Категориальная сущность бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой курсовой работы раскрыть проблему бедности: что она собой представляет, где развивается, по каким причинам, определение категорий бедности, методы борьбы с ней, предоставление данных о результатах борьбы с ней и других статистических данных.

Содержание

Введение…………………………………………………………1
Глава 1.Категориальная сущность бедности
Понятие бедности. Основные показатели уровня жизни ...…5
Причины и факторы бедности…………………………………14
Глава 2.Способы борьбы с бедностью. Социальная защита.
2.1 Характеристика бедности и её расчёт ………………………..16
Региональные особенности бедности в РФ ………………….20
Бедность в зарубежных странах……………………………..24
Методы борьбы с бедностью. Социальная защита населения…………………32
Заключение …………………………………………………………….48
Приложение…………………………………………………………….54
Список литературы……………………………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие бедности. Основные показатели уровня жизни.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Россия сегодня занимает 10-е место по объему ВВП, 64-е место по доле ВВП на жителя страны, 136-е место по продолжительности предстоящей жизни и 4-е место по числу смертей.

     Разумеется, что преодоление  бедности в России — не единственный путь борьбы с демографическим кризисом, но один из важнейших. Каков наиболее эффективный путь борьбы с бедностью?

Формируя  ответ на поставленный вопрос, следует учитывать особенности маргинализации населения в России, а именно: сегодня бедность является преимущественно следствием социально-экономических трансформаций, активизировавшихся с 1992 г., с момента «шоковой терапии»; основная часть бедного населения — это работающий слой общества, поэтому и бедность считается экономической, а само явление — чрезвычайно редким в современном мире; обездоленность населения формируется в условиях глубокой поляризации общества, вызванной чудовищной дифференциацией оплаты труда работников и доходов семей, а также их региональными различиями.

Разумеется, что основные пути преодоления бедности зависят от главных причин, ее формирующих. Эти причины концентрируются в трех группах: экономическая бедность; низкий уровень выплат пенсии; традиционная бедность — одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды и семьи инвалидов. Экономическая бедность — это следствие низкой оплаты труда, неплатежей заработков и безработицы.

В 2004 г. 2,2% работников получили заработок ниже минимальной оплаты (ниже 600 руб.), а 28% имели заработную плату, которая не дотягивала до прожиточного минимума. При этом минимальный заработок составлял четверть от ПМ-2000. Мониторинг в Нижнем Новгороде показал, что пятая часть работников проживает в бедных семьях, и даже высокая занятость не спасает положение. Безработные не всегда готовы включиться в трудовой процесс по причине чрезвычайно низкой оплаты труда, которая не воспроизводит рабочей силы.

Фактическое замораживание заработной платы, особенно ее минимума и близких к нему значений (какое-то повышение заработков имеет место, но оно составляет проценты, а должно быть увеличено в разы) путем введения паллиативных мер, например, адресной помощи семье, есть не что иное, как стремление сохранить дешевую рабочую силу в России, чтобы конкурировать на мировом рынке. Более того, исследования "адресной помощи" показали, что это крайне неэффективный метод социальной защиты, весьма затратный и реально не приводящий к решению главной задачи — преодоления бедности в стране. В этом процессе активную роль играет "пугало" в виде роста инфляции, которое сдерживает радикальные решения в области реформирования оплаты труда. Не останавливаясь на всех аспектах противодействия росту цен, которые увеличиваются, несмотря на стабилизацию заработков, отмечу лишь два положения в защиту повышения оплаты труда.

Прежде  всего, это необходимость интенсивного развития малого бизнеса и самозанятости, что позволит не только снизить масштабы безработицы, но и заполнить потребительский  рынок товаров и услуг внутри страны. Второе и главное здесь — это использование механизмов перераспределения, которые должны быть положены в основу глубоких преобразований оплаты труда и доходов населения путем известных экономических инструментов, а именно: повышение минимальной оплаты труда до уровня ПМ и регрессивный сдвиг по другим уровням заработной платы; прогрессивный налог на доходы всех физических лиц; обязательное страхование нанимателей и наемных работников по "отлогой" прогрессивной шкале.

Не  излагая все стороны этой реформы, следует лишь отметить, что она должна содержать элемент "размена" — увеличение заработной платы, с одной стороны, налогов и страховых платежей — с другой.

Указанные процедуры реформирования оплаты труда приведут к существенному снижению поляризации доходов и поэтому не потребуют широкой аннексии в государственный бюджет. [13, с. 12–13]

Социальная  защита как направление социальной политики государства, сфера деятельности государственных институтов занимается решением проблемы бедности, что неизбежно требует (наряду с разработкой программ и методов решения данной проблемы) серьёзных финансовых вложений. существуют различные поддержки нуждающегося населения. Но прежде всего работа в этой области связанна с разработкой критериев и оценкой пределов социального феномена бедности. Социальная защита – не безадресная всеобщая благотворительность. Необходимы строгие критерии и методы оценки, статистические исследования, правовые обоснования, предваряющие конкретные действия, направленные на социальную поддержку бедных слоёв населения. [2, с. 337]

В условиях проходящей в Российской Федерации  административной реформы и перераспределения полномочий между уровнями власти существенно возрастает роль муниципальных образований. В качестве цели реформ рассматривалось не только повышение эффективности управленческих функций, но и приближение органов власти непосредственно к населению. По свидетельству социологических опросов, местная власть лидирует с точки зрения доверия населения. Что касается социальной политики вообще и борьбы с бедностью, в частности, муниципальный уровень может и должен быть сегодня инициатором и активным участником социальных преобразований, а не пассивным свидетелем.

Мы  уже отмечали, что бедность всегда конкретна. Это означает, что и  программы, направленные против нее, должны быть продуманы и ориентированы на конкретные социальные группы или причины, порождающие бедность и нищету. Адресность, целенаправленность, эффективность программ борьбы с бедностью зависит от достоверности информации о ее характере и масштабах. Важнейшей задачей муниципальных образований является создание репрезентативных региональных выборок для бюджетных обследований  и уничтожение методик оценки доходов населения в конкретных населенных пунктах. Для России с ее экономическими, национальными, культурным разнообразием возможность объективно оценить уровень жизни конкретных социальных групп, источники их доходов и структуру потребления создает условия для определения реальной величины прожиточного минимума для территории, что напрямую связано с эффективностью программ по определению бедности.

Еще одна особенность борьбы с бедностью  на муниципальном уровне – возможность  оперативно реагировать на возникающие  проблемы. Это касается и локальных рынков труда, и особенностей потребительского рынка, и динамики демографической ситуации в конкретном муниципальном образовании.[4,с. 279]

 

Заключение

Итак, важным условием социального мира в  любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Анализ степени таких различий в России с помощью разнообразных методов показывает, что она быстро возрастает. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни с другой.

В основе этого механизма лежат  три элемента: разделение функций работодателей и государства; прогрессивное налогообложение личных доходов; система государственной социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых» возможностей

Смысл первого из этих элементов очевиден, работодателей не интересует социальная справедливость. Они озабочены уровнем доходности фирм и потому стремятся платить людям только за фактический результат их труда за вклад в успех фирмы. Государство же имеет дело с народом «в целом» и решать проблемы стимулирования роста производительности и качестве труда отдельного работника не может.

Зато, в отличие от конкретных фирм, государство  всегда крайне озабочено поддержанием по всей стране социального мира и политической стабильности.

Ради  предотвращения социальных взрывов, вызванных  озлобленностью всевозрастающего числа граждан, живущих в нищете, государство старается обеспечить всем своим подданным приемлемые условия существования и смягчить различия в доходах. Достигается это на основе использования двух остальных элементов упомянутого выше механизма.

Почему  российское государство в основу своей социальной политики должно положить задачу преодоления бедности? Для этого есть много причин, и они общеизвестны. Как было отмечено выше, эта проблема стоит на первом месте среди восьми целей третьего тысячелетия. Но не менее существенным является тот факт, что Россия, провозглашенная в действующей Конституции социальным государством, не может и недолжна, иметь массовую бедность, как это сложилось сегодня.

Вместе  с тем, выявлена еще одна принципиальная причина, которую следует учитывать: существующая бедность крайне негативным образом воздействует на демографические процессы, не только интенсифицируя естественную убыль населения, т.е. непосредственно уменьшая его численность на 700—800 тыс. человек в год, но, что более существенно, снижая качество человеческого потенциала. Об этом свидетельствуют два важных обстоятельства. Одно связано с тем, что более, половины детей рождаются в бедных семьях (см. выше), и около 40% родившихся уже являются больными.

Второе  обстоятельство связано с новыми исследованиями в области смертности российского населения, которые показали жесткую взаимосвязь бедности и смертности, прежде всего, мужчин в трудоспособном возрасте (в младшем трудоспособном возрасте 20—39 лет), большая доля которых слабо адаптирована к новым условиям. Маргиналы вымирают, прежде всего, а среди них — это бедные, безработные, малоквалифицированные и малообразованные.

Следует подчеркнуть, что им не поможет даже обновленное в соответствии с национальным проектом здравоохранение, так как его услугами будут пользоваться в первую очередь социально адаптированные граждане, имеющие доходы значительно выше средних. Если Россия в соответствии с действующей Конституцией — это социальное государство, то его (государства) социальная политика должна усилить защиту.[11, с. 11]

Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения личных доходов. Прогрессивное налогообложение построено так, чтобы не нарушать равноправия граждан. Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества. 

Следовательно, цель прогрессивного налогообложения  доходов может быть сформулирована как сокращение масштабов превышения доходов наиболее состоятельных граждан над средним уровнем дохода граждан страны в данный период времени.

Ещё один важнейший способ смягчения  экономического неравенства это  передача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения через программы социальной помощи.  Эта помощь осуществляется, как правило, в форме различного рода программ социальной поддержки.

Очевидно, первый и самый очевидный способ такой поддержки дать бедным дополнительные денежные средства или возможность получения части товаров бесплатно, либо приобретения их по сниженным ценам. Эту задачу обычно решают с помощью социальных трансфертов, т.е. денежных и материальных пособий беднякам, формируемых за счет средств, собранных с состоятельных граждан страны.

 Нет сомнений в том, что система поддержания уровня доходов, не говоря уже о муниципальной помощи, субсидиях на жилье, законодательстве о минимальной заработной плате, субсидиях, пособиях ветеранам, частных пожертвованиях через благотворительные общества, пенсиях, дополнительных пособиях по безработице и т.д., оказывает существенную помощь в уменьшении бедности. С другой стороны, эта система вызвала в последние годы множество разнообразных критических замечаний.

Неэффективность управления. Оппоненты утверждают, что вынужденное увеличение числа благотворительных программ создает неповоротливую, неэффективную бюрократическую систему, зависящую от огромного управленческого аппарата. Управленческие расходы составляют довольно большую долю всего бюджета многих программ.

Несправедливость. Благотворительные программы порождают существенную несправедливость, потому что люди, в равной степени нуждающиеся, получают неодинаковые пособия. Стимулы к трудовой деятельности. Главный контраргумент состоит в том, что большинство программ по поддержанию уровня доходов ослабляет стимулы к труду, ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых, одаренных и активных граждан в более интенсивной работе ради заработка, так как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого соотношения «заработок-усилия». Этот аспект развращающее воздействие мер социальной поддержки на бедняков. Также они подрывают стимулы к более производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все большую их часть на помощь беднейшим.

Таким образом, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм и наиболее активных состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.

Между тем при нормально отрегулированной экономической системе именно повышенная экономическая активность наиболее одаренных, трудолюбивых или предприимчивых граждан объективно движет экономический прогресс всего общества, ведет к росту «пирога благ», который может быть поделен в данный момент времени.

Вот почему бороться с бедностью необходимо не только и, может быть, даже не столько  за счет социальных трансфертов, сколько  за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.

Наиболее  результативными при этом являются следующие способы: создание равных «стартовых условий» для всех граждан. Это означает, что успех карьеры каждого должен определяться только его врожденными способностями и никакие социальные условия не должны мешать гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого нужно запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым, социальным или иным признакам, обеспечить всем детям нормальные условия для развития (это затрагивает проблемы питания, воспитания, медицинского обслуживания, среднего и высшего образования); расширение возможностей найти работу.

Информация о работе Категориальная сущность бедности