Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа
Актуальность темы. Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.
Объектом исследования является консультативная деятельность социального работника с клиентами, имеющими различные психологические особенности.
Предмет исследования – технологии социального консультирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты консультирования в социальной работе………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды……………………………………………………………………………5
1.2 Методы и основные принципы социального консультирования……………………………………………………………9
Глава 2. Реализация консультирования в практике социальной работы………………………………………………………………………..16
2.1 Взаимодействие социального работника и клиента в процессе консультирования…………………………………………………………..16
2.2 Психологические особенности клиентов службы социальной защиты………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
В современной
психологии невербальная коммуникация
оценивается как более
Особенность социально-терапевтического контакта состоит в том, что в процессе взаимодействия с клиентом социальный работник воздействует на видение клиентом проблемы и тем самым на его поведение. Возникающая в результате этого интеракция ведет к определенному типу отношений. Таким образом, выбор стратегий действия преследует следующие цели [3. с. 51-52]:
— воздействовать на клиента;
— установить с ним нужные отношения.
Г.Бернлер, Л.Юнссон предлагают трехчастную модель действия, которая охватывает три группы стратегий действия, различающихся по уровням управления и действия.
Во-первых, это
стратегии, нацеленные на непосредственное
осуществление изменений путем
воздействия на базовый уровень.
Они не требуют понимания со стороны
клиента. Терапевт добивается изменений
в жизненной ситуации клиента
с помощью собственных
Во-вторых, это действия, целью которых является побуждение клиента изменить свои базовые действия. Понимание системных процессов в этом случае основывается на обобщениях, т.е. для того, чтобы советы и предложения могли иметь эффект, надо, чтобы клиент обладал теми же качествами, что и другие люди, в том числе и сам терапевт. Терапевт добивается изменений в жизненной ситуации клиента путем прямого управления. В этом случае терапевт берет на себя ответственность за то, какого рода изменения необходимо осуществить, тогда как клиент отвечает за осуществление действий.
В-третьих, это
действия, направленные на внутреннее
изменение системы, что впоследствии
может привести к изменениям поведения
клиента. Эти действия требуют от
социального работника
Такая трехчастная модель действия не предполагает использования только одной из стратегий. Как правило, в практике применяются все типы подходов, так как жизнь клиентов социальной терапии полна проблем, что обусловливает возможность применения разных типов поведения терапевта.
Необходимыми условиями установления и поддержки социально-терапевтического контакта, по мнению Роджерса, являются следующие характерные шаги терапевтической помощи:
— клиент приходит за помощью;
— определяется ситуация;
— поощряется свободное выражение;
— советующий принимает и проясняет;
— происходит постепенное выражение позитивных чувств;
— обнаружение позитивных импульсов;
— проявление инсайта (т.е. догадки, озарения);
— пояснение выбора;
— позитивные действия;
— возрастание инсайта;
— растет независимость;
— уменьшается потребность в помощи.
Этот последовательный ряд событий, предусматривающий не один сеанс, раскрывает этапы деятельности терапевта, побуждающей клиента при одобрении и поддержке определить собственный путь, чтобы в результате уже не нуждаться в поддержке [15. с. 45-46].
Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.
Результат консультирования
во многом зависит от достижения взаимопонимания
между консультантом и
Вызвать к себе
эмоционально-положительное
Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике соответствующие приемы и методы. Хороший консультант должен обладать семью качествами:
1. эмпатией, или способностью видеть мир глазами другого человека;
2. уважением к
клиенту, способностью
3. конкретностью, четкостью;
4. знанием самого
себя и умением оказывать
5. искренностью,
умением вести себя
6. соответствием, то есть умением вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений»;
7. сиюминутностью, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи [5. с. 115].
2.2 Психологические особенности клиентов службы социальной защиты
Клиент выступает в зарубежной теории социальной работы в феноменологическом ключе как неразрывность личности и ее бытия. В том же ключе понятие «клиент» в интерпретации теоретиков социальной работы предстает как знак, развитие которого определяется расширением сфер практики и языковым понятийным сознанием. Эти процессы определяют постоянное наполнение понятия новыми смыслами. Поэтому и понятие «клиент» имеет различные толкования на уровнях теории и практики, претерпевает свое —наблюдаемое и ненаблюдаемое — культурно-историческое изменение.
Чтобы пояснить эти подходы на конкретном примере, обратимся к истории развития социальной работы в США и динамике изменения понятия «клиент».
1912 год. В центре
внимания социальных
1927 год. Происходит изменение субъектности клиента. Им делается субъект, имеющий проблемы с адаптацией в обществе. Действия социальных работников направлены на интеграцию его в существующую систему (или — расширение знака и его дифференциация).
1929—1933 годы. Великая
депрессия. Экономический
1946 год. Клиент
— представитель среднего
1963 год. Клиент
в кругу семейных вопросов. Рефлексия
различных уровней проблем:
1987 год. Клиент— любой субъект, имеющий проблемы. Им может быть индивид, группа, сообщество. В центре внимания социальных работников — проблемы интеграции и нормального функционирования субъекта [20. с. 17].
Однако структурное изменение знака происходит и в логике синхронических подходов. Они диктуются повседневной практикой, повседневными интерактивными процессами.
В их основе:
— роль клиента;
— мифы клиента, тот запрос, с которым он приходит к социальному работнику;
—система поведения
клиента — социального
Все эти доминанты являются ситуационными переменными. Они формируют синхронические смыслы субъектности клиента и дают основу для формирования имплицитных концепций его типологии. Типология клиента связана со спецификой его запроса и видом помощи, которую оказывает социальный работник.
Что касается отечественных социальных работников, то они разделили клиентов, получающих гуманитарную помощь, на три большие группы: «агрессоры», «вежливые», «немые».
«Агрессора» характеризует эмоциональная жестикуляция; его требования сопровождаются угрозами и разоблачениями. Он высказывает свое недовольство, видит во всем обман и унижение личного достоинства.
«Вежливый» клиент в процессе общения и взаимодействия за все благодарит социального работника, просит извинения за те хлопоты, которые он доставляет, ищет предлог, чтобы продлить общение и контакт.
Поведение «немого»
клиента связано с
Те социальные работники, которые ведут прием населения, сталкиваются с иными запросами, и потому у них иная классификация клиентов. В ее основе лежит экзистенциальная проблематика субъекта, которую он презентирует в той или иной форме:
— справедливость;
— законность;
— смысл существования;
— ответственность.
Запрос клиента
(базирующийся на данных доминантах) вызывает
ответные чувства и как бы предопределяет
поведение социального
На несовпадении ожиданий, поведения, требований социального работника и клиента также может строиться имплицитная типология, поскольку это один из процессов, влияющих на формирование и расширение понятийного поля теории социальной работы [4. с.37]
Однако процесс взаимодействия социального работника и клиента осложняется тем, что нередко и логика запросов, и характерное поведение клиентов объясняются патологическими отклонениями от нормы. Это заставляет социального работника расширять свою имплицитную концепцию типологии субъекта за счет смыслов, понятий и подходов, выработанных теорией и практикой смежных дисциплин, таких, как медицинская психология, психопатология, психиатрия.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛИЕНТУ
Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к личности нуждающегося постепенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влияние на развитие методов, а также на научную рефлексию социальной работы оказали исследования в области психиатрии, психотерапии и психологии личности. К теории и практике социальной работы применяются методы психоанализа, гуманистической психотерапии. Школы и направления социальной работы при объяснении индивидуальных поступков человека, его поведения, эмоциональных реакций и т.д. опираются на концепции и идеи З.Фрейда, К.Юнга, К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Эриксона и других психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности, разработанные этими и последующими исследователями, находят отражение в подходах к феномену клиента социальной работы, определяют ту или иную стратегию взаимоотношений с ним, позволяют сформировать различные интерпретационные инструментарии к проблемам и ситуациям клиентов. Особое влияние на подход к клиенту в теории и практике социальной работы оказали психодинамические, гуманистические и системные психологические концепции.
Психодинамический подход к личности клиента
Психодинамический подход базируется на психоанализе З.Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, понимаются как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Первоначально при данном подходе жестко определялись установки пациента и необходимые процедуры, тем самым, как и в медицинской практике, выстраивались директивные принципы взаимоотношений,
Однако сам З.Фрейд позднее приходит к идее о том, что взаимоотношения между психоаналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта и соответственно могут мешать или помогать решению проблем пациента [7. с. 16-21]. Психоаналитики считают, что пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. Отсюда, по мнению К.Хорни, перед пациентом стоят три задачи: