Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа
Постоянно, на каком-то отрезке времени обществу свойственно кардинально меняться. Это связано со многими факторами, которые способствуют этому, но наиболее важный из них — это технический прогресс. За последнее столетие с появлением множества технических новшеств, особенно телевидения и компьютера с интернетом, жизнь человека очень изменилась: изменились его увлечения и пристрастия. Изменилось отношение человека к искусству, как собственно изменилось и само искусство, и ярким примером тому может служить современный театр.
Введение.......................................................................................................2
ГЛАВА 1 Древнегреческий театр...............................................................3
1.1.Происхождение драмы и театра Древней Греции ……………………………3
1.2.Театр Афин в V веке до нашей эры.........................................................5
-Эсхил..............................................................................................................5
-Софокл...........................................................................................................7
-Еврепид...........................................................................................................9
1.3.Архитектура театра Древней Греции.......................................................10
1.4.Древнеримский театр................................................................................10
-Истоки римского театра………………………………………………………………………………12
1.5.Театр эпохи республики.............................................................................13
1.6.Римский театр императорской эпохи…………………………………………………….13
1.7.Организация театральных представлений................................................15
ГЛАВА 2 Драматические театры Минска……………………………………………….18
2.1Нацианальный академический театр имени Янки. Купалы…………………18
2.2Здания театра имени Янки. Купалы……………………………………………………….21
2.3Новый драматический театр…………………………………………………………………..29
2.4Национальный академический театр имени М. Горького…………………….33
2.5 Драматический театр Белорусской армии…………………………………………….38
3.Заключения……………………………………………………………………………………………….40
4.Практическая часть……………………………………………………………………………………41
5.Список литературы……………………………………………………………………………………48
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение......................
ГЛАВА 1 Древнегреческий театр.........................
1.1.Происхождение драмы и театра Древней Греции ……………………………3
1.2.Театр Афин в V веке до нашей эры...........................
-Эсхил........................
-Софокл.......................
-Еврепид......................
1.3.Архитектура театра Древней Греции........................
1.4.Древнеримский театр.........................
-Истоки римского театра………………………………………………………………
1.5.Театр эпохи республики....................
1.6.Римский театр императорской эпохи…………………………………………………….13
1.7.Организация театральных представлений.................
ГЛАВА 2 Драматические театры Минска……………………………………………….18
2.1Нацианальный академический
2.2Здания театра имени Янки. Купалы……………………………………………………….21
2.3Новый драматический театр……
2.4Национальный академический
2.5 Драматический театр
3.Заключения………………………………………………
4.Практическая часть…………………………
5.Список литературы……………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Постоянно,
на каком-то отрезке времени
обществу свойственно
ГЛАВА 1 Древнегреческий театр.
Слово «театр»
происходит от греческого δέατρον –
основное значение – место для
зрелищ. Для более полного раскрытия
данной темы следует сказать, что
же такое – театр. Это род искусства,
в котором отражение жизни
достигается посредством
Действенная природа театра находит отражение в драме, составляющей содержание театрального представления.
В театре «…толпа, ни в чем не сходная между собою, … может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (Н. В. Гоголь). В театре зритель присутствует как бы при самом совершении событий и становится из нравственным соучастником, вовлекаясь в переживания действующих лиц.
Зарождение элементов театра происходит в древнейших обрядах и играх, отражавших трудовые процессы. В основе представлений лежали мифы – сказания о богах и героях. Смена времен года, посев и всход зерна нашли поэтическое отражение в мотивах смерти и воскресения героя, составляющих главное мистериальных представлений, связанных с культом Осириса в Египте, Митры в Иране, Бела-Мардука в Вавилоне, Деметры и Диониса в Древней Греции.
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика.
Рождение греческой драмы и театра связано
с обрядовыми играми, которые посвящались
богам-покровителям земледелия: Деметре,
ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды
иногда превращались в культовую драму.
Например, в городе Элевсине во время мистерий
(таинств, на которых присутствовали лишь
посвященные) устраивались игры, во время
которых изображалось бракосочетание
Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном,
скитания Деметры в поисках дочери и возвращение
Коры на землю. Дионис считался богом творческих
сил природы; позднее он стал богом виноделия,
а потом богом поэзии и театра. Символами
Диониса служили растения, особенно виноградная
лоза.
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия, названная так по хору, состоявшему из сатиров. Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавальную. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров.
Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - "козел" и одэ - "песнь", т. е. "песнь козлов". Это название вновь приводит нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса".
Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому жителю Греции. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.
Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная история утверждает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.).
Первая постановка его трагедии (название ее осталось неизвестным) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.
Феспиду также приписывают усовершенствование театральных костюмов и масок. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли, гипокрит ("ответчик"), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.
Таким образом, можно сказать, что ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя главную роль играл хор, актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.
В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия, по-прежнему, считалась посвященной Дионису. Так, во время комедии стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит "подражание", "воспроизведение"; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т. д. Песни комоса и мимы - это главные истоки древней аттической комедии.
1.2 Театр Афин в V веке до нашей эры
Эсхил.
Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. - Эсхила, Софокла, Еврипида. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только небольшие отрывки их произведений, а в некоторых случаях - лишь имена и скудные сведения.
Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н. э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер.
Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.
Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.
Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действию закона мировой справедливости. Человек, нарушивший справедливый порядок, будет наказан богами, и равновесие восстановится. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила.
Эсхил верит в судьбу - Мойру, верит, что ей повинуются даже боги. Однако к этому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды, порожденные развивающейся афинской демократией. Так, герои Эсхила - не безвольные существа, безоговорочно выполняющих волю божества: человек у него наделен свободным разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Почти перед каждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения. Моральная ответственность человека за свои поступки – вот одна из основных тем трагедий драматурга. Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.
Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора.
Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия. Затем следует парод - песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование писодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом -это песней, исполняя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречаются также гипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологи героев.
Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и такого же количества стасимов. Стасимы разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы, строго соответсвующие по структуре одна другой. При исполнении строф и антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и антистрофа - в другом. Таких пар в стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение).
Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами.
Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо выделяются следующие: "Персы"(472 г. до н. э.), где прославляется победа греков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н. э. ); "Прометей Прикованный" - самая известная трагедия Эсхила, повествующая о подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н. э. ), в которой мастерство Эсхила достигло своего расцвета.
Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества, в государственном устройстве, в морали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.
Софокл.
Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование. Его одаренность проявилась уже в раннем возрасте: с шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшем саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. Вообще вся драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды - занимал чаще всего первые и редко вторые места.