Диалектический подход к исследованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:05, доклад

Краткое описание

Научный метод – это: путь исследования, познания; форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности; в философии – система положений, принципов, категорий и законов.
В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования используется следующая классификация методов: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специфические).

Вложенные файлы: 1 файл

blok_2 (1).docx

— 102.76 Кб (Скачать файл)

Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая  из исследовательских процедур, техники  приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:

  • материалистическая – основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;
  • теологическая – понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;
  • агностицизма – реальная действительность не может быть познана;
  • дуалистическая – в явлении предполагается наличие двух сущностей;
  • позитивизма – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы;
  • экзистенциализма – изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.

На основе выбранной методологии  осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который  определяет взаимосвязи как в  исследуемом объекте, так и между  различными явлениями. Выделяют следующие  подходы к исследованию:

    • механистический – объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;
    • метафизический – изучаются связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;
    • биологический – изучаются функциональные связи, осуществляемые в живых организмах;
    • диалектический – объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов.

Диалектический подход –  подход к изучению действительности с точки зрения общих законов  развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и  формы и пути его познания:

    • единства и борьбы противоположностей: объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта. Понятие «единство противоположностей» объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту;
    • перехода количественных изменений в качественные: развитие – непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, при существовании определенных условий объект теряет свое прежнее качество и становится новым объектом;
    • отрицания отрицания: развитие – непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления.

Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:

    • движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;
    • преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;
    • противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;
    • научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.

Предвидение явлений позволяет  использовать результаты исследования;

    • объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;
    • взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;
    • относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;
    • исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.

 

Тема 3. Структура  научного исследования

Логика (как наука о  человеческом мышлении и законах, которым  оно подчиняется) лежит в основе всех логических методов исследования. Она является простым и практически  действенным аппаратом изучения СУ. Основными логическими приемами в исследовании выступают понятия, суждения, умозаключения.

Понятие позволяет выделить в исследуемом предмете самое  существенное и общее. Как и другие приемы исследования, понятия претерпевают диалектическое развитие, т.е. уточняются, конкретизируются, пересматриваются, в результате чего появляются новые  понятия. Последние, нередко могут  быть следствием важнейших открытий и изобретений.

Суждение следует рассматривать  как форму мышления, утверждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком или отражающую отношения  между различными предметами, определяя  истинность или ложность этих связей и отношений. Суждение, как правило, позволяет, отрицать или подтверждать то или иное событие, явление, связь  и т. п. В каждом из суждений могут  находить отражение единичное и  комплексное, положительное и отрицательное, различия и общее, закономерное и  случайное, и др. Суждения могут быть простыми (выражают связь только двух предметов или их свойств) и сложными (имеют несколько простых суждений).

Доказательство, как категория  исследовательской деятельности, предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов и авторитетных точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность какого-либо суждения и (или) определенного состояния, положения  объектов исследования. Следует отметить, что при проведении доказательных  рассуждений часто оперируют  взаимосвязанными терминами «аргумент», «тезис» и «демонстрация». В общем  случае доказательства могут быть прямыми (когда не используются противоречащие аргументы, допущения) и косвенными (когда используются противоречащие аргументы, допущения). К основным способам доказательства можно отнести:

• гипотетический, основанный на доказательствах по гипотезам;

• фактологический, т.е. базирующийся на систематизированных достоверных  фактах, в том числе экспериментальных;

• аксиоматический, базирующийся на аксиомах;

• ключевых категорий, которые  распространяются на реальные явления  и имеющийся практически опыт;

• правовой, основанный на положениях норм права;

• обратный, предполагающий использование абсурдных аргументов —противоположных доказываемому состоянию;

• анализа свойств исследуемого объекта',

• классификации факторов, влияющих на состояние и свойства объекта исследования.

Очень важно, чтобы аргументы, используемые при доказательствах, были истинными и независимыми. Доказательство, не являющееся строго аргументированным  и имеющее некоторую величину вероятности, называют обычно обоснованием.

Аргумент  понимается как  довод или основание доказательства. Это исходное теоретическое и (или) фактическое положение которым  обосновывают тезис. В качестве аргументов могут выступать теоретические  и эмпирические обобщения, аксиомы, утверждения о имеющихся фактах.

Тезис здесь понимается как  суждение, истинность которого обосновывается в процессе аргументации. Логический переход от аргумента к тезису осуществляется в процессе умозаключения.

Демонстрация — это  логическая условная взаимосвязь между  аргументом и тезисом. Она показывает, что тезис логически следует  из используемых аргументов в соответствии с проводимыми умозаключениями.

Умозаключение используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его  помощью на основе абстрактного мышления создается новое знание, являющееся следствием известных положений. Вместе с тем существует логические умозаключения, способные привести к неправильным выводам.

Схемы правильных умозаключений  могут осуществляться с помощью  различных логических конструкций, например: если ..., то ...; ... или ...; ... и ...; ... либо ...; ... тогда и только тогда .,.; . ... неправильно, что ...; . ... ни ..., ни ....

Очевидно, что логика может  быть использована для получения  объективного результата исследования только при точно формулируемой  мысли, имеющей устойчивое и определенное содержание. При толковании одного и того же слова неоднозначно (в  случае наличия омонима — слова, звучащего одинаково, но имеющего разное понимание) умозаключение может  быть ошибочным. Имен но поэтому следует  уделять большое внимание употребляемым  словам, их смыслу.

Основополагающий закон  логики — закон тождества, согласно которому любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Данный закон исключает  использование в логических рассуждениях слов многозначного понимания (омонимов). В противном случае последует  ошибка в вы водах преднамеренного  или непреднамеренного характера. Конечно, употребление тех или иных слов запретить нельзя, но при этом следует договориться об однозначном  их толковании.

Среди других законов логики необходимо отметить:

• закон непротиворечия — два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. как минимум одно из них ложно;

• закон исключения третьего — два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, так  как одно из них истинно;

• закон достаточного основания  — любая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание; достаточным основанием для признания  истинности мысли может служить  другая проверенная и признанная мысль, из которой она вытекает.

Один из методов логики — аналогия — представляет собой  способ получения нового знания об изучаемом предмете (явлении), опирающийся  на ранее приобретенные знания о  другом во многом объективно подобном, сходном, но по существу различном объекте. При этом на основе умозаключения  осуществляется логический переход  от одного знания к другому, более  глубокому. Объектами аналогий могут  быть исследуемые предметы и отношения  между ними.

Результатами исследования методом аналогий могут быть знания проблематичного и достоверного характера, обусловленные:

• сходством признаков  уподобляемых предметов (или отношений) и различий между ними;

• характером зависимости  между признаками сходства уподобляемых предметов (или отношений).

Следовательно, при использовании  этого метода важно предварительно выявить сходные и различающиеся  свойства и признаки объекта, используемого  при логическом переходе от одного знания к другому.

Еще одним из логических приемов, часто используемых при  проведении исследования СУ, является метод средних величин. Он применяется, например, при анализе деятельности организации (ее рентабельности, средней  заработной платы, среднего срока службы и т.п.). Наиболее употребимы такие  средние величины, как средние  арифметические, средние геометрические, средние квадратические. Метод средних  величин лежит в основе других способов исследования, в том числе  вероятностных, статистических и других.

Способ относительных  величин (проценты, коэффициенты, индексы) также с определенной долей условности можно отнести к совокупности логических методов. Он позволяет абстрагироваться от абсолютных величин и сделать  выводы при исследовании, на пример при оценке темпов роста или снижения развития.

Постановку проблемы исследования СУ можно осуществить различными методами, в том числе с помощью  сформулированного исследовательского вопроса. При этом вопрос можно формулировать  с вопросительным знаком или в  качестве констатации объекта исследования. С вопросительным знаком вопрос должен состоять, как правило, из вопросительной и исследовательской частей, например: почему продукция предприятия имеет  низкий технике -экономический уровень  качества? какова причина нарушения  сроков исполнения заданий управленческими  работниками среднего звена управления?

При констатации объекта  исследования проблему следует сформулировать, отвечая на три вопроса: 1) что  является объектом исследования? 2) зачем? 3) каким образом? Примером таких  формулировок могут стать, например, следующие проблемы:

• повышение конкурентоспособности  промышленных инноваций на основе развития свободных экономических зон;

• обеспечение эффективного управления организацией на базе создания и функционирования логистической  информационной системы;

• снижение управленческих затрат на основе использования системно-конвергенциального подхода.

Важную роль в исследовании СУ играют обобщения, являющиеся результатом  использования логических приемов  по переходу от рассматриваемых схожих свойств отдельной группы изучаемых  явлений к более глубокому  пониманию и новым знаниям  о целой совокупности исследуемых  однородных объектов. Это означает, что на базе выявленных существенных признаков отдельных объектов они  рассматриваются уже как признаки всей однородной группы подобных объектов и позволяют определить эту совокупность объектов новым понятием. Такие признаки, позволившие сделать то или иное обобщение, служат его основанием. Например, по признаку эффективности за определенный период времени отдельных подсистем  СУ можно сделать обобщение о  банкротстве организации.

Информация о работе Диалектический подход к исследованию