Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа
Актуальность темы. Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.
Объектом исследования является консультативная деятельность социального работника с клиентами, имеющими различные психологические особенности.
Предмет исследования – технологии социального консультирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты консультирования в социальной работе………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды……………………………………………………………………………5
1.2 Методы и основные принципы социального консультирования……………………………………………………………9
Глава 2. Реализация консультирования в практике социальной работы………………………………………………………………………..16
2.1 Взаимодействие социального работника и клиента в процессе консультирования…………………………………………………………..16
2.2 Психологические особенности клиентов службы социальной защиты………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Рефлексивное консультирование – один из методов, основанный на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны. Рефлексия – механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы и отмечающий неудачные.
Рефлексивное консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностным опытом, новыми возможностями и навыками.
Прогностическое консультирование – консультирование, ставящее своей целью предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений. Оно состоит в подготовке рекомендаций, предложений, проектов о том, в каком направлении желательно развитие объекта.
Интервью как метод консультирования предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих возможности клиента.
Пятишаговая модель интервью:
1) достижение
взаимопонимания. Консультант
2) сбор информации. Консультант решает вопросы: "Зачем клиент пришел?", уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы;
3) определение
желаемого результата (клиенту предлагается
определить свой идеал, а
4) выработка
альтернативных решений (
5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию.
Игровые методы в консультировании. Их используют, когда консультант не может сразу предложить решение проблемы. Он провел диагностику, выяснил трудности, но сформулировать полезные рекомендации не может. Возможен другой вариант. Консультант знает решение проблемы, но появились сомнения, что клиент примет его рекомендации.
В обоих случаях консультант хочет, чтобы клиенты самостоятельно прошли путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагается деловая игра.
При проведении игры создаются проблемные группировки, представляющие различные точки зрения и разные цели. Консультант составляет программу проведения игры, в которой обосновывает ее необходимость, кратко излагает правила игры.
Деловая игра состоит из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.
Этапы игры: диагностика – игра – реализация.
Социально-психологический тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, анализировать ситуацию и себя в ней), умение адекватно воспринимать себя и окружающих.
В процессе тренинга корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Кроме рассмотренных
методов решения проблем
Ещё одной
универсальной характеристикой
социального консультирования
1. Принципы
организации социального
1.1. Принцип
анализа подтекста,
1.2. Принцип
отказа от конкретных
1.3. Принцип
системности, позволяющий
1.4. Принцип
уважения личности клиента,
2. Принципы
осуществления социального
2.1. Принцип
компетентности и
2.2. Принцип
доверительности и
2.3. Принцип
конфиденциальности, гарантирующий,
что полученная консультантом
в процессе консультации
2.4. Принцип
результативности, направленный на
то, чтобы усилия консультанта
либо помогли клиенту решить
возникшую у него проблему, либо
создали для этого необходимые
условия. При этом ведущая
Для успешной и
эффективной организации и
1. Принцип
заинтересованности клиента,
2. Принцип
ситуативного контроля, соблюдение
которого позволяет
3. Принцип
органичности и естественности,
заключающийся в том, что
4. Принцип
незавершённости, направленный
Реализуя
эти принципы в практике своей
профессиональной деятельности, консультант
всегда должен помнить о том,
что ведущая роль в процессе
консультирования принадлежит
2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Взаимодействие
социального работника и
Социальной работе как профессиональной деятельности присущи специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом по социальной работе и клиентом. В процессе социальной работы используются в основном субъект — субъектные отношения, причем помощь ориентирована, прежде всего, на активизацию потенциала самозащиты индивида или группы или носит лишь вспомогательный характер.
Социальная работа состоит из трех основных структурных элементов: субъекта, активность которого направлена на объект или другого субъекта; объекта, на которого направлена активность субъекта; активность, или энергия субъекта, направленная на объект или другого субъекта, выступающая в самых различных формах в зависимости от целого ряда обстоятельств. Каждый из трех структурных элементов включает в себя коммуникативную деятельность, так как социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей.
Социальная работа как вид деятельности является в сущности коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие, понимаемое в широком смысле слова, — это взаимосвязь, смысловой аспект взаимодействия. Основная цель взаимодействия социального работника и клиента — оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:
— увеличение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
— создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;
— адаптация или реадаптация людей в обществе.
Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.
Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Так, например, к первой группе относятся вопросы о характере проблемы клиента (потеря работы, развод, инвалидность и т.п.), с одной стороны, и об особенностях клиента, с другой.
Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.
Взаимодействие
социального работника и
Социальная терапия
осуществляется с помощью комплекса
мер социально-экономического и
организационно-
Характер и содержание этих мер обусловливаются показателями социального диагноза и спецификой самих социальных отношений или действий, при обязательном использовании в каждом конкретном случае допустимых, с точки зрения права и морали, приемов и способов проверки полученных результатов [13. с. 123].
Социальная терапия на индивидуально-личностном или семейном уровнях осуществляется с целью социальной адаптации и реабилитации индивида, а также разрешения конфликтных ситуаций на средовом уровне.
В процессе социально-терапевтического взаимодействия социального работника и клиента важное значение имеет вербальное и невербальное поведение. Как известно, жизненный опыт человека выражается с помощью двух способов: вербальным (языком слов) и невербальным (языком тела). Человеческая способность вербально-речевого общения возникла из необходимости постоянных межличностных контактов или взаимодействия в процессе различных видов общественной деятельности. Вербальная коммуникация преимущественно определяется законами психолингвистики и связана с формированием высказывания (экспрессивная речь) и его восприятием реципиентом (импрессивная речь) [10. с. 258].