Консультирование в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.
Объектом исследования является консультативная деятельность социального работника с клиентами, имеющими различные психологические особенности.
Предмет исследования – технологии социального консультирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты консультирования в социальной работе………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды……………………………………………………………………………5
1.2 Методы и основные принципы социального консультирования……………………………………………………………9
Глава 2. Реализация консультирования в практике социальной работы………………………………………………………………………..16
2.1 Взаимодействие социального работника и клиента в процессе консультирования…………………………………………………………..16
2.2 Психологические особенности клиентов службы социальной защиты………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский  государственный университет»

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра педагогики профессионального образования  и социальной деятельности

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ  В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

 

                                             

 

                                    Выполнила:

                                                             студентка группы СР-О-12/1

                                           Ибрагимова Р.Ф.

 

                                                        Научный руководитель:

                                                              доктор педагогических наук,

                                 профессор

                                       Булынин А.М.

 

 

 

 

 

Ульяновск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоритические аспекты консультирования в социальной работе………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды……………………………………………………………………………5

1.2 Методы и  основные принципы социального  консультирования……………………………………………………………9

Глава 2. Реализация консультирования в практике социальной работы………………………………………………………………………..16

2.1 Взаимодействие  социального работника и клиента  в процессе консультирования…………………………………………………………..16

2.2 Психологические  особенности клиентов службы  социальной защиты………………………………………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Быстрые изменения, происходящие в обществе в различных сферах, в том числе в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся существенными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи консультантов.

Консультирование  это относительно новая область  профессиональной деятельности социального  работника, которая сравнительно недавно  выделилась в качестве самостоятельной  сферы деятельности наряду с традиционными  формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных  с трудностями в межличностных  отношениях, где основным средством  воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.

Актуальность  темы. Современный этап развития профессионального  мира характеризуется возросшей  потребностью в специалистах, способных  успешно реализовывать себя в  изменяющихся социально-экономических  условиях.

Объектом исследования является консультативная деятельность социального работника с клиентами, имеющими различные психологические  особенности.

Предмет исследования – технологии социального консультирования.

Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.

Задачи исследования: в соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие  задачи: во-первых, рассмотрение теоретических  аспектов консультирования в социальной работе, во-вторых, характеристика основных направлений и методов консультирования, наконец, в-третьих, анализ возможностей применения консультативной деятельности на практике.

Гипотеза исследования: социальное консультирование – одно из приоритетных направлений деятельности в системе социальной работы, которое охватывает огромный спектр социальных проблем. В нашей работе мы выдвигаем предположение о том, что эффективность и успешность социального консультирования во многом зависит не только от профессионального мастерства специалиста-консультанта, соблюдения всех условий, правил и процедур консультативного процесса, но и от профессиональной компетенции в том или ином вопросе, в зависимости от социального запроса клиента. А также самоактуализации клиента в решении собственных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУДЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

1.1 Понятие  социального консультирования, его  формы и виды

 

   Современное  общество и протекающие в нём  процессы ставят перед человеком  целый ряд проблем, с которыми  не сталкивались даже его ближайшие  предшественники. Это обусловлено  такими факторами, как ускорение  темпов социальной мобильности,  принципиальное изменение базовых  норм и ценностей общества, ускорение  темпов его урбанизации, расширение  ценностно-нормативных границ человеческого  поведения и деятельности, рост  уровня социальной автономности  личности и т.п. Перечисленные  и многие другие факторы, ставят  большинство людей перед необходимостью  выбирать какой-либо единственный  способ решения социальной или  личностной проблемы из множества  возможных, каждый из которых  существенно отличается от других.

   Разумеется, ряд проблем, с которыми сталкивается  человек, он может успешно решить  либо самостоятельно, либо с помощью  близких ему людей. Но в ряде  случаев ему не хватает знаний, опыта, информации и т. п.  Тогда человек вынужден прибегнуть  к помощи специалиста, т.е. получить  консультацию.

   При этом, о потребности в консультации можно говорить только в случае, если человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.

   В настоящее  время в теории и практике  социальной работы существуют  два основных взаимодополняющих  друг друга подхода к определению сущности консультирования [11. с. 135-136].

   1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность: направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья, это рассматривается как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

   2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

   Реализация  процесса социального консультирования  на практике требует дифференцированного  подхода к этому виду деятельности, что проявляется в существовании  различных его видов. Как любое  социальное явление, социальное  консультирование можно классифицировать  по разным основаниям. Рассмотрим  подробнее некоторые из них.

   По объекту  воздействия выделяют индивидуальное  консультирование, предполагающее  работу с отдельным человеком,  и групповое консультирование, когда  объектом воздействия специалиста  является собой какая-либо группа  или коллектив. Следует иметь в виду, что объектом социального консультирования может быть только малая социальная группа - семья, студенческая группа и т.п.

   Более  широкий спектр разновидностей  социального консультирования, можно  выделить по такому основанию  как характер и содержание  обсуждаемых и решаемых с клиентом  проблем. Многообразие проблем  и сложностей, с которыми сталкивается  на протяжении своей жизни  каждый человек, приводит к  существованию таких видов консультирования  как медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие. Эти виды социального консультирования хорошо знакомы каждому человеку, который хоть раз обращался за помощью в решении различных проблем к соответствующему специалисту - врачу, медику, юристу, чиновнику и т.п.

   Ещё одним  основанием для выделения видов  социального консультирования является  целевая установка клиента, т.е.  цели, которые он преследует, обратившись  за помощью к консультанту. В  этом случае можно говорить  о существовании более сложных  видов рассматриваемой деятельности.

   1. Рефлексивное  консультирование, т.е. совместное  с клиентом осмысление какой-либо  жизненной ситуации, её анализ, поиск  приоритетов, возможностей изменения  и развития. Процесс консультирования  в этом случае превращается  в совместное размышление, а  основная задача и функция  консультанта - выслушать клиента  и понять причины его затруднений  и сложностей. Работа психоаналитика  или психотерапевта часто осуществляется  именно в такой форме [16. с. 224].

   2. Проектное  консультирование, включающее поиск  и построение возможной программы  (проекта) преобразования сложившейся  ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация - программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.

   3. Технологическое  консультирование, предполагающее  поиск оптимальной последовательности  действий для решения конкретной  проблемы или задачи. Это консультация - рекомендация, где консультант  - это человек, обладающий необходимыми  знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит  у педагога родитель, столкнувшийся  с необходимостью гармонизации  отношений со своим ребёнком.

   4. Прогностическое  консультирование, представляющее  собой построение идеальной модели  возможного, вероятного состояния  конкретной ситуации при сохранении  или отсутствии каких-либо тенденций.  Это консультация - предвидение,  где консультант - это человек,  который способен подняться над  ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в  ней возможности развития, как  позитивного, так и негативного  характера. В таком случае появляется  возможность вскрыть имеющиеся  у клиента перспективы и выработать  на этом основании определённую  программу действий [10. с. 22-23].

   Многообразие  видов социального консультирования  позволяет, тем не менее, говорить  о существовании ряда универсальных  его характеристик. Одной из  них является то, что, будучи  методом оказания социальной  помощи, видом социальных услуг,  социальное консультирование независимо  от своей видовой принадлежности  оказывается на добровольной  основе тому, кто в этой услуге нуждается [14. с. 253].

В этом реализуются  важные принципы социальной работы как  вида профессиональной деятельности - уважение к личности человека, его  правам, неприкосновенности частной  жизни.

   Человек,  столкнувшийся с какой-либо проблемой  и не имеющий возможности решить  её самостоятельно, может осознать  и обозначить зону собственных  затруднений, но, как правило,  не представляет, что именно и  каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена. Следовательно,  он не может точно указать  какая именно помощь или услуга  ему необходима для преодоления  возникшего затруднения. В такой  ситуации консультант и приходит  на помощь, реализуя на практике  вышеназванные виды социального  консультирования.

 

1.2 Методы  и основные принципы социального  консультирования

 

Методы социального  консультирования можно разделить  на две группы.

Первая  группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.

Вторая  группа. Консультант стремится развить у организации способности самостоятельного решения проблем.

Это разделение на группы зависит от поведенческих  ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.

Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.

Недирективный – позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.

Рассмотрим методы консультирования: проективное консультирование, рефлексивное консультирование, консультирование процесса, прогностическое консультирование, диагностическое интервью, элемент  социально-психологического тренинга, игровые методы.

Проективное консультирование – консультант ставит диагноз и разрабатывает предложения. Консультант не обучает клиента использованию методов диагностики и решения проблем и не принимает участие в процессе внедрения своих предложений.

Способ  консультирования процесса – диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта – подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.

Информация о работе Консультирование в социальной работе