Диалектический подход к исследованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:05, доклад

Краткое описание

Научный метод – это: путь исследования, познания; форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности; в философии – система положений, принципов, категорий и законов.
В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования используется следующая классификация методов: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специфические).

Вложенные файлы: 1 файл

blok_2 (1).docx

— 102.76 Кб (Скачать файл)


БЛОК 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 1. Объект и предмет  исследования.

 

Тема 2. Диалектический подход к исследованию.

 

Научный метод – это: путь исследования, познания; форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности; в философии – система положений, принципов, категорий и законов.

В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования используется следующая классификация  методов: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специфические).

Всеобщих методов в истории познания известно только два: диалектический и метафизический. Метафизический метод с середины ХIХ века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим.

Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне познания (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемых объектах, осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.

На теоретическом уровне познания происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Результаты теоретического познания - гипотезы, теории, законы.

Частнонаучные (специфические) методы познания используются только в рамках исследований какой-то конкретной науки (микробиологический, физиологический методы применяются только в биологических науках).

Общенаучные методы эмпирического  познания (наблюдение, эксперимент и измерение)

Наблюдение – метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

По способу проведения наблюдения могут быть: непосредственными – те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека; опосредованными – проводятся с использованием тех или иных технических средств (микроскопов, телескопов); косвенными – обязательно основываются на некоторых теоретических положениях, устанавливающих определенную связь (например, в виде математически выраженной функциональной зависимости) между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми явлениями; используются в ядерной физике.

Эксперимент – метод эмпирического исследования, предполагающий активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение) и в то же время обладает рядом важных, только присущих ему особенностей:

  • в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия (например, изучаться при сверхвысоких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях и т. п.);
  • экспериментатор может вмешиваться в естественное течение процессов;
  • условия эксперимента повторяются столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

В зависимости от характера  проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на исследовательские и проверочные. Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений. Так, существование целого ряда элементарных частиц было вначале предсказано теоретически, и лишь позднее они были обнаружены экспериментальным путем.

Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты подразделяются на качественные и количественные. Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление. Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В процессе исследований обычно качественный эксперимент предваряет количественный.

Измерение – метод эмпирического познания, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

Общенаучные методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация, индукция, дедукция)

Абстрагирование - метод теоретического познания, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Идеализация - метод теоретического познания, заключающийся в мысленном внесении определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

Целесообразность использования  идеализации как метода исследований определяется следующими положениями:

  • когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического;
  • когда необходимо исключать некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но который затеняет сущность протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в "очищенном" виде, что облегчает его изучение;
  • когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность.

Формализация - метод теоретического познания, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Например, широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений.

Для построения любой формальной системы необходимо:

  1. задать алфавит, то есть определенный набор знаков;
  2. задать правила, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены "слова", "формулы";
  3. задать правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам.

Индукция - есть метод теоретического познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, когда на основании знания части предметов класса делается вывод о классе в целом.

Дедукция - метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

В реальном процессе научного познания индукция и дедукция не используются изолированно друг от друга, а каждый метод применяется на соответствующем  этапе исследования.

Общенаучные методы, применяемые  на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ, синтез, моделирование).

Анализ - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения объекта исследования на составные его части. В качестве таких частей могут быть использованы какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения. Анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания. Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в единстве. Поэтому метод анализа дополняется другим методом - синтезом.

Синтез - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое. Анализ и синтез как методы познания используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования.

Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимно-однозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект - оригинал.

Известно несколько критериев  разграничения научных и псевдонаучных  идей - это:

  1. Принцип верификации. Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Различают:
    • непосредственную верификацию - как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента;
    • косвенную верификацию - как установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями.

Принцип верификации позволяет  в первом приближении ограничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где  система идей скроена так, что  решительно все возможные эмпирические факты можно истолковать в  ее пользу - идеология, религия, астрология и т. п.

  1. Принцип фальсификации. Его суть: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, или опровержимость, то есть только, то знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности.
  2. Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания. Он выступает в качестве ориентира на определенные нормы, идеалы научности, эталоны научных результатов. В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:
    • универсальность, то есть исключение любой конкретики - места, времени, субъекта и т. п.;
    • согласованность, или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;
    • простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество принципов;
    • объяснительный потенциал;
    • наличие предсказательной силы.

В целом выделяют следующие  характерные черты науки.

  • Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
  • Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.
  • Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
  • Обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
  • Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
  • Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.
  • Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
  • Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты.
  • Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям.
  • Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
  • Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
  • Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных  пар:

  1. универсальность - фрагментарность,
  2. общезначимость - обезличенность,
  3. систематичность - незавершенность,
  4. преемственность - критичность,
  5. достоверность - внеморальность,
  6. рациональность - чувственность.

Информация о работе Диалектический подход к исследованию