Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:48, курсовая работа
Предмет исследования – влияние денег на отношения в обществе.
Цель курсовой работы – изучить психологию денег.
Задачи:
1) Изучить понятие и сущность денег;
2) Выявить основные функции денег;
3) Изучить понятие и сущность денег в работах Г. Зиммеля и Ф. Тённиса
Введение.
Глава 1. Теоретический подход к понятию сущности денег
1.1. Понятие, сущность и необходимость денег для общества
1.2. Восприятие денег людьми и их отношение к ним
Глава 2. Сущность денег в работах немецких социологов
2.1. «Философия денег» Г. Зиммеля
2.2. Сущность денег Ф. Тённиса
2.3. Товарный и денежный фетешизм К. Маркса
Заключение.
Список использованной литературы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Башкирский государственный университет
Кафедра теории и истории социологии
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Основы социологии»
на тему:
«Деньги и их влияние на общество»
студентки Плотниковой В.С.
группы 1.1С
Научный руководитель:
кандидат философских наук,
доцент Шарипов А.Р.
Уфа – 2012
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретический подход к понятию сущности денег
Глава 2. Сущность денег в работах немецких социологов
2.1. «Философия денег» Г. Зиммеля
2.2. Сущность денег Ф. Тённиса
2.3. Товарный и денежный фетешизм К. Маркса
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность темы. Человек остается самим собой - и в качествах, присущих ему индивидуально, и в том, что роднит его с другими представителями его социального, возрастного, культурного типа. И, тем не менее, везде, где хотя бы краешком присутствуют деньги, возникает какое-то новое качество, сам характер протекания психических процессов неуловимо изменяется, и при этом так, что у совершенно разных людей эта реакция оказывается одинаковой.
Деньги в отличие от слов, имеют числовое выражение. И для их функционирования в обществе используется специальный язык. В этом специфическом денежном языке мы осуществляем общение, когда используем такие выражения, как «деньги», «стоимость», «товар», «цена», «зарплата», «доход» и т.д. Легко видеть, что мы используем денежный язык чрезвычайно широко, наверное, не менее чем в половине всего объема речевого общения. На уровне более высоких структур – предприятие, государство – значимость и удельный вес денежного языка возрастают еще больше.
Через
деньги и денежный язык
Еще
одна важнейшая особенность
Над данной темой работали такие известные психологи и социологи, как Г. Зиммель1, Ф. Тённис2, В. Зомбарт3, О. Соколова4, О. Дайнека5, Т. Кравцова6. Взгляды номиналистической теории в XVII в. развивали английские экономисты: Николас Барбон, Джордж Беркли. Развернутое обоснование номиналистической теории денег дает немецкий профессор Кнаппп, который рассматривал все явления экономической жизни, как правовые. Он отрицал наличие объективных экономических законов. Экономические законы, по его мнению, устанавливаются произвольно по воле людей. Все экономические категории, в том числе и деньги, Кнапп рассматривает как продукт права, продукт деятельности государства. Вот почему Кнапп называет свою теорию денег государственной теорией денег.
Объект исследования – деньги.
Предмет исследования – влияние денег на отношения в обществе.
Цель курсовой работы – изучить психологию денег.
Задачи:
Глава 1. Теоретический подход к понятию сущности денег
Понятие, сущность и необходимость денег для общества. Деньги являются мощным средством объединения общества в единый организм. Например, в таких обществах, как рабовладельческое или феодальное, в которых денежные отношения играли сравнительно небольшую роль, человеческое общество было резко расслоено на отдельные социальные слои, а также было разделено на территориальные единицы, мало связанные друг с другом. Широкое развитие денежных отношений способствует территориальной и социальной консолидации общества. Однако в определенных условиях деньги могут играть и функцию фрагментации общества на отдельные территориальные суверенные единицы.
Почему и когда возникла потребность в деньгах? Утверждается, что они нужны для описания производства. Но вот женщина целый день занимается домашним производством, дачник трудится целый день в саду. Но никто даже и не подумывает о том, чтобы описывать это производство в деньгах. Иногда говорят, что деньги нужны для описания общественного производства. И это тоже неверно. Кто усомнился, что пирамиды Египта, дворцы Ниневии и Древнего Рима были плодом общественного производства. Но для этого производства тоже не требовалось денежного описания.
Деньги потребовались, когда возникла особая форма организации производства. И строительство пирамид, и работа в домашнем саду есть тип производства, который можно назвать «авторизованным» производством. Производитель знает, для кого он производит. Вся информация между потребителем и производителем осуществлялась на уровне межличностного интерфейса (связи).
Экономика
описывает такие связи, а
Таким образом, деньги есть всего лишь инструмент (в широком смысле слова) экономики. Деньги дают экономике меру и число. Вне экономики есть производное от вполне определенной и исторически обусловленной организации человеческого производства (есть и нечеловеческое производство, например, у общественных насекомых).
Деньги – одно из высших проявлений человеческого гения. Человек придумал измеритель того, чего нет в природе, что никакими естественными приборами измерить невозможно. В современном мире нет большей силы, чем деньги.
Некоторые
люди могут сказать, что
Деньги развязывают войны и создают благосостояние целым странам и регионам. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая часть преступлений. И одновременно люди делают величайшие изобретения, идут на подвиги, покоряют миры, открывают новые земли и глубины.
Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена жизнь современного человека, государств и всего мирового сообщества.
Деньги
– выдающееся достижение
Роль
денег в истории постоянно
возрастала и сейчас наша
Обществом
можно управлять либо
Как вы относитесь к деньгам? Если этот вопрос прозвучит в философском, мировоззренческом контексте, ваш ответ, скорее всего, будет таков: деньги - это зло, они портят людей, они вносят яд в самые чистые человеческие отношения... Если же перевести разговор в обычный житейский план, то вы, прислушаетесь к себе, сразу почувствуете, что, прежде всего, надо уточнить: о каких деньгах идет речь - имеющихся или отсутствующих?
Простейший ряд ассоциаций сразу же выявит полярность этих двух отношений. Деньги со знаком "плюс" - те, что уже лежат у нас в кошельке или реально могут быть получены в будущем, - вызывают сплошь положительные, согретые мажорными эмоциями ассоциациями: с приобретением принятых и нужных вещей, с хорошо проведенным отпуском... Ну, а ассоциации, вызываемые деньгами, которых нет, звучат мелодией похоронного марша: с истрепанными туфлями, которые вы обречены надевать, с бесчисленным множеством неизбежных отказов и запретов, с тревогами по поводу того, что любая внештатная ситуация может поставить вас в тупик.
Эта остроконечная реакция, присущая всем без исключения людям, определяет влияние денег на наше поведение. Нет, речь не идет тут о ситуациях, в которых деньги играют роль определяющего фактора - типа тех, когда мы так или иначе действуем, чтобы их заработать или сохранить. Тут именно деньгами полны все наши мысли, и мы это ясно осознаем, никаких психологических парадоксов в этом нет. А вот что действительно представляет интерес - это совсем недавно открытая способность денег управлять нашим поведением на уровне подсознания. Мы даже не фиксируем четко в подобных, что речь идет о деньгах, тем более не признаемся себе, что это именно они заставили нас совершить какие-то шаги. Однако в экспериментах это проявляется со всей очевидностью.
Что здесь самое примечательное - никакого значения не имеет, в каких размерах заглатывается наживка. У нас есть такое выражение - "это не деньги". Так мы пренебрежительно называем небольшие суммы, явно не соответствующие масштабу наших намерений и планов. Отсюда следует, что деньги, как таковые, начинаются только с какого-то определенного количественного рубежа, а все, что ниже, - это что-то иное, пустяк, сор. Когда у нас счет пошел на тысячи и миллионы, люди, требующие у кассира точного, до рубля, расчета, вызывали у многих улыбку: только детям отдавать в игру нашу звонкую монету, ни на что другое она не годится! Зато бессознательные импульсы не делают никаких различий между разными по достоинству денежными знаками. Покупательная способность, валютный курс - ничто в этом роде во внимание не принимаются.
Есть ходовая пословица - "не в деньгах счастье", и хоть все понимают, что до полного следования этому принципу обычному человеку надо расти и расти, в философском плане пословицу эту принимает, по крайней мере, большинство. Хотя бы потому, что слишком много перед нами проходит очень богатых и очень несчастных людей.
Однако психология денег не то что опровергает эту народную мудрость, но выводит нас на иной, я полагаю - более высокий, уровень понимания. Оказывается, в деньгах заключено если не счастье, то какой-то мощный стимулятор эмоций, характерных именно для счастливого состояния. Как точно говорил Толстой: "Счастье не в самих деньгах, а в том факте, что я обладаю ими…».
Собственность и деньги как атрибуты экономической жизни обозначают имущественно-экономический статус человека, что принято связывать с понятиями: бедный, богатый, среднего достатка. Психологи выяснили, что эти вещи прямо не связаны с чувством удовлетворения от жизни и состоянием счастья. Но эти реалии доставляют людям много как удовольствий, так и неприятностей. И деньги и вещи связаны с материальной стороной жизни, значимость которой люди воспринимают и оценивают по разному. Чего только стоит быль (ставшая легендой) о «бочке Диогена»!
Греческого мудреца Диогена Синопского (400 в. до н.э.) пригласили учительствовать в Кранийскую гимназию. Наниматель забыл похлопотать о его жилье, и философ обустроился в глиняной бочке для хранения зерна и вин (пифосе). Однажды Диоген грелся на солнце, над ним остановился Александр Македонский, уже овеянный славой завоевателя мира, и сказал: «Проси у меня, что хочешь». В ответ он услышал: «Не заслоняй от меня солнца».
Поступок Диогена можно объяснять и гордостью, и презрением к суетности жизни - славе, власти, богатству а также верностью собственным жизненным принципам, один из которых гласил, что все в мире принадлежит мудрецам. Он доказывал это такими доводами: «все в мире принадлежит богам; мудрецы - друзья богов; а у друзей - все общее; стало быть, все принадлежит мудрецам».