,
приходится сталкиваться с проблемами
из-за имеющихся у них: недостаточной компетенции,
недостатка профессиональных знаний и
опыта, недостаточной теоретической подготовки,
недостаточного владения технологиями
социальной работы, которые необходимы
для более качественного выполнения работы
и оказания эффективной помощи клиентам.
Что подтверждает выдвинутую в исследовании
рабочую гипотезу.
В общем можно заключить, что
молодые специалисты по социальной работе,
получившие образование «социальная работа»,
более подготовлены к самостоятельной
профессиональной деятельности, так как
обладают определенными профессиональными
знаниями, то есть теорией, и навыками,
получившими во время прохождения учебной
практики. Что нельзя сказать о специалистах
по социальной работе, имеющих непрофильное
образование.
2.3. Рекомендации
молодому специалисту по социальной
работе
в решении его профессиональных
проблем
Анализ результатов проведенного
социологического исследования позволяет
выработать ряд рекомендаций молодому
специалисту по социальной работе в решении
его профессиональных проблем.
Специалист по социальной работе
может эффективно выполнять свои обязанности
и реализовывать функции только в том
случае, если он владеет большим кругом,
соответствующих социальной работе, знаний
и умений. Во-первых, специалисты с профильным
образованием должны регулярно повышать
свою квалификацию, обучаясь на курсах
по программам, связанным с социальной
работой, психологией, медициной, социологией,
педагогикой, участвовать на семинарах,
научно-практических конференциях, самообразовываться
посредством изучения профессиональных
журналов, учебно-методической литературы,
методических материалов Агентства РК
по социальному развитию, территориальных
органов социальной защиты населения.
Во-вторых, специалисты, не имеющие образование
по специальности, первоначально должны
пройти переподготовку в ВУЗе по профильной
специальности, либо на курсах по программам,
связанным с социальной работой.
Для выполнения предписанных
специалистам по социальной работе функций
необходимо не только соответствующее
образование, но и личностная готовность
соблюдать определенные профессионально-этические
нормы и принципы, то есть необходимо знать
Этический кодекс для социального работника
и уметь использовать его при работе.
Заключение
На основании проведенного
исследования готовности молодого специалиста
по социальной работе к самостоятельной
работе с клиентом можно сделать следующие
выводы.
Особенности подготовки специалиста
по социальной работе в ВУЗе заключаются
в том, что учебная программа строится
исходя из характера практической деятельности
специалиста по социальной работе, включающая
в себя социогуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины, а также дисциплины специализации. Цель данной программы – скоординировать у студентов единство знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества. Учебная дисциплина «социальная работа» носит интегративный и междисциплинарный характер. Её спецификой является то, что в ней социальная деятельность представляется направленной на планирование и выполнение социальных преобразований, оказание помощи нуждающимся. Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе – особая форма учебной деятельности. Цель практики: со стороны преподавателя
– предоставить студентам возможность
соединить их теоретические знания с практическим
опытом; предоставить студентам возможность
попрактиковаться в принятии решений
по конкретной социальной проблеме; со
стороны студентов – овладение навыками
оформления соответствующих документов;
участие в работе по составлению плана
решения конкретной проблемы; включение
в работу по решению проблемы; составление
отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое.
Требования к специалисту по
социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно
занятым на должностях, непосредственно
связанных с оказанием квалифицированной
социальной помощи лицам и группам, находящимся
в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную
подготовку в области социальной работы,
идентифицировать себя в качестве специалиста
по социальной работе. Главные требования к специалистам по социальной работе – проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессиональная деятельность специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных
проблем человека и общества, он является
посредником в контексте: «человек – семья
– общество».
Непременным признаком профессиональной
компетентности специалиста по социальной
работе выступает умение соотнести имеющиеся
знания с целями, условиями и способами практической деятельности.
Профессионально подготовленные специалисты
по социальной работе владеют умениями
и навыками применения в своей практической
деятельности различных научных методов,
а, следовательно, способны выходить за
рамки своего предмета, своей профессии,
они имеют некий творческий потенциал
саморазвития, тогда как некомпетентность
негативно сказывается на деятельности
практикующего специалиста. От специалистов
по социальной работе требуется, чтобы вся
их практическая деятельность была обоснована
теоретически и проведена профессионально.
Профессионально подготовленные специалисты
по социальной работе, владеющие теоретическими
знаниями, и умело, применяя их в своей
профессиональной деятельности, обеспечивают
высокое качество своего труда и достижение
основательных результатов по оказанию
помощи и поддержки своим клиентам.
С целью определения молодым
специалистом по социальной работе своей
готовности к профессиональной деятельности
проведено социологическое исследование.
При проектировании социологического
исследования были определены цель, задачи
и объект исследования; сформулирована
гипотеза; разработана форма представления
исходных данных (анкета); составлены макеты
таблиц и программа анализа данных. Одной
из важнейших процедур методической части
явилось определение обследуемой
совокупности – 28 специалистов по социальной работе, занимающих данную должность не более трех лет и окончившие ВУЗ в период от момента окончания до трех лет, место работы которых, Центр социального обслуживания – 20 специалистов; Центр социальной помощи семье и детям – шесть специалистов; по одному специалисту в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Вся выборочная совокупность состоит из женщин. 12 специалистов имеют специальное образование, 16 респондентов занимают должность специалиста по социальной работе, не имея специального образования. 13 специалистов проживают и работают в городе, 15 – в сельской местности. Рассмотрев различные методы получения информации, был выбран наиболее приемлемый – анкетирование. Анкетирование
подготовлено в соответствии с рабочим
планом исследования и проведено по почте
и по месту работы.
В результате проведенного
социологического исследования решены
поставленные задачи: основной причиной
для 36% опрошенных послужило получение
соответствующего образования, но это
в основном касается тех специалистов,
которые имеют образование по специальности
«социальная работа». Среди специалистов без профильного
образования прослеживается для 38% опрошенных
главная причина выбора профессии специалиста
по социальной работе – это сложившиеся
личные обстоятельства; основные функции
молодого специалиста по социальной работе:
57% - социальная помощь, 46% - социальная
поддержка, 43% - социальное обеспечение
и социальное консультирование. Выполняемые функции часто выходят за рамки должностной
инструкции; причинами, приводящими к проблемному выполнению должностных функций молодого специалиста по социальной работе, является недостаток профессиональных
знаний, причем данная причина очень значительна
в группе специалистов иных специальностей,
тогда как для специалистов с профильным
образованием в основном в работе мешает
чрезмерная загруженность. Основной причиной
возникновения проблем при выполнении
своих профессиональных обязанностей
из-за недостаточной компетенции специалисты
со специальным образованием отмечают
усталость от перегрузок; группа специалистов,
не имеющих специального образования,
отмечает значительными причинами возникновения
проблем – недостаточность жизненного
и профессионального опыта, недостаточность
теоретической подготовки, недостаточное
владение технологиями социальной работы; необходимый набор знаний, умений и навыков, а также вид образования, необходимых для успешного осуществления функций: 54% респондентов - минимум среднее профессиональное образование, что не существует «идеального» образования для специалистов социальной сферы, профессия требует только практических навыков, приобретаемых в процессе работы, при этом специалистам не хватает психологических и юридических знаний. Специалистам же, имеющим иные специальности, наряду с вышеназванными знаниями, остро необходимы знания в области теории социальной работы и технологий социальной работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации специалистами по социальной работе было выбрано 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой.
По результатам социологического
исследования, при выполнении своих профессиональных
функций и при работе со своими клиентами,
специалистам, не имеющим специального
образования, приходится сталкиваться
с проблемами из-за имеющихся у них: недостаточной
компетенции, недостатка профессиональных
знаний и опыта, недостаточной теоретической
подготовки, недостаточного владения
технологиями социальной работы, которые
необходимы для более качественного выполнения
работы и оказания эффективной помощи
клиентам. Что подтверждает выдвинутую в исследовании рабочую гипотезу.
На основе результатов проведенного
социологического исследования были выработаны
следующие рекомендации молодому специалисту
по социальной работе: специалисты с профильным образованием, для
более эффективного выполнения своих
обязанностей, должны регулярно повышать
свою квалификацию, обучаясь на курсах
по программам, связанным с социальной
работой, психологией, медициной, социологией,
педагогикой, участвовать на семинарах,
научно-практических конференциях, самообразовываться
посредством изучения профессиональных
журналов, учебно-методической литературы,
методических материалов Агентства РК
по социальному развитию, территориальных органов социальной защиты населения; специалисты же, не имеющие
образования по специальности, первоначально
должны пройти переподготовку в ВУЗе по
профильной специальности, либо на курсах
по программам, связанным с социальной
работой. А также молодым специалистам
по социальной работе рекомендовано использовать
в работе Этический кодекс для социального
работника, так как для качественного
выполнения функций необходимо не только
соответствующее образование, но и личностная
готовность соблюдать определенные профессионально-этические
нормы и принципы
В результате проведенного
теоретического и социологического исследования
можно заключить, что молодые специалисты
по социальной работе, получившие образование
«социальная работа», более подготовлены
к самостоятельной профессиональной деятельности,
так как обладают определенными профессиональными
знаниями, то есть теорией, и навыками,
получившими во время прохождения учебной
практики.
Литература
Абдрахимова, Н.Д., Яр-Мухамедов, И.Г. Компьютерные методы обработки результатов анкетирования / Н.Д. Абдрахимова, И.Г. Яр-Мухамедов // ИИМОП КНУ
Аверина, И. Из дневника социального
работника / И. Аверина // Социальная работа.
– 2005. - №1. – С. 56-57.
Албегова, И. Ф. Исследование мотивации социальных работников / И. Ф. Албегова // Социологические исследования. – 2005. - №1. – С. 78-81.
Александрова, А. Готовность
молодых специалистов к профессиональной
деятельности. / А. Александрова // Работа
и зарплата. – 2007. - №3. – с. 12.
Андрусяк, Н. Ю. К вопросу о профессиональной
подготовке студентов университета к
социальной работе с детьми-инвалидами
/ Н. Ю. Андрусяк // Современные проблемы
подготовки специалистов по социальной
работе – Екатеринбург, 2004. – С. 9-10.