Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа
Актуальность темы. Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.
Объектом исследования является консультативная деятельность социального работника с клиентами, имеющими различные психологические особенности.
Предмет исследования – технологии социального консультирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты консультирования в социальной работе………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды……………………………………………………………………………5
1.2 Методы и основные принципы социального консультирования……………………………………………………………9
Глава 2. Реализация консультирования в практике социальной работы………………………………………………………………………..16
2.1 Взаимодействие социального работника и клиента в процессе консультирования…………………………………………………………..16
2.2 Психологические особенности клиентов службы социальной защиты………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный университет»
Факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Ульяновск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоритические
аспекты консультирования в социальной
работе………………………………………………………………
1.1 Понятие социального
консультирования, его формы и
виды……………………………………………………………………
1.2 Методы и
основные принципы социального
консультирования……………………………………
Глава 2. Реализация
консультирования в практике социальной
работы………………………………………………………………
2.1 Взаимодействие
социального работника и
2.2 Психологические
особенности клиентов службы
социальной защиты…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Быстрые изменения, происходящие в обществе в различных сферах, в том числе в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся существенными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи консультантов.
Консультирование это относительно новая область профессиональной деятельности социального работника, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.
Актуальность темы. Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.
Объектом исследования
является консультативная деятельность
социального работника с
Предмет исследования – технологии социального консультирования.
Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.
Задачи исследования:
в соответствии с поставленной целью,
в работе будут решены следующие
задачи: во-первых, рассмотрение теоретических
аспектов консультирования в социальной
работе, во-вторых, характеристика основных
направлений и методов
Гипотеза исследования: социальное консультирование – одно из приоритетных направлений деятельности в системе социальной работы, которое охватывает огромный спектр социальных проблем. В нашей работе мы выдвигаем предположение о том, что эффективность и успешность социального консультирования во многом зависит не только от профессионального мастерства специалиста-консультанта, соблюдения всех условий, правил и процедур консультативного процесса, но и от профессиональной компетенции в том или ином вопросе, в зависимости от социального запроса клиента. А также самоактуализации клиента в решении собственных проблем.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУДЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды
Современное
общество и протекающие в нём
процессы ставят перед
Разумеется,
ряд проблем, с которыми
При этом, о потребности в консультации можно говорить только в случае, если человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.
В настоящее
время в теории и практике
социальной работы существуют
два основных
1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность: направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья, это рассматривается как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.
Реализация
процесса социального
По объекту
воздействия выделяют
Более
широкий спектр разновидностей
социального консультирования, можно
выделить по такому основанию
как характер и содержание
обсуждаемых и решаемых с
Ещё одним
основанием для выделения
1. Рефлексивное
консультирование, т.е. совместное
с клиентом осмысление какой-
2. Проектное
консультирование, включающее поиск
и построение возможной
3. Технологическое
консультирование, предполагающее
поиск оптимальной
4. Прогностическое
консультирование, представляющее
собой построение идеальной
Многообразие
видов социального
В этом реализуются важные принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности - уважение к личности человека, его правам, неприкосновенности частной жизни.
Человек,
столкнувшийся с какой-либо
1.2 Методы
и основные принципы
Методы социального консультирования можно разделить на две группы.
Первая группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.
Вторая группа. Консультант стремится развить у организации способности самостоятельного решения проблем.
Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.
Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.
Недирективный – позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.
Рассмотрим методы
консультирования: проективное консультирование,
рефлексивное консультирование, консультирование
процесса, прогностическое
Проективное консультирование – консультант ставит диагноз и разрабатывает предложения. Консультант не обучает клиента использованию методов диагностики и решения проблем и не принимает участие в процессе внедрения своих предложений.
Способ консультирования процесса – диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта – подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.