Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:04, магистерская работа
В монографии предпринята попытка исследовать сущность и социальные механизмы широко распространившегося в образовании феномена инновации. Интерес авторов К этой проблеме объясняется тем, что инновации, занимающие особое место в реформации образования и ставшие своеобразной «педагогической модой», в силу эффекта социальной диффузии, неизбежно сопровождающего это явление в педагогической действительности, обретают тенденцию к утере собственной сущности. Одной из причин этого является недостаточное научно-теоретическое обеспечение содержательной стороны процесса.
Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Генезис понятия инновации:
обретение сущности .................................................... 11
1. Инновация: восхождение к системе ...................................... 13
2. Инновационная трансформация образовательного пространства: от теории к практике................................................... .........35
Глава II. Инновации как фактор развития
образования.............................. ..................................47
1. Типология инноваций в образовании: ...................................49
инновация как система
2. Инновационная деятельность - способ
развития образования............................................................. 70
Глава III. Специфика субъекта инновации
в образовании............................................................91
1. Инновационный тип личности...............................................92
2. Коллективный субъект инновации
в системе образования ......................................................... 106
Заключение................................................................................. 122
Литература................................................................................. 126
См.: Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991; Нововведения в
муниципальном управлении образованием /Под ред. Малахова Н. Д. М.,
1997; Управление развитием школы /Под ред. Поташкина М.М. и
Моисеева B.C. M., 1995 и др.
См.: Поляков С.Д. В поисках педагогической Инноватики. М.. 1993;
Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической Инноватики: опыт
разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991
и др.
Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М., 1998
тивной черты современного человека.
В определенном смысле уникальное явление в исследовательском поле представляет собой коллективная монография, разносторонне рассматривающая своеобразный феномен современной
10
российской школы - инновационное движение . Впервые в единой монографической работе синтезированы философский и социальный аспекты исследования, затрагиваются методологические, педагогические, управленческие проблемы инновационной практики как некоторой целостности сквозь призму инновационной теории. Эту особенность предполагает сам состав авторов, теоретиков и практиков российского образовательного движения.
Однако до настоящего времени еще явно недостаточно исследован социологический аспект проблем взаимодействия образования как ресурса развития и инновации как средства и способа развития самого ресурса развития. Именно этой проблеме и посвящена предлагаемая работа.
Таким образом, общая цель исследования может быть сформулирована и представлена в виде социологического анализа социальных механизмов инновационного развития и специфики их функционирования в сфере образования. Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, необходимо решить ряд исследовательских задач, среди которых:
рассмотреть феномен инновации в его генезисе и дать определение сущности, структуры и социальных механизмов инновации, соответствующее современному состоянию и степени их разработанности в социологической науке; построить теоретическую модель инновации как системы, представляющей целостный социальный механизм развития;
проанализировать специфические условия развертывания инновационной деятельности и предложить классификацию критериев инновации в образовании; выявить уровни и соответствующие им оптимальные механизмы инновационного взаимодействия в условиях специально организованного образовательного пространства; охарактеризовать основные субъекты инновационного
10 Инновационное движение в российском школьном образовании. М. 1997
10____________________________
взаимодействия в образовании и с помощью конкретно-социологического исследования показать реальное их состояние в общеобразовательной системе.
Теоретико-методологической базой исследования стали основные положения системного и структурно-функционального анализа, диалектический метод анализа социальных явлений, методы научного обобщения и теоретического моделирования, а так же основные положения и подходы к анализу феномена инновации в работах по инноватике, социологии образования и социологии управления российских и зарубежных философов, социологов, педагогов и представителей других отраслей научного знания.
Эмпирической базой исследования послужила обработка имеющихся в литературе результатов конкретно-социологического анализа образовательной действительности, а так же материалы социологических исследований в различных городах и сельских районах Ростовской области, в том числе проведенных под руководством и при участии авторов. Предметом аналитической обработки стали результаты опросов 1991-1992, 1994-1995, 1997-1998 годов, в которых приняли участие свыше 8,5 тысяч педагогических работников, учащихся и их родителей.
Будущее не импровизируется, его молено построить лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого. Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно частично изменить, чтобы привести их в гармонию с новым содержанием.
Эмиль Дюркгейм
Точное логическое определение понятий -главнейшее условие истинного знания.
Сократ
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИИ: ОБРЕТЕНИЕ СУЩНОСТИ
Своеобразный инновационный взрыв, определивший мощный импульс развития, в первую очередь, технической, экономической и социальной сфер деятельности ведущих стран мира, привлёк внимание как к теоретическим основаниям исследования инноваций, формирующихся в рамках макросоциологии, так и существенному росту эмпирического анализа инновационных процессов с точки зрения логики и механизмов инновации, степени их влияния на различные компоненты организации социальной среды.
Однако, существенно засоряют понятийно-терминологическое поле, с одной стороны, не всегда строгое и последовательное обращение исследователей к работам основателей концепции инно-ватики как особой сферы теории и практики, позволяющей выявлять и учитывать объективные законы, закономерности и принципы действия различных социальных субъектов в целях управления развитием, с другой, широкое увлечение, неадаптированными к российской ментальности и действительности, инновационными моделями и технологиями заимствованными из зарубежных источников. Добавим к этому явно обозначившуюся тенденцию к тому, что переживающая кризис теория, выплёскивая протуберанцы поисков в другие сферы научного знания и заимствуя хо-
12 ______________________________
рошо работающую там терминологию, неадекватно к собственному предмету переносит её в ранг категорий, за которыми скрывается другая сущность. Бывает и совсем наоборот, когда якобы сущностное оформление явления множится терминологически. Во всех, этих случаях наблюдается красочно обозначенная известным учёным В.В. Краевским тенденция паразитического умножения сущностей. «Прорезаются всё новые сущности, - пишет он, - плодятся как кролики, потом разбегаются как тараканы»11. Физиологично ..., но достаточно точно.
Одним из таких наиболее распространённых и, одновременно, неотработанных в понятийном смысле определений и стала «инновация.» По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения (от латинского in- в и novus- новое), а вот содержательное применение и смысловая интерпретация безбрежно широка. Здесь наиболее распространены «новшество», «нововведение» не говоря о массе понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д.
Между тем, «мышление и язык образуют своего рода генератор полезной информации, двигатель социального прогресса в направлении всё более упорядоченного состояния общества»12. Следовательно, надо «очистить» язык, в первую очередь, понятийный язык науки, чтобы «двигатель» не заглох. Поэтому не игра в категории, сама по себе ничего не значащая, заставляет обратиться к проблеме уяснения понятий и скрывающихся за ними значений и смыслов. Причём лингвистическое или этимологическое толкование происхождения и предназначения того или другого термина в настоящее время - не слишком благодатное занятие. Очень уж далеко иногда дистанцируется этимологическая природа термина, его устоявшееся в теории значение и вкладываемый в него смысл при переносе его в другой ареал пользования. Именно поэтому, приглашая в исследовательское поле, необходимо объясниться в понятиях.
11 Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика №4, 1997 С.112
12 Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико- экономического развития. М, 1993, С. 60
Генезис понятия инновации: обретение сущности_________13 1. Инновация: восхождение к системе
Даже беглый контентанализ работ по инновационной проблематике помогает выделить в качестве своеобразных стержневых (а, может быть, даже и родовых) понятий такие как «новшество», «нововведение» и «инновация». Причём, как отмечают некоторые исследователи, первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом « придумывание чего- нибудь нового, опережающего своё время»13. Затем, уже в XIX столетии он приходит в сферу научного знания и, что чрезвычайно интересно, в разных областях научного знания начинает играть достаточно различающиеся роли. Так в лингвистике за этим термином скрывалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. Его ассимиляция и обретаемые при этом новые качества, структурные отношения, трактуемые «как естественный механизм развития организованно-стей культуры» получил обозначение культурной (языковой) инновации14. Таким же образом обозначались и аналогичные процессы (переноса из культуры в культуру) в этнографии. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста.
Как видим, уже на этой стадии зрелости понятия «инновация» в её трактовке вырисовывается как нечто общее, так и особенное. В частности, в той или иной мере, но речь идёт о возникновении некоторого нового качества, не присущего ранее объекту инновации. Пусть это происходит либо путём переноса уже известного в новые социокультурные условия, либо освоением ранее не реализованной возможности, либо эволюционированием всего объекта инновации, но во всех случаях фиксированным отличием состояния объекта «после того» от «до того» и является некоторое его
13 См. об этом: Карпова Ю.А.. Инновации, интеллект, образование. М.. 1998, С.15
14 См. об этом: Сазонов Б.. Институт образования: смена вех // Инновационное движение в Российском школьном образовании. М.. 1997, С.83
14____________________________
новое качество. Пожалуй, это и может служить одним из критериев сущностной стороны инновации.
Другим общим моментом выступает то, что инновация- это своеобразный переход (а может быть перевод)объекта из одного состояния в другое. Это достаточно банальное утверждение необходимо для того, чтобы определиться по отношению к существующим в теории полярным позициям относительно формы инновации. То ли это процесс, то ли результат ?!
Инновация- это «...результат
творческой деятельности, на
правленной на разработку,
создание и распространение новых ви
дов изделий, технологий, внедрение новых
организационных
форм и т.д.»15. «...Прогрессивный
результат творческой деятель
ности. - уточняет Ю.А. Карпова,
- который находит широкое
применение и приводит
к значительным изменениям в жизнедея
тельности человека, общества, природы»16. Причём неоднознач
ность трактовки понятия инновации
автор объясняет не столько
сложностью Содержательной
её части, сколько особенностями
происхождения слов в языках германской
группы. Мы уже выска
зали своё отношение к стремлению
вывести содержание понятия
из этимологических
или лингвистических корней значений
упот
ребляемых терминов. Дело в том, что
само понятие, действуя в
определенных исторических
и социокультурных условиях, напол
няется новым, соответствующим этим
условиям содержанием и
несёт другой - смысл.
Следовательно, выводить сущность понятия
необходимо с ориентацией на то место
в культуре и социальной
реальности, которое
снимается нами как данность. Иначе проис
ходит неизбежный отрыв термина от
понятия, что способствует
умножению сущностей.
Через процессу альность определяет сущность инновации другая группа авторов. К примеру, в ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок вещей. «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а иннова-
15 Научно-технический прогресс / Словарь. Сост. Горохов В.Г., Халипов
В.Ф. -М, 1987, С.80 16 Карпова Ю.А.. Инновации, интеллект, образование... С.21
Генезис понятия инновации: обретение сущности_________15
ция- это процесс освоения этого средства»17. Оставим пока в стороне утверждение новшества в качестве средства (средство чего? или для чего?) и обратимся к пониманию инновации как процесса. Несколько выше мы показали, что в прошлом веке это понятие использовалось, в частности в биологии, для обозначения изменений, связанных с ростом, что само по себе означает процесс. Естественно это ещё не достаточное условие для определения некоторой критериальной черты явления. Однако, если обратиться к дальнейшей судьбе понятия инновации, то в ходе его экспансии практически на все сферы жизнедеятельности человека и общества, за счёт социальной диффузии, при которой сам феномен обретает новые качественные характеристики, инновация, на наш взгляд, всё более полно понимается в качестве процесса. Более того, отдельные авторы, исследующие инновационные явления в сфере образования, достаточно справедливо утверждают, что «...сама концепция перманентности образования подразумевает перманентность преобразований»18 и рассматривают инновацию как органическую часть повседневной работы, то - есть как непрерывный процесс.
Здесь следует отметить ещё один крайне необходимый критерий феномена инновации. Речь идёт о том. что в отличии от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация носит характер «...инициируемых и контролируемых изменений, изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия»19. Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата. Другое дело, насколько достоверно может быть предсказан и насколько полно и точно описан конечный результат. Подчеркнём пока, что обозначена крайне важная, существенная характеристика, свидетельствующая о необходимости рассмотрения адекватности систем или моделей управления сущности инновационных процессов.
Возвращаясь к полемике по поводу соответствия «результат-
17 Хомерики О.Г., Поташник ММ. Лоренсов А.В./Развитие школы как инновационный процесс. М, 1994, С. 9
18 Ангеловски К. Учителя и инновации. М.. 1991, С. 16
19 Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. С.81.
16
процесс» в определении инновации, отметим, что не видим оснований для искусственного противопоставления этих двух составляющих одного и того - же явления. Если упорядочить взаимодействие выше обозначенных нами стержневых понятий, то, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущностную сторону инновации как явления такое представление, которое связывает её с «целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое»20. При этом новшество заключает в себе то содержание (сущность), которое предполагает возможность качественного изменения, а нововведение - обеспечивает технологию имплантации или выращивания содержания новшества в условиях конкретного объекта, изменение которого и составляет предмет инновации.
Информация о работе Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы