Диалектический подход к исследованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:05, доклад

Краткое описание

Научный метод – это: путь исследования, познания; форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности; в философии – система положений, принципов, категорий и законов.
В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования используется следующая классификация методов: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специфические).

Вложенные файлы: 1 файл

blok_2 (1).docx

— 102.76 Кб (Скачать файл)

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч.Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический  метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс  упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении  каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже  установленным классификационным  группам. В некоторых случаях  при этом обнаруживается необходимость  перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.

Методы эмпирического  и теоретического познания схематично представлены на рис.3.

 

 

Общая схема научного исследования, может быть представлена следующим  образом:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы: выбор общего направления самостоятельного исследования; систематизация информации по теме (стадия информационного поиска и обобщения); вычленение конкретной проблемы исследования, обладающей достаточной научной новизной.
  2. Постановки цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор методов (методики) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Научное исследование — это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование, какой бы сферы оно не касалось, призвано внести какой-либо новый вклад в существующую систему знаний. Существующая логика познания предъявляет определенные требования к этапам проведения научного исследования, поэтому схема проведения научного исследование может быть обобщенно представлена в следующем виде.

1. Обоснование актуальности  выбранной темы. Это есть начальный этап любого исследования. То, насколько автор умеет выбрать тему и оценить ее с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Полезным при выборе темы может оказаться просмотр научной периодики, специальных изданий, даже размышления над работами классиков науки. В число источников, которые могут быть полезны при работе над научным исследованием могут входить: материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная по сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, материалы частных фирм и исследовательских институтов.

В настоящее время в России выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической  информации (НТИ). Они объединяются в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централизованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечественной и зарубежной литературы по общественным наукам, в том числе экономике, занимается ИНИОН).

Информационные издания этих институтов и организаций подразделяются на три вида: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют специалистов о том, что издано. Здесь библиографическое описание выполняет две функции — сигнальную (оповещает о появлении документа) и адресную (сообщает необходимые сведения для его отыскания). Из библиографических описаний составляются библиографические указатели и библиографические списки.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к научному исследованию. Зачастую оно воспринимается как требование чисто формального  характера. Однако, оно предполагает лишь соответствие исследовательской  работы состоянию науки на сегодняшний  день, ее реальным потребностям и ее пригодность в качестве попытки  решения ее насущных проблем.

Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать  следующим конкретным требованиям. Во-первых, актуальность должна быть показана в целом для России и, во-вторых, конкретно для исследуемого предприятия.

Для того, чтобы показать актуальность работы в сложившихся российских условия исследователь должен:

а) кратко осветить причины обращения  именно к этой теме именно сейчас (так, если речь идет об экономических науках, нужно охарактеризовать те особенности  нынешнего состояния экономики, которые делают насущно необходимым исследование этой темы).

б) он должен раскрыть актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки – объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.

Обоснование актуальности для конкретного  предприятия сводится к тому, чтобы  показать наличие на нем определенных трудностей, разрешение которых требует  обращения именно к этим вопросам.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое  знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Проблема – это сложная теоретическая  или практическая задача, способы  решения которой неизвестны или  известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются  следующими чертами: 1) они возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более  или менее конкретные указания на пути их решения.

Правильная постановка и ясная  формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему –  значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Формулировка проблемы научного исследования – это, по сути, кристаллизация Вашего замысла. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха всей работы. Чтобы верно поставить проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже разработано до Вас, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения работы под названием «Степень разработанности проблемы». Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопив определенный информационный задел. Вы сможете с уверенностью отличить подлинную проблему от псевдопроблем – вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Полученная из литературы информация служит основанием постановки проблемы.

Таким образом, если исследователю  удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно ч


Информация о работе Диалектический подход к исследованию