Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:05, доклад
Научный метод – это: путь исследования, познания; форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности; в философии – система положений, принципов, категорий и законов.
В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования используется следующая классификация методов: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специфические).
Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:
На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:
Диалектический подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:
Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:
Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;
Тема 3. Структура научного исследования
Логика (как наука о человеческом мышлении и законах, которым оно подчиняется) лежит в основе всех логических методов исследования. Она является простым и практически действенным аппаратом изучения СУ. Основными логическими приемами в исследовании выступают понятия, суждения, умозаключения.
Понятие позволяет выделить в исследуемом предмете самое существенное и общее. Как и другие приемы исследования, понятия претерпевают диалектическое развитие, т.е. уточняются, конкретизируются, пересматриваются, в результате чего появляются новые понятия. Последние, нередко могут быть следствием важнейших открытий и изобретений.
Суждение следует
Доказательство, как категория
исследовательской
• гипотетический, основанный на доказательствах по гипотезам;
• фактологический, т.е. базирующийся
на систематизированных
• аксиоматический, базирующийся на аксиомах;
• ключевых категорий, которые распространяются на реальные явления и имеющийся практически опыт;
• правовой, основанный на положениях норм права;
• обратный, предполагающий
использование абсурдных
• анализа свойств исследуемого объекта',
• классификации факторов, влияющих на состояние и свойства объекта исследования.
Очень важно, чтобы аргументы, используемые при доказательствах, были истинными и независимыми. Доказательство, не являющееся строго аргументированным и имеющее некоторую величину вероятности, называют обычно обоснованием.
Аргумент понимается как
довод или основание
Тезис здесь понимается как суждение, истинность которого обосновывается в процессе аргументации. Логический переход от аргумента к тезису осуществляется в процессе умозаключения.
Демонстрация — это логическая условная взаимосвязь между аргументом и тезисом. Она показывает, что тезис логически следует из используемых аргументов в соответствии с проводимыми умозаключениями.
Умозаключение используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создается новое знание, являющееся следствием известных положений. Вместе с тем существует логические умозаключения, способные привести к неправильным выводам.
Схемы правильных умозаключений могут осуществляться с помощью различных логических конструкций, например: если ..., то ...; ... или ...; ... и ...; ... либо ...; ... тогда и только тогда .,.; . ... неправильно, что ...; . ... ни ..., ни ....
Очевидно, что логика может быть использована для получения объективного результата исследования только при точно формулируемой мысли, имеющей устойчивое и определенное содержание. При толковании одного и того же слова неоднозначно (в случае наличия омонима — слова, звучащего одинаково, но имеющего разное понимание) умозаключение может быть ошибочным. Имен но поэтому следует уделять большое внимание употребляемым словам, их смыслу.
Основополагающий закон
логики — закон тождества, согласно
которому любая мысль в процессе
рассуждения должна быть тождественна
самой себе. Данный закон исключает
использование в логических рассуждениях
слов многозначного понимания (омонимов).
В противном случае последует
ошибка в вы водах преднамеренного
или непреднамеренного
Среди других законов логики необходимо отметить:
• закон непротиворечия — два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. как минимум одно из них ложно;
• закон исключения третьего — два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, так как одно из них истинно;
• закон достаточного основания
— любая мысль признается истинной,
если она имеет достаточное
Один из методов логики — аналогия — представляет собой способ получения нового знания об изучаемом предмете (явлении), опирающийся на ранее приобретенные знания о другом во многом объективно подобном, сходном, но по существу различном объекте. При этом на основе умозаключения осуществляется логический переход от одного знания к другому, более глубокому. Объектами аналогий могут быть исследуемые предметы и отношения между ними.
Результатами исследования методом аналогий могут быть знания проблематичного и достоверного характера, обусловленные:
• сходством признаков уподобляемых предметов (или отношений) и различий между ними;
• характером зависимости между признаками сходства уподобляемых предметов (или отношений).
Следовательно, при использовании
этого метода важно предварительно
выявить сходные и
Еще одним из логических приемов, часто используемых при проведении исследования СУ, является метод средних величин. Он применяется, например, при анализе деятельности организации (ее рентабельности, средней заработной платы, среднего срока службы и т.п.). Наиболее употребимы такие средние величины, как средние арифметические, средние геометрические, средние квадратические. Метод средних величин лежит в основе других способов исследования, в том числе вероятностных, статистических и других.
Способ относительных величин (проценты, коэффициенты, индексы) также с определенной долей условности можно отнести к совокупности логических методов. Он позволяет абстрагироваться от абсолютных величин и сделать выводы при исследовании, на пример при оценке темпов роста или снижения развития.
Постановку проблемы исследования
СУ можно осуществить различными
методами, в том числе с помощью
сформулированного
При констатации объекта исследования проблему следует сформулировать, отвечая на три вопроса: 1) что является объектом исследования? 2) зачем? 3) каким образом? Примером таких формулировок могут стать, например, следующие проблемы:
• повышение
• обеспечение эффективного управления организацией на базе создания и функционирования логистической информационной системы;
• снижение управленческих
затрат на основе использования системно-
Важную роль в исследовании
СУ играют обобщения, являющиеся результатом
использования логических приемов
по переходу от рассматриваемых схожих
свойств отдельной группы изучаемых
явлений к более глубокому
пониманию и новым знаниям
о целой совокупности исследуемых
однородных объектов. Это означает,
что на базе выявленных существенных
признаков отдельных объектов они
рассматриваются уже как