Давид Юм о человеке и обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотрение социологии Давида Юма. Исходя из этой цели, мы должны будем изучить его биографию, рассмотреть эпоху, в которую жил Давид Юм, ее характерные признаки, а также проанализировать отличительные черты социологии самого ученого.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..………3
ГЛАВА I Биография Давида Юма……………………………….………..…………….6
Детство Д. Юма…………………………………………………………..…6
Юношеский период жизни Д. Юма…………………………..……………9
Завершающий этап творчества ……………………..…….………………12
ГЛАВА II………………………………………………………………...……………….16
2.1. Краткий обзор социо-культурного контекста эпохи Просвещения в Шотландии..…………..………………….…………………...…………………….16
2.2. Краткая характеристика основных идей шотландского Просвещения…………………………………………………………………………19
2.3. Особенности социологии Давида Юма………...…………………………23
Заключение………………………………………………………………...…………....29
Библиографический список…….……………………………………...………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая._Юм3.docx

— 78.83 Кб (Скачать файл)

Вклад Давида Юма в развитие общественной мысли в Шотландии  огромен. Своими идеями, Юм оказал значительное влияние на современный идеализм. Кроме того, сочинения Давида Юма  считаются идейными источниками  неопозитивизма, а также многое почерпнул  для себя и Адам Смит.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наследие, оставленное Юмом в области  философии, настолько значительно  и важно, что знаменитый шотландский  философ имеет все права на внимание и интерес к нему нас, людей XXI века. Своим скептическим методом, своим старанием все проверить, обосновать и доказать, Юм создал настоящий переворот в умозрительных науках и положил начало новой философской школе, которая до сих пор в рядах своих последователей насчитывает великие имена самых выдающихся философов и психологов. Для подтверждения сказанного достаточно упомянуть Джона Стюарта Милля, Бена, Герберта Спенсера, так называемых сенсуалистов — в Англии; представителей позитивизма Огюста Конта, Литтре и Лафитта — во Франции; наконец, Канта, этого творца критического метода, — в Германии. Правда, «великого кёнигсбергского мудреца» (Канта) считают обыкновенно противником Юма, благодаря тому, что он опровергал теорию причинности, установленную шотландским философом; но, несомненно, и то, что как содержание, так и метод изложения юмовской философии побудили Канта к созданию его доктрины; мало того, в учениях обоих философов можно найти много общего. Самая цель главного сочинения Канта «Критика чистого разума» по существу своему та же, что и в сочинении Юма «Трактат о человеческой природе». Критицизм Канта и скептицизм Юма, расходясь в частностях, сходятся в главном — в стремлении указать предельность нашего познания в том мире явлений, который открывается нам путем опыта.

Итак, Юм по своим душевным свойствам  представлял лишь типичного сына своей родины и, кроме того, доказал  своим примером, что ни книги, ни сочинение ученых трактатов не очерствляют  человека, не делают его тщеславным эгоистом, если только эти качества не присущи ему настолько, что  они проявились бы и совершенно независимо от рода его занятий.

Но во всем цельном и характерном  облике Юма самой возвышенной, самой  благотворной чертой следует признать его неуклонное стремление к истине, к тому, что он сам называл светом, неотразимо привлекавшим его и озарявшим  всю его деятельность, как общественную, так и научную. Ни разу не уклонился Юм от намеченного им пути исследований, ни разу не впал в искушение обмана или самообмана и был одним из тех неизменных служителей идеи великой и строгой, самый образ которых есть драгоценный завет и поучение для потомства.

Для умственного просветления своего и своих ближних работал Юм всю жизнь и создал себе незабвенную  характеристику, превосходно выраженную следующими словами Адама Смита: «Вообще, как во время его жизни, так и после смерти, он представляется мне личностью, настолько приблизившейся к идеалу истинно мудрого и  добродетельного человека, насколько  это возможно для слабой человеческой природы»35.

В ходе нашего исследования нам удалось  проанализировать социологию Давида Юма, выявить ее особенности, изучить  биографию ученого, а также  рассмотреть ту трудную эпоху, в которую ему пришлось жить и творить.

Таким образом, мы пришли к следующим  выводам:

  1. Юм в человеческой природе отдает преимущественную роль аффектам. Кроме того, говорит о ее неизменности, отмечает ее нерациональность, склонность к ошибкам. Он доказывает, что человек руководствуется в меньшей степени разумом, нежели чувственностью.
  2. Формирование же общества Юм представляет как разрастание семей.

Конечно, мы не претендуем на исчерпывающие  выводы нашей работы, поскольку данная тема требует дальнейшего, более  глубокого изучения.

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Дашкова Е.Р. Небольшое путешествие в горную Шотландию / Публикация Э.Г. Кросса // XVIII век. Сборник 19. СПб: 1995. С. 239-268.

 

2. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза/ Пер. с франц. - М.: ПЕР СЭ, 2000.

 

3. Микешин М.И. Социальная философия шотландского Просвещения. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. 165 с.

 

4. Михаленко Ю.П. Философия Д.Юма – теоретическая основа английского позитивизма XX века - М.: Издательство академии наук СССР, 1962.

 

5. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

 

6. Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам 1734-1737 // Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965

 

7. Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т. 2: О национальных характерах // Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965.

8. Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т. 2: Исследования о человеческом познании // Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965.- С. 8.

1 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С.44

2 Там же

3 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С.45.

4 Юм Д. Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С.48.

5 Там же. - С. 49

6 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С.50.

7 Smith N.K. The Philosophy of David Hume. L.: 1941. – P. 45

8 Михаленко Ю.П. Философия Д.Юма – теоретическая основа английского позитивизма XX века - М.: Издательство академии наук СССР, 1962. - С. 142

9 Марков Б.В. Между индивидуальностью и субъективностью // Рено А. Эра индивида: К истории субъективности. СПб., 2002. - С. 443.

10 Микешин М.И. Социальная философия шотландского Просвещения. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. — С. 22

11 Broadie A. Why Scottish Philosophy Matters. //Edinburgh, 2000

12 М.И. Микешин Социальная философия шотландского Просвещения// СПб: 2005. - С. 12.

13 Broadie A. Why Scottish Philosophy Matters. - P. 14-15.

14 Broadie A. Introduction: What was the Scottish Enlightenment? // The Scottish Enlightenment: An Anthology / Ed. by A. Broadie. Edinburgh, 1997. - P. 16-18.

15 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т. 2: О национальных характерах // Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С. 614.

16 Герцен А.И. Письма об изучении природы. Письмо восьмое. Реализм // Герцен А.И. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1985. - С. 389.

17 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - С. 374.

18Там же - С. 375.

19 Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. М., 1999.

20 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т. 2: О национальных характерах // Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С. 606.

21 Юм Д Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965.- С.317.

22 Там же. - С.605.

23 М.И. Микешин Социальная философия шотландского Просвещения// СПб: 2005. - С. 8

24 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С. 79.

25 Там же. - С. 142.

26 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965.- С.57.

27 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т. 2: Исследования о человеческом познании // Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965.- С. 8.

28 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С. 627

29 Там же. - С.623

30 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С.617

31 Ibid. - P. 49.

32 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965. - С.641

33 Юм Д. Сочинения в 2 тт. Т.1:Трактат о человеческой природе// Юм Д. / Пер. с англ. С. И. Церетели. - М.: Мысль, 1965 - С.682

34 Там же. - С.690

35 Smith N.K. The Philosophy of David Hume. L.: 1941. – P. 79


Информация о работе Давид Юм о человеке и обществе