Динамика групп в организации. Рекомендации по управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Для менеджера крайне важно создать благоприятные условия своим подчиненным, так как удовлетворенность работников приводит к высокой продуктивности. Но ведь, так же, немало важно знать психологию группы, благодаря этому можно значительно увеличить эффективность руководства. Поэтому, целью данной курсовой работы является рассмотрение современной коммерческой организации как совокупности малых социальных групп, для достижения которой потребуется решить несколько задач, такие как изучить психологию малых групп, их механизмы и динамику, перенести данные знания на рабочие отделы в организации, чтобы доказать гипотезу о том, что организация состоит из малых групп.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Малая социальная группа 3
1.1 Понятие малой социальной группы, ее признаки и виды 3
Структура малой группы 9
Глава 2. Динамика групп в организации. Рекомендации
по управлению 14
2.1 Групповая динамика 14
2.2 Способы управления группами 21
2.3 Неформальные группы и их использование в управлении
организацией 25
Заключение 29
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение  2

Глава 1. Малая  социальная группа  3

1.1 Понятие малой социальной  группы, ее признаки и виды  3

    1. Структура малой группы  9

Глава 2. Динамика групп в организации. Рекомендации

по управлению  14

2.1 Групповая динамика 14

2.2 Способы управления группами 21

2.3 Неформальные группы и их использование в управлении

организацией 25

Заключение 29

Список литературы 32

 

Введение.

Для каждого человека важно  быть частью общества. Без взаимодействия с другими людьми невозможно выжить. Изо дня в день мы являемся членами  групп, будь то семья или круг друзей. Все это небольшие группы, участники  которых объединены друг с другом общими интересами и ценностями. Поэтому  личность человека нельзя рассматривать  вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру  влияние.

Немалую часть жизни большинство  людей проводят на работе. И рабочий  процесс практически всегда связан с тесным общением и взаимодействием  с коллегами. Конечно, союз людей, объединенных друг с другом трудовой деятельностью, отличается от группы друзей, но для  обоих характерны сложная структура, групповая динамика, микроклимат  и т.д.

Для менеджера крайне важно  создать благоприятные условия  своим подчиненным, так как удовлетворенность  работников приводит к высокой продуктивности. Но ведь, так же, немало важно знать  психологию группы, благодаря этому  можно значительно увеличить  эффективность руководства. Поэтому, целью данной курсовой работы является рассмотрение современной коммерческой организации как совокупности малых  социальных групп,  для достижения которой потребуется решить несколько задач, такие как изучить психологию малых групп, их механизмы и динамику, перенести данные знания на рабочие отделы в организации, чтобы доказать гипотезу о том, что организация состоит из малых групп.

 

Глава 1. Малая  социальная группа.

1.1 Понятие малой  социальной группы, ее признаки  и виды.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей  социальной деятельностью и находятся  в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения  эмоциональных отношений, групповых  норм и групповых процессов.

Для того чтобы именно эта  интерпретация приобрела достаточную  определенность, можно в приведенном  определении выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме  непосредственных личных контактов». В этом определении содержатся в  сжатом виде основные признаки малой  группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и  вместе с тем четко проведена  основная идея понимания группы с  точки зрения принципа деятельности. [12- 12с]

При таком понимании малая  группа — это группа, реально  существующая в определенной системе  общественных отношений, она выступает  как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено  определенной общественной системы, как  часть общественной структуры». Определение  фиксирует и специфический признак  малой группы, отличающий ее от больших  групп: общественные отношения выступают  здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в  психологии термин «контактная группа»  приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуются  определенные общественные связи и  которые опосредованы совместной деятельностью. [5 -65 с.]

Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой  группы. В литературе довольно давно  идет дискуссия о нижнем и верхнем  пределах малой группы. В большинстве  исследований число членов малой  группы колеблется между 2 и 7. Это совпадает  с представлением, имеющим широкое  распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая "диада".

Что же касается «верхнего» предела, было предложено немало вариантов, наиболее стойкие из которых оказались  представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной  памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась  заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и  долгое время исследователи принимали  число 7±2 за верхний предел малой  группы. Однако впоследствии они оказались  не подтвержденными экспериментально. В итоге стало принято считать, что максимальное количество участников малой группы определяется тем количеством  людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности. [1- 113с]

В группах большего размера  затрудняется общение между членами, более трудным становится достижение согласия по вопросам, связанным с  деятельностью группы. Может возникнуть затруднение, робость в высказывании своего мнения перед большим количеством  людей. Ограничивается участие каждого  в обсуждении решаемых вопросов.

 Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность.

Можно выделить несколько  основных признаков социальной группы:

  • Первый признак - наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.

Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.

Мнения конкретных людей  могут существенно расходиться  с общественным мнением. Социальный контроль существует в каждой группе, и он также обусловливает формирование и развитие интегральных психологических  черт группы.

  • Второй признак социальной группы - наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль.

Композиция представляет собой совокупность свойств группы, важных качеств ее целостности. К  ним могут относиться численность  группы, ее возрастной или половой  состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура  группы рассматривается с позиции  функций, которые выполняют отдельные  члены группы, а также на основе межличностных отношений в ней.

  • Третий признак группы - осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.

Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить  свое поведение в соответствии с  ожиданиями окружающих. Результатом  такого давления может быть конформизм - осознанное внешнее согласие с  мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы.

  • Четвертый признак группы - установление определенных отношений между ее членами. [9- 184с]

Виды малых групп разделяются  в зависимости от признака.

По порядку возникновения:

первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки: 
1) малочисленный состав;

2) пространственная близость членов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценностей,  норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в  группу;

6) неформальный контроль за поведением  членов.

вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному  статусу:

  1. формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;

2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:

  1. условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;
  2. реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:

    1. группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);

2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:

  1. референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с  которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые  вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:

1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));

2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);

3) организованные и стихийные  и др.

1.2 Структура  малой группы.

Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между  индивидами.

Анализ структурных характеристик  состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в  “пространстве” группового функционирования. Учитывая соподчиненность групповых  деятельностей (в зависимости от специфики организационных задач), правомерно говорить также и о  соподчинении производных от них  систем отношений в группе, их уровневом  расположении.

Существует несколько  измерений (или уровней) групповой  структуры.

1) Деятельностное измерение определяется структурой функционально-ролевых взаимосвязей:

  • формально-статусный уровень организационно-штатных ролей дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений малой группы и фактически полностью зафиксирован в штатном расписании организации (например, студент —> преподаватель —> декан —> ректор);
  • уровень реального взаимодействия позволяет определить отношения руководства (власти) – подчинения, наличие и особенности профессиональных ролей и специфического делового лидерства, ролевой идентификации членов группы.
  • отношение власти является важным измерением групповой структуры. Позиции социальной власти отражают субординацию вертикальных расположений индивидов в зависимости от способности оказывать влияние в группе. Существует несколько типов социальной власти:

Информация о работе Динамика групп в организации. Рекомендации по управлению