Деятельность территориального Управления социальной политики населения на примере города Первоуральска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования на основании анализа теоретических и эмпирических данных раскрыть содержание механизмов реализации социальной защиты многодетных семей.
Задачи работы:
1. Проанализировать проблемы многодетных семей;
2. Раскрыть сущность социальной защиты многодетных семей и механизмы реализации;
3. Проанализировать деятельность Управления социальной защиты населения в городе Первоуральске по социальной поддержке многодетных семей

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты многодетных семей………………………………………………………………………………

5
1.1 Многодетная семья. Понятие, виды и проблемы ………………………......
5
1.2 Сущность социальной защиты многодетных семей, механизмы реализации…………………………………………………………………............

13
Глава 2. Деятельность территориального Управления социальной политики населения на примере города Первоуральска………………….

31
2.1 Основные направления социальной защиты многодетных семей в городе Первоуральске……………………………………………………………………..

40
2.2 Анализ результатов социологического исследования по оценке проблем многодетных семей.………………………………………………………………

40
Заключение……………………………………………………………………….
52
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная поддержка многодетных семей.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Вокруг многодетных матерей  и их детей возникала и возникает  до сих пор зона социального неодобрения, и даже отторжения. Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы», хотя на практике льготы у них очень скромные, именно многодетные семьи имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни. Несколько лет назад в России было отменено звание Матери-героини. Нередко о многодетной семье и детях говорится в негативном плане: это сплошные проблемы, трудности и неприятности. Вряд ли такая однозначная точка зрения справедлива: не стоит идеализировать многодетные семьи, как не следует видеть в них только негатив. Многодетная семья – это само по себе ни хорошо и ни плохо, это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами, как и мир любой семьи. По наблюдениям психологов и социологов, стереотип многодетной семьи начал меняться всего лишь несколько лет назад. Это уже не только семьи безответственных, социально неблагополучных людей, требующих поддержки от государства. Многодетность становится модной в материально благополучной среде. А это значит, что у многодетных семей есть будущее [16, c. 97].

Вопреки распространенному  мнению, деньги - далеко не главная проблема в многодетной семье. Те, кто сознательно  рожает много детей или реально  представляют себе, каким образом  они будут этих детей содержать (как правило, успешные, состоявшиеся профессионалы, представители «среднего класса») или, если это люди глубоко верующие, полагаются на то, что Бог, давая ребенка, даст ему и пропитание. Как правило, так оно и получается. Опять же, у всех разный уровень представлений о материальном благополучии: для одних норма - собственный дом с евроремонтом и две машины, другие счастливы и в небольшой, просто обставленной квартирке. Ведь, как известно, количество счастья никак не соотносится с количеством денег. Ну, а на нормальное питание и образование для своих детей сегодня можно заработать, было бы желание, да голова и руки.

Одна из самых серьезных проблем - это невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз, а детям для нормального развития абсолютно необходимо пристальное внимание родителей. У детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «я». В подростковом возрасте это может обернуться гиперкомпенсацией: ребенок начнет самоутверждаться всеми возможными и невозможными способами, доказывая свою уникальность и неповторимость. Даже при наличии очень большой квартиры в больших семьях и детям, и взрослым не хватает уединения, возможности тихо посидеть, остаться наедине со своими делами и мыслями. Подростки часто очень страдают, не имея своей комнаты, куда можно было бы пригласить друзей или любимого человека.

Проблемы справедливого  распределения материальных благ. Помогает открытость в обсуждении семейного бюджета и четкие приоритеты: сначала покупаем необходимое, потом полезное, потом приятное. Когда этот принцип распространяется на всех, дети не видят в нем ничего обидного.

Проблема справедливого распределения домашних обязанностей между всеми членами семьи. На помощь приходит система дежурств (поочередное мытье посуды, закупка продуктов, уборка) с возложением полной ответственности за порученное дело. Важно также чуткое отношение супругов друг к другу, умение вовремя сказать: «А давайте-ка поможем маме с уборкой», «Кто пойдет с папой за картошкой?». Так получается не выпрашивание помощи, а забота.

Проблема личного пространства. У каждого должно быть свое спальное место и - в идеале - рабочее. Или небольшой уголок для хранения личных вещей. Периодически интересы пересекаются, каждый успевает побывать и в шкуре обидчика, и в шкуре обиженного и учится находить компромиссы.

Главная проблема - достойное жилье. Именно отсутствие нормальных жилищных условий является основным источником нарушения прав детей на здоровую жизнь, бездефектное развитие и становление личности.

Современная установка  на малодетность постепенно уменьшает  общественную ценность материнства, а нестабильность экономической жизни лишь усугубляет этот процесс, несмотря на существование и возрождение традиции.

Таким образом, нами изучено, что многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Мы рассмотрели основные проблемы, встающие перед многими многодетными семьями, такие как: низкая оплата труда, недоступность медицинских и образовательных услуг, отсутствие рабочих мест. В связи с этим можно сказать, что многодетная семья – это в большинстве случаев малообеспеченная семья. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и даёт некоторую прибавку к семейному бюджету. Многодетная семья как социальная группа является объектом социальной поддержки. Создание нормальных условий для социальной поддержки многодетных семей – важнейшая задача государственных органов и общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность социальной защиты многодетных семей, механизмы реализации.

 

Социальная природа  государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики – цели экономической и социальной политики, содержание норм защиты прав собственности. Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных групп населения [22, c. 6].

Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [23, c. 7].

Федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей [24, с. 43].

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей следующие льготы:

- скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

- бесплатный проезд  на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных  и внутрирайонных маршрутов для  учащихся общеобразовательных школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха.

В настоящее время  обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей».

          В 2000 году Правительство Российской Федерации впервые заявило о необходимости пересмотра социальных льгот. В статье 7 Конституции Российской Федерации записано «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Именно эту задачу решил Закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ о замене натуральных льгот денежными выплатами, с которого началась реформа системы социальных льгот. 
          Реализация Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ с 1 января 2005 года позволила обеспечить учет и адресность обязательств государства по отношению к гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Органам исполнительной власти Свердловской области удалось обеспечить в полном объеме реализацию этого закона и сохранить в области ситуацию социальной стабильности. 
         23 апреля 2008 года согласно распоряжения Правительства Свердловской области № 375-РП создана комиссия по переходу на «монетизацию» предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан.  
          В процессе работы Комиссии был определен основной подход «монетизации» мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда на городском пассажирском транспорте - это пособие, которое является оптимальным вариантом, так как исключает обращение 1 миллиона льготников в территориальные управления социальной защиты населения Свердловской области, жилищно-коммунальные организации простаивание в очередях. 
           Монетизация даёт людям возможность самостоятельно распоряжаться своими средствами. 30% граждан проживают в сельской местности, в неблагоустроенном жилье, малоподвижные, для них перевод льгот на деньги позволяет воспользоваться причитающимися льготами в денежном эквиваленте, восстанавливает социальную справедливость. 

           Размеры ежемесячных пособий будут ежегодно индексироваться на уровне не ниже коэффициента инфляции. 
          Монетизация мер социальной поддержки по проезду на городском и пригородном автомобильном транспорте исключает возможность получения необоснованного дохода транспортными организациями, поскольку средства будут идти непосредственно от человека. 
         Исключается возможность делений перевозчиками граждан на «льготников» и «не льготников», что провоцировало социальную несправедливость. 
Повышается доступность выбора услуг, в т.ч. транспортных. Повышаются требования граждан к транспортным организациям и организациям, предоставляющим коммунальные услуги. Более прозрачными становятся вложения государства в социальную сферу.

          В ходе принятия законодательных актов, касающихся «монетизации», мер социальной поддержки по оплате проезда и жилищно-коммунальных услуг работала Согласительная комиссия. В ее работе участвовали представители всех заинтересованных областных министерств, депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, представители Совета муниципальных образований Свердловской области, руководители актива ветеранских организаций, которые выразили свою позицию в средствах массовой информации, подчеркнув, что они поддерживают монетизацию, и высказали ряд предложений, в частности, чтобы у граждан было право выбора. 30 декабря 2008 года приняты постановления Правительства Свердловской области: 
- 1423-ПП «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в 
Свердловской области»; 
- 1424-ПП «О предоставлении бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению субъекта Российской Федерации»; 
- 1427-ПП «О порядке предоставления мер социальной поддержки по 
бесплатному проезду и оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по 
территории Свердловской области на железнодорожном и водном транспорте 
пригородного сообщения отдельных категорий граждан» 
-1428-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособил на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации».

Вопросы социальной поддержки  семей, имеющих детей (в том числе  и многодетных семей), малоимущих граждан относятся к полномочиям  органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Информация о работе Деятельность территориального Управления социальной политики населения на примере города Первоуральска