Деньги и их влияние на общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – влияние денег на отношения в обществе.
Цель курсовой работы – изучить психологию денег.
Задачи:
1) Изучить понятие и сущность денег;
2) Выявить основные функции денег;
3) Изучить понятие и сущность денег в работах Г. Зиммеля и Ф. Тённиса

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретический подход к понятию сущности денег
1.1. Понятие, сущность и необходимость денег для общества
1.2. Восприятие денег людьми и их отношение к ним
Глава 2. Сущность денег в работах немецких социологов
2.1. «Философия денег» Г. Зиммеля
2.2. Сущность денег Ф. Тённиса
2.3. Товарный и денежный фетешизм К. Маркса
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 57.25 Кб (Скачать файл)

Прожив  девяносто лет, Диоген постоянно  находился в поиске. Рассказывают, что среди бела дня он бродил с фонарем в руках, объясняя: «Ищу человека». Попробуем вслед за Диогеном искать «человеческое» в деньгах и вещах.

Причины переживаний  людей чаще всего определяются не физическими объектами (вещами, деньгами), а тем, как мы к ним относимся. Психологи нашли, что важными факторами «денежного и вещного поведения» являются:

-личностные отношения, характер, пол, возраст;

-профессиональные склонности и  способности (например, коммерческая  хватка);

-тактика и стратегия поведения  (цели жизни, направленности деятельности; ценности, установки, уровень самосознания, личностные смыслы).

Остановимся на понятии «отношение». Удовлетворяя нетерпение тех, кто торопится стать  богатым, даем ответ: решение находится  в системе личных отношений к миру. Личное отношение - это многокомпонентная система представлений человека о действительности. Мы выражаем суждения о событиях, предметах, людях, идеях словами «хорошо - плохо», «подходяще - неподходяще» и др. (субъективно-оценочный компонент); «хочу - не хочу», «надо - не надо» (сознательно-избирательный компонент); «было - не было», «знакомо - не знакомо», «знаю - не знаю» (опыт). В систему отношений включаются историческая эпоха, классово-групповая принадлежность человека и его функции в обществе, мера его влияния на общественные институты - политику государства, законы, нормы. Эти реалии также связаны с отношением людей к вещам и деньгам.

Например, эпоха перестройки в России изменила отношение людей к проблемам  бедности - богатства и оценке денег. Обострились чувства людей к количественной стороне вещей и денег, и это вызвано объективными условиями общества. По данным Института экономики переходного периода, в стране на начало 2001 г. насчитывалось 34,7 % бедных, живущих ниже прожиточного минимума (грань физического выживания человека).

Психологические причины бедности в России, с одной  стороны, - резкий переход от советского социализма к рыночному капитализму, издержки экономической политики государства; с другой - психологические особенности  людей: стратегия сиюминутных целей, внешний контроль над ситуациями (надежда не на себя, а на случай, удачу на других людей и государство), слабое стремление к успеху (преобладание мотивации избежания неудачи), низкая самооценка.

Предыдущая  эпоха плановой советской экономики искажала представления об имущественно-денежных отношениях. В ней разорвалась связь «количество, качество труда - уровень жизни». Люди лишились не только опыта обращения с деньгами и собственностью, но, насильственно, и благополучного экономического статуса. Речь идет о поколении людей, активная профессиональная деятельность которых пришлась на доперестроечный период. Все их богатство теперь - это личное достоинство, память о военных и трудовых доблестях, пенсия, по размеру не дотягивающая до прожиточного минимума, вечная надежда на то, что дети и внуки будут жить лучше. Вот только бы не забыли: терпение и труд - все перетрут.

Согласно  статистике, 1,5 % населения владеют  ныне примерно 65 % национального богатства  страны. Около 70 % доходов от национального достояния сконцентрированы в Москве, а на окраинах страны люди лишаются тепла и света. Такой перекос действительности влияет на благополучие нашей психики и сознания.

Восприятие  денег людьми и их отношение к  ним.

Само по себе отношение к деньгам, настрой на деньги, пронизывающий сознание человека, является своего рода энергией, силовым полем, подобно магнитному полю. Если ваше отношение к миру денег неуважительно, негативно или противоречиво, то при самом высоком профессионализме трудно рассчитывать на успех. В лучшем случае плодами ваших трудовых достижений воспользуются другие, более хитрые и расчетливые, энергия взаимоотношений с деньгами у которых будет мощнее, нежели у вас. Поэтому надо работать над своими отношениями с миром денег, делая их более позитивными.

Если исходить из феноменологии личностно зрелых людей, то специфика монетарных отношений, предположительно, проявится в социальных установках, мотивах использования  денег, денежных потребностях и степени  их удовлетворения. У них существенно  ниже ценность денег, деньги воспринимаются как средство в жизни наряду с другими средствами (время, знания, опыт и т.п.), выше степень удовлетворения потребности в деньгах.

Таинственная  сила денег разделяет людей на разные типы. Одни их умеют притягивать, другие, сами того не понимая, отталкивают от себя деньги, даже если при этом страстно мечтают о богатстве. Третья категория склонна к скопидомству, и изо всех сил старается сберечь накопленное. Четвертая — относится к заработанным или свалившимся на голову деньгам столь легкомысленно, что при первой возможности норовит их потратить. Неважно, на что и как. Деньги просто жгут им карман. Пятая группа стремится к большим деньгам, а шестая довольствуется малым.

Растет  уровень потребностей — растут и  способы удовлетворения эгоизма. Человеческие амбиции проделали значительную эволюцию — от желания удовлетворять свои естественные потребности до жажды покорять природу, мир, а теперь и осваивать для своих нужд Космос. В основе этого — неукротимая потребность человека в получении и обладании.

 В принципе, желание обладать  деньгами есть у каждого. Деньги  имеют поразительную власть над  людьми: один их вид зачастую  порабощает молча — достаточно  просто показать нужную сумму,  и вопрос будет решен. Животным, к примеру, предлагать деньги бесполезно — их проще “купить” за еду. Люди же склонны абсолютизировать деньги, считать их эталоном общественного признания, а то и мерилом своего “я”. Это ложная и опасная программа. У денег есть действительно ценное свойство: они гарантируют вам возможность преодоления жизненных сложностей и свободу действий. И вот в этом смысле они нужны и просто необходимы, и к ним нужно стремиться как к освобождающей вас силе. Ибо свобода, лишенная материального подкрепления, сужается до рамок жестокой необходимости. А финансовое неблагополучие почти всегда является причиной эмоционального дискомфорта.

"Скряга" копит деньги, что само по себе  является увлекательным. Он часто  испытывает страх потери (денег,  вещей, запасов, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со стороны окружающих. Скряга испытывает удовольствие не от денег как блага, а от защищенности с помощью денег.

"Транжир"  демонстрирует компульсивное (навязчивое) и бесконтрольное поведение в  отношении своих расходов, особенно  в момент депрессии, ощущения своей незначительности и чувства отверженности. Тратоголизм — его короткоживущая отдушина, которая в итоге приводит к чувству вины.

"Денежный  мешок" полностью захвачен  зарабатыванием денег, которые  рассматриваются как лучший способ  добиться могущественного статуса и одобрения окружающих. Он уверен, что чем больше денег он имеет, тем больше возможность управлять окружающим миром, и тем более он будет счастлив.

"Торгаш" навязчиво охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна,  потому что получение вещей за меньшие деньги обеспечивает чувство превосходства. Он чувствует себя раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую спрашивают.

"Игрок"  чувствует себя бодрым и оптимистичным,  принимая в.. ощущения власти, которое  приносит выигрыш, и его ожидание компенсирует риски проигрыша, а остановка в цепи поражений и побед воспринимается как жизненное затруднение.

Отсутствие  денег воспринимается как неприятность, которая побуждает к действиям, меньше переживаний из-за отсутствия денег, отсутствие денег не вызывает сильные негативные эмоции. В правилах обращения с деньгами у личностно зрелых людей преобладают описания закономерностей, связанных с существованием денег, в денежных установках чаще выражен когнитивный компонент, в нетипичных денежных ситуациях активизируются денежные установки на рациональное потребительское поведение. Личностно зрелые люди ведут контроль над своими финансами, чаще ориентированы на использование денег для рациональных, запланированных покупок, а также для саморазвития, познания, путешествий. Они более склонны помогать другим. Личностно зрелые люди чаще приписывают себе авторство монетарных социальных установок в виде жизненных правил, у них выше степень следования жизненным правилам, часть социальных установок по отношению к деньгам образуется в период хронологической зрелости.

Любую форму  собственности можно превратить в деньги. Деньги - это имущество, которое может быть обменено на другие блага. Это «универсальные предметы для обмена». Быть мерой стоимости - первая функция денег. Другие функции денег: посредничество в обмене благ, средство платежа и накопления - за 10-тысячелетнюю историю денег изменились мало. Деньги по форме и количественному содержанию менялись с развитием цивилизации, политических событий. Неизменным оставалось их воздействие на психику людей.

Массовое  влияние оказывают деньги на психическое  состояние людей во время инфляции. Инфляция - рост средней цены благ. Это  не рост стоимости жизни, а падение  покупательной способности денег.         Инфляционные процессы смещают действия людей следующим образом. Во-первых, происходит перераспределение богатства. Во-вторых, люди вынужденно расходуют ресурсы в попытке предупредить непредсказуемое. В-третьих, возникают конфликты между субъектами экономической деятельности.

Снижение  стоимости денег вызывает непредсказуемость  и замедление темпов производства и  доходов, меняются взаимоотношения  партнеров по бизнесу положение  на рынке труда (растет безработица). Социологи, экономические психологи  считают, что людей нужно готовить к грядущим экономически финансовым изменениям, чтобы предупредить депрессивные настроения как в организациях, так и у отдельных людей.

В работах  А. Б. Фенько и профессора Санкт-Петербургского университета О. С. Дейнеки приводятся данные многочисленных психологических исследований о восприятии денег людьми, об отношении к деньгам, о денежном поведении людей.

Исследователи Р. Манро и Н. Хичкок в 1976 г. сравнивали средний доход на душу населения  и средний размер денежных знаков в 84 странах. Оказалось, что в странах с наименьшим доходом купюры и монеты были большего размера. Видимо, в этом заключается национально-психологический компенсаторный механизм неудовлетворительного экономического состояния страны.

Линн в 1991 г., исследуя национальные особенности отношения к деньгам в 43 странах, выявил такие закономерности:

-ценностное отношение к деньгам  и экономический рост в стране  связаны положительными корреляциями;

-ценность денег и доход на  душу населения связаны обратно  пропорциональной зависимостью: чем выше доходы государства, тем меньшей самоценностью являются для людей деньги;

-деньги - это инструментально-символическое  средство социального взаимодействия.

Согласно  В. Филпатрику, деньги для людей могут  являться символами: удачливости, благополучия; социально приемлемых атрибутов бытия; морального зла; обеспечения комфорта; консервативной коммерческой ценности.

Гольдберг и Левис в 1978 г. методом наблюдения и анализа историй болезни  изучали парадоксы, связанные с  деньгами: ложь, противоречия, непоследовательность, проблемы, надситуативные обстоятельства. Они выделили у нервно-психических больных такие символы денег: безопасность, сила, любовь, свобода. Причем одни из них стремятся к безопасности посредством денег, тем самым отчуждаясь от других людей; иных преследует страх быть оскорбленным, отвергнутым, который перерастает в страх быть ограбленным. В поведении это проявляется в синдроме экономической осторожности: в накопительстве, отказе себе во всем, поиске во всем выгоды, денежном фанатизме («плюшкинизме»). Эти люди обычно страдают психосоматическими недугами.

Деньги  являлись символом любви для людей, обделенных ею в детстве. Они утрировали возможность и необходимость  покупать - продавать дружбу, любовь, использовать деньги и подарки как знак любви. У людей, притеснявшихся в детстве, деньги символизировали источник свободы от других и власти над другими.

Форман  в 1987 г. разработал классификацию денежных комплексов и выделил следующие  типы личностей: скряга, транжира, торгаш, игрок, денежный мешок. Он изучил неврозы, связанные с оплатой налогов, составлением завещаний, накоплением, кредитными картами.

Люди, проявляющие  поведение типа «скряги». копят деньги увлеченно. Их сопровождают частые переживания: то страх потерять деньги, вещи, то беспокойство по поводу того, что окружающие им не доверяют. Для них имущество - это защита. Транжиры с помощью навязчивой траты избывают чувство отверженности, низкую самооценку состояние депрессии (сниженное настроение). Но это поведение опять возвращает к чувству вины, как бы ни старались они поддерживать свое обесцененное «Я». Человек типа «денежный мешок» поглощен зарабатыванием денег для повышения статуса в глазах других. Он покупает свое могущество. «Торгаш» ориентируется на «купить подешевле, продать подороже», чтобы утвердить свое превосходство в экономической ловкости. «Игроки» обретают чувство бодрости и оптимизма, когда ощущают вызов фортуны. Им важно переживание риска.

Фенэма  в 1984 г в Великобритании также  изучал содержательные характеристики отношения к деньгам. Он выделил 6 факторов, влияющих на «денежное» поведение: пол, возраст, социальное окружение, экономический статус, социальное положение, личностные особенности.

Так, женщины  больше, чем мужчины, подвержены фанатизму и навязчивым идеям о деньгах. Они больше убеждены, что количество денег зависит от усилий и способностей. Мужчины высоко ставят деньги в списке общечеловеческих ценностей. Отличались только мужчины Индии и Норвегии, для которых шкала человеческих ценностей не начиналась с денег. Мужчины более компетентны и рискованны в обращении с деньгами; женщины чаще, чем мужчины, раздражаются из-за отсутствия денег и чаще завидуют тем, у кого денег много. Что касается возраста, выяснилось: молодые чаще одалживают деньги, люди пожилого возраста предпочитают делать накопления.

Личностные  различия в денежном поведении проявились следующим образом: экстраверты  открыто относятся к деньгам, они беззаботнее интровертов. Уверенность  в себе также влияет на отношение  к деньгам. Моты и транжиры менее уверены в себе и у них менее устойчивая самооценка. Их транжирство компенсирует заниженную самооценку, но не надолго. Правда, транжиры соматически более здоровы, чем люди, отказывающие себе во имя накоплений и сбережений. Осторожные в тратах люди чаще не удовлетворены жизнью.

Информация о работе Деньги и их влияние на общество