Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель исследования на основании анализа теоретических и эмпирических данных раскрыть содержание механизмов реализации социальной защиты многодетных семей.
Задачи работы:
1. Проанализировать проблемы многодетных семей;
2. Раскрыть сущность социальной защиты многодетных семей и механизмы реализации;
3. Проанализировать деятельность Управления социальной защиты населения в городе Первоуральске по социальной поддержке многодетных семей
Введение…………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты многодетных семей………………………………………………………………………………
5
1.1 Многодетная семья. Понятие, виды и проблемы ………………………......
5
1.2 Сущность социальной защиты многодетных семей, механизмы реализации…………………………………………………………………............
13
Глава 2. Деятельность территориального Управления социальной политики населения на примере города Первоуральска………………….
31
2.1 Основные направления социальной защиты многодетных семей в городе Первоуральске……………………………………………………………………..
40
2.2 Анализ результатов социологического исследования по оценке проблем многодетных семей.………………………………………………………………
40
Заключение……………………………………………………………………….
52
Список использованной литературы……………
В соответствии с возложенными на него задачами УСЗН осуществляет следующие функции:
- проводит государственную политику в сфере социальной защиты населения, осуществляет мероприятия по повышению уровня социального обеспечения населения;
- проводит в установленном законодательством порядке торги и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд УСЗН;
- запрашивает и получает в установленном порядке от организаций сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию УСЗН;
- организует сбор, статистический анализ, обобщение информационно-аналитических материалов и формирование базы данных по категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социальные выплаты;
- участвует с учетом социально-демографических особенностей г. Первоуральска и потребностей различных категорий и групп населения в создании и развитии сети государственных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных и нестационарных), учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию граждан, нуждающихся в социальной поддержке, отделений социальной помощи на дому, центров социальной помощи семье и детям, специализированных учреждений для несовершеннолетних;
- оказывает методическую помощь и контролирует работу подведомственных учреждений социального обслуживания;
- организует работу по предоставлению материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- определяет необходимость предоставления социального обслуживания гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, в том числе несовершеннолетним, в подведомственных УСЗН учреждениях либо по договорам в учреждениях социального обслуживания иных форм собственности;
- обеспечивает через подведомственные учреждения социального обслуживания населения временное содержание, социальную реабилитацию и перевозку к местам постоянного проживания безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, других детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- обращается в суд для решения вопросов о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания при отсутствии их согласия или согласия их законных представителей в соответствии с действующим законодательством;
- принимает решение о назначении либо об отказе в назначении пособий и компенсаций, обращение за предоставлением которых федеральным законодательством и законодательством Свердловской обл. предусмотрено в органы социальной защиты населения, организует осуществление их выплаты;
- принимает решение о назначении социального пособия или об отказе в его предоставлении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, либо о проведении дополнительной проверки сведений, указанных в заявлении, организует осуществление выплаты;
- принимает решение о назначении пособий и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и принимавшим в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах и организует осуществление выплаты;
- проводит проверку наличия условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка при назначении пособия, а также после его назначения - не реже одного раза в два года;
- в соответствии с действующим законодательством обеспечивает граждан, при наличии медицинских показаний, путевками в санаторно-курортные организации либо выплачивает им в предусмотренных случаях денежные компенсации при выполнении установленных законодательством требований;
- организует и обеспечивает отдых и оздоровление детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);
- организует работу по оказанию помощи инвалидам в получении услуг по сурдопереводу, обеспечению техническими средствами реабилитации в пределах компетенции УСЗН;
- в пределах компетенции УСЗН принимает меры по оказанию протезно-ортопедической помощи населению;
- принимает заявления и документы от лиц, претендующих на получение удостоверения «Ветеран труда», проводит проверку представленных документов, составляет списки лиц, претендующих на получение удостоверения «Ветеран труда», и направляет списки с приложением всех документов в Министерство социальной защиты населения Свердловской обл., а также оформляет и выдает в установленном порядке удостоверение «Ветеран труда»;
- осуществляет в пределах компетенции УСЗН выдачу удостоверений, дающих право на получение мер соц. поддержки, отдельным категориям граждан;
- возбуждает и направляет в Министерство социальной защиты населения Свердловской обл. с сопроводительным письмом ходатайства о награждении знаком отличия Свердловской обл. «Материнская доблесть», в том числе по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской обл. и общественных организаций;
- ведет учет льготных категорий граждан, проживающих на территории г. Первоуральска, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством;
- в пределах компетенции УСЗН осуществляет предоставление мер соц. поддержки населению в соответствии с действующим законодательством;
- направляет граждан на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- координирует мероприятия по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказывает необходимое содействие инвалиду (ребенку-инвалиду);
- в пределах компетенции УСЗН проводит мониторинг социально-экономического и правового положения семьи и детей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также других категорий граждан;
- осуществляет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и обращения граждан в сроки, установленные законодательством;
- осуществляет функции по опеке и попечительству:
- выявляет и ведет учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- обращается в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
- устанавливает опеку или попечительство;
- осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- освобождает и отстраняет в соответствии с действующим законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
- выдает в соответствии с действующим законодательством разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных;
- заключает договора доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с действующим законодательством;
- представляет законные интересы несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
- выдает разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с действующим законодательством;
- подбирает, ведет учет и подготовку в порядке, определяемом Правительством РФ, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных действующим законодательством;
- оказывает содействия опекунам и попечителям, проверяет условия жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечивает сохранность их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;
- осуществляет иные функции по опеке и попечительству, предусмотренные действующим законодательством;
- осуществляет регистрацию и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, постоянно проживающих в Свердловской области и имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения (строительства) жилья, обратившихся с заявлением о принятии на учет после 1 марта 2005 года;
- осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории, на которой действует УСЗН, переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в форме проверок, в том числе выборочных, соблюдения органами местного самоуправления порядка предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе проверок, проводимых в связи с обращениями граждан или организаций и данных, отраженных в отчетах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 Закона Свердловской обл. от 29.10.2007 № 135-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской обл., государственным полномочием Свердловской обл. по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» («Областная газета», 2007, 31 октября, № 370-375) с изменениями, внесенными Законами Свердловской обл. от 26 декабря 2008 года № 147-ОЗ («Областная газета», 2008, 27 декабря, № 414-415) и от 9 октября 2009 года № 81-ОЗ («Областная газета», 2009, 14 октября, № 303-307);
- в целях установления социальных доплат к пенсии осуществляет обмен информацией с территориальными органами Пенсионного фонда РФ в электронной форме, на бумажном носителе в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- в пределах компетенции составляет протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, УСЗН занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.
2.2 Анализ результатов социологического исследования по оценке проблем многодетных семей.
Важно то, что различные виды помощи и поддержки должны оказываться не только под эгидой Года благотворительности или Года семьи, а должны преобразоваться в систематические мероприятия по поддержки нуждающихся семей, как со стороны государства, так и со стороны общественности.
Не смотря на то, что существуют отдельные законодательные акты, проекты, стратегии, касающиеся многодетных семей, органы соцзащиты значительное внимание уделяют таким семьям, проблем меньше не становится. И, соответственно, количество семей, решивших родить третьего ребенка, тоже не увеличивается. Многие ученые изучают состояние современного института семьи, репродуктивные установки населения, но в настоящее время отсутствуют конкретные научные исследования проблем многодетных семей, в частности в городе Первоуральске. Изучив основные трудности, с которыми сталкиваются многодетные семьи, появится возможность их устранения. Что, в свою очередь, поможет улучшить социальное положение данной категории семей, изменить отношение общества к ним.
Управление социальной защиты населения в городе Первоуральске в декабре 2011 года проводило исследование методом анкетирования при серийной выборке родителей многодетных семей, с целью выявить сколько многодетных семей проживают в городе Первоуральске, какие у них основные проблемы. Обязательным условием являлось то, что эти семьи должны быть прописаны и постоянно проживать в г. Первоуральске.
Генеральная совокупность составляет 802 многодетные семьи.
Выборочная совокупность планируется 100 человек. Из них:
Сложность и многоаспектность проблемы сегодняшней многодетной семьи вряд ли будут отрицать как сторонники таких семей, так и их критики. Не претендуя на всеохватность, попробуем проанализировать те реальные сложности и те преимущества, которые вырисовываются в жизни семей, где растут трое и более детей. Также обратим внимание на отношение к тем же проблемам так называемого общественного мнения, что само по себе становится для многодетных семей еще одной серьезной проблемой, так как, несмотря на явный демографический кризис, многодетная семья сегодня является поводом для обсуждения, причем не всегда доброжелательного.