Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:04, магистерская работа
В монографии предпринята попытка исследовать сущность и социальные механизмы широко распространившегося в образовании феномена инновации. Интерес авторов К этой проблеме объясняется тем, что инновации, занимающие особое место в реформации образования и ставшие своеобразной «педагогической модой», в силу эффекта социальной диффузии, неизбежно сопровождающего это явление в педагогической действительности, обретают тенденцию к утере собственной сущности. Одной из причин этого является недостаточное научно-теоретическое обеспечение содержательной стороны процесса.
Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Генезис понятия инновации:
обретение сущности .................................................... 11
1. Инновация: восхождение к системе ...................................... 13
2. Инновационная трансформация образовательного пространства: от теории к практике................................................... .........35
Глава II. Инновации как фактор развития
образования.............................. ..................................47
1. Типология инноваций в образовании: ...................................49
инновация как система
2. Инновационная деятельность - способ
развития образования............................................................. 70
Глава III. Специфика субъекта инновации
в образовании............................................................91
1. Инновационный тип личности...............................................92
2. Коллективный субъект инновации
в системе образования ......................................................... 106
Заключение................................................................................. 122
Литература................................................................................. 126
Остаётся добавить, что при этом чрезвычайно важно определить и удержать в рамках адекватной управленческой культуры взаимоотношения: с одной стороны, «начальное состояние системы - содержание новшества», которое, в зависимости от степени согласования и рассогласования их содержательного начала, предопределяет успех или неудачу всей последующей инновационной цепочки и устраняет возможное отторжение новшества; с другой -«содержание новшества - конечное состояние системы», где обеспечивается конкретная траектория выхода (в её вариантах) на ожидаемый результат. Именно таким образом взаимосуществуют, предполагая друг друга, процесс и результат, таким же образом взаимодействуют, создавая целостность как системное качество, стержневые категории теоретического анализа. Причём, на наш взгляд, на этом основании следует принципиально развести как минимум три взаимодействующие, но имеющие свою содержательную логику, линии инновации в совокупности своей представляющие основания инновационной системы (см. схему №1).
20 Управление развитием школы / Под ред. Поташника М.М. и Лазарева B.C./ M., 1995, С. 103
Генезис понятия инновации: обретение сущности 17 | ||||||
|
|
|
Схема № | |||
|
|
|
|
|||
Инновация как система (процесс и результат развития) |
||||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
—————————— |
Логика взаимодействия стержневых понятий |
Логика качественного изменения системы |
Логика взаимодействия с другими системами |
Начальное состо-
яние системы
(предмет
анализа)
Состояние
осознания по-
требности в из-
менении
Новое как открытие
Новшество как содержание
Содержание новшества в форме
технологии
включения в сис-
тему (как про-
цесс)
Неравновесное динамичное состояние освоения
Нововведение как
организация
Видоизменённое.
состояние систе-
мы (как резуль-
тат)
Стабилизация
состояния в но-
вом качестве
Триада, на принципах которой построено взаимодействие каждого из элементов предлагаемой структуры, обеспечивает движение в логике «жизненного цикла» инновации, в которой хоть и условно, но достаточно четко просматриваются как минимум три стадии: возникновение (зарождение) - освоение (внедрение) - распространение (диффузия). Дальнейшее существование инновации
18____________________
связано с переходом к стабильному функционированию, где возможности данного содержания как источника изменения и развития исчерпывают себя.
Как видим, такой подход свидетельствует о возможности и необходимости управления инновацией. С этой точки зрения, отметим, что далеко не все исследователи разделяют мнение о инновации как об управляемом процессе, способном преодолеть неупорядоченность стихии. «Процесс, по характеру своему стихийный, спонтанный (самопроизвольный), как бы фонтанирующий, поскольку основан на неистребимой инманентно присущей представителям рода homo sapiens потребности в достижениях, а так же на способности человека создавать качественно новое...»21. - так характеризует инновацию один из известных российских социологов И.В. Бестужев- Лада. Здесь, на наш взгляд, вольно или невольно происходит подмена сущности проблемы. Речь скорее всего идет о творческой природе инновации, при этом сущностные черты творчества полностью переносятся на инновацию, с чем сложно согласиться. Да, действительно, творчество импульсивно, во многом спонтанно, по природе своей самодавлеюще и во многом самодостаточно. Оно как бы развернуто «внутрь» личности. «Это не деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности»"'- пишет В.Н.Дружинин. Не столь категорично, но с очень близких позиций уточняет это понимание другой исследователь. «Главное в творческой деятельности, - пишет он, - не ограниченный вещественный результат, а проявление и совершенствование самой способности к самопроизводству, к производству культуры »23. С этим трудно не согласиться, но речь то идёт о природе другого явления.
Во-первых, потребность в « достижениях » не всегда совпадает с сугубо человеческой потребностью в творчестве, в самовыражении себя в поисках истины и себя самого. Во-вторых, творчество как потребность и соответствующие ей способности хоть и состав-
21 Бестужев-Лада И.В. "Алгоритм " социального нововведения. // Социо- логические исследования., 1991, № 9, С.85
22 Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М..1996.
СЛ4'6
23 Гольдентрихт С.С. Методологические проблемы общей теории творчества.// Диалектика и теория творчества. М.,1987,С.6
Генезис понятия инновации: обретение сущности_________19
ляют необходимое условие инновационной деятельности, но не замещают полностью специфическую сущность инновации как формы организации и разрешения творческого потенциала человека или определённой общности людей. В- третьих, инновация как бы смещает акценты со значимости самоизменения личности (хотя это также составляет предмет инновационного изменения ) на «вещественный » результат « во вне » в виде преобразований системного качества. Кстати, о такой ориентации свидетельствуют и усилия самого автора приведённого выше высказывания, который пытается определить оптимальные формы, способы и средства организации инновационного пространства, дабы, как он утверждает, не « пустить дело на самотёк »24. Следовательно, творчество необходимое, но недостаточное условие, предпосылка инновации, которая и является одним из многочисленных форм его проявления, способом организации и получения результата творческой деятельности в проявлении и закреплении нового.
У этой стороны инновации тоже есть своя интрига: что же считать новым? Каковы критерии этой чрезвычайно важной черты явления, по сути, определяющего содержательное ядро инновации - новшество. Если придерживаться мнения об « овеществлённом » результате творческого процесса, то « новое » выражено в форме творческого решения, которое в свою очередь достаточно многоаспектно, поскольку «...меняет существующие методы, реже- традиции, ещё реже - основные принципы и совсем редко- взгляд людей на мир»23. Если же поместить « новое » в позицию открытия, тогда прослеживается другая, но столь же многомерная логика суждения, поскольку «...научное открытие- это и создание концептуальной системы (теории, принципа), и нахождение закона, и обнаружение нового явления, и изобретение нового прибора, аппарата». То есть, общее представление складывается, но до определённости ещё далеко. Не вносит ясности и обращение к известному словарю С.И. Ожегова, в котором « новое » определяется как впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прошлого, вновь открытое, относящееся к
24 См. Бестужев-Лада И.В. "Алгоритм" социального... С.86 25Лук А.Н. Мышление и творчество. М. 1976. С. 120 26 Цит. по Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.. 1971. С.226
20____________________________
ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомое, малоизвестное27.
Если руководствоваться подобными определениями, то очень сложно отличить в качестве инновации исполнение любой инструкции министерства по внедрению очередного «федерального» или «регионального» предметного курса от освоения педагогической системы Ш.Амоношвили, технологии обучения В.Шаталова или С.Лысенковой. Ведь для образовательного пространства школы и то, и другое, и третье может являться, действительно, новым и теоретически подчиняться одному и тому же алгоритму.
Не прибавляет оптимизма и утверждение Э.М.Роджерса, сделанное им на основании анализа исследований американских и некоторых европейских теоретиков о том, что « «Новшество- это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования »28. Если согласиться с этой точкой зрения, то каждый человек, живущий на Земле - инноватор, поскольку, вступая в жизнь и определяя своё место в мире людей, он неизбежно вынужден открывать для себя и использовать в жизни совершенно определенные идеи. Конечно же, трудно согласиться со столь широкой трактовкой понятия «новое».
Значительно ближе к нашему пониманию находится позиция, изложенная французским исследователем Э.Брансуиком, который анализируя новшества, существующие в образовательной сфере, предлагает различать как минимум три их возможных вида:
- во- первых, новшества, основанием которых служат образовательные идеи и действия полностью новые, ранее неизвестные ( т.е. открытия). Таких полностью новых, оригинальных идей, замечает автор, очень мало;
- во- вторых, новшества, основание которых составляют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, приобретающие особую актуальность в данной среде и в данное время:
- в - третьих, новшества, возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях, при которых возобнов-
27 См. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1978,С.381 28 Цит. по Ангеловски К. Учителя и инновации..., С.35
Генезис понятия инновации: обретение сущности_________21
ляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей, поскольку новые условия делают возможным с
29
их помощью достижение планируемых целей
Как видим, в контексте предлагаемой типологии новшеств обнаруживается отношение к «новому» как к содержательной основе в виде образовательных идей и действий. В таком случае можно вычленить особую категорию «новое в инновации», которая позволяет уйти от абстрактной трактовки нового и придать самому понятию определённость смыслового применения. Что. в свою очередь, позволяет уточнить и выразить в форме дефиниции инновации всю совокупность стержневых понятий и их взаимоотношений.
Новое в инновации - это та востребованная временем и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на характерологические признаки системы таким образом, что она переходит в заданно ожидаемое (гипотетически прогнозируемое) состояние, фиксируя тем самым содержательный результат инновационного воздействия. Весь процесс, представляющий, в свою очередь, достаточно определенную систему элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат и будет представлять инновацию. Поскольку именно инновация является совершенно определенной формой развития, то управление инновацией (или при помощи инновации) и обеспечивает управление развитием.
Таким образом, инновация становится одним из важнейших социальных механизмов развития и, с этой точки зрения, представляет интерес анализ организации действия этого механизма. Тем более, что большая часть существующих в теории попыток обозначения последовательности действий по переводу идей в осязаемые изменения лежит в сфере научно- технического или управленческого (сбытового в рамках рыночных отношений) ме-
'Цит. по Ангеловски К. Учителя и инновации..., С.35
22____________________________
ханизмов30. В отечественной социологической литературе наиболее часто приводится процессуальный цикл инноваций из созданного учёными Международного института системных исследований «Инновационного глоссария.» Он определяется следующим образом:
- восприятие проблемы или возможности;
- первая концепция оригинальной идеи;
- исследование и разработка;
- первый выход в производство и на рынок;
- усовершенствования и изменения, приносящие доход31.
Значительно более обобщенные блоки организации инновационного процесса приводятся в работе А.И. Пригожина, в которой предлагается рассматривать три основных этапа инновационного процесса; Среди них:
-обнаружение импульса перемен на основе анализа поступающей из внешней среды информации;
-осознание потребности в изменениях, основанное на признании не состоятельности прежнего пути, прежних ценностей и идеалов;
-преодоление сопротивления на основе оценки издержек и выгод перемен, необходимости ломки стереотипов, привычек, социальной инерции32.
Ясно , что речь здесь идет не только о технологическом процессе обеспечения цепочки «новое- новшество - нововведение » по содержательному стержню, объединяющую их в единое и последовательно разворачивающееся действие. Предметность действия смещается на социально-психологические характеристики состояния той профессиональной общности, в среде которой и должно произойти инновационное изменение. Это, безусловно, важный компонент инновационной готовности, но к технологическому обеспечению содержательной стороны процесса он имеет косвен-
30 См. к примеру: Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М.,1985, Коротаев А. С. Нововведения в промышленности США: разработка и внедрение.М, 1981; Мончев Н. Разработки и нововведения.М.,1978
31 H.D. Haustein, H.Mair. Innovation Glossary7. Oxford, New-York, Toronto. Sydnei, Frankfurt. 1986.pl24
32 См. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы Инноватики) М..,1989
Генезис понятия инновации: обретение сущности________23
ное отношение. Вероятно, поэтому некоторые авторы, опираясь на приведенную выше модель построения инновационного процесса, считают необходимым дополнить её перечислением конкретных этапов осуществления нововведения такими, как: -инновационный замысел; -проект ; -план ; - оценка; -эксперимент и внедрение33.
Информация о работе Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы