Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа
Актуальность темы. Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.
Объектом исследования является консультативная деятельность социального работника с клиентами, имеющими различные психологические особенности.
Предмет исследования – технологии социального консультирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты консультирования в социальной работе………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды……………………………………………………………………………5
1.2 Методы и основные принципы социального консультирования……………………………………………………………9
Глава 2. Реализация консультирования в практике социальной работы………………………………………………………………………..16
2.1 Взаимодействие социального работника и клиента в процессе консультирования…………………………………………………………..16
2.2 Психологические особенности клиентов службы социальной защиты………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
• «выразить себя как можно полнее и откровеннее;
• осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь;
• выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром».
Метод свободных
ассоциаций помогает выяснить природу
конфликта, обнаружить изначальные
проблемные ситуации пациента. На основании
способности — неспособности
«порождать» свободные
• пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают страхи или внутренние запреты;
• пациенты, которые носят «маски», не позволяющие выходить на свободные ассоциации;
• пациенты, не способные порождать свободные ассоциации без активного вмешательства аналитика [18. с. 301-309].
Выявление природы проблем клиента осуществляется через понимание симптоматики не только аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента, имеют особое значение в психодинамическом походе к социальной работе, в частности в понимании клиента и его проблемы.
Гуманистические подходы к клиенту
Гуманистические подходы к личности клиента были разработаны К.Роджерсом. Его подход к терапии (гр. therapeia — забота, уход, лечение) и к личности клиента строился на ценностных позициях философии любви. Под любовью К.Роджерс понимал то, что древние греки вкладывали в понятие «агапе», то есть любовь-служение, любовь-деятельность на благо ближнего. Лечение любовью представляет собой сложный процесс, включающий в себя знания личности клиента, понимание роли терапевта и терапевтических усилий, необходимых и достаточных для изменения ситуации клиента [7. с. 41-42].
Клиент в терапевтическом процессе представляет собой субъекта, который находится в постоянной тревоге из-за несоответствия между стремлением «быть самим собой» и «смертельным страхом быть самим собой», между стремлением осознать свой реальный жизненный опыт и «в то же время страхом это сделать». По мнению К.Роджерса, стремлению клиента «быть самим собой» мешают определенные стереотипы, осложняющие его жизненное функционирование. К ним Роджерс относит подчинение образу «кем я должен быть» и страх «отойти от «Я», которым на самом деле я не являюсь». Человек, находящийся под таким давлением, не может самоактуализироваться, развиваться на основе самодостаточности и своего жизненного опыта, он не может даже полностью функционировать. Полноценно функционирующего человека, осознающего свой личный, индивидуальный, нонконформистский социализированный опыт, отличает конструктивное поведение, которое соответствует реальности и ведет к «обогащению не только своей личности, но и личностей окружающих людей» [9. с. 254].
Для того чтобы клиент стал «полноценно функционирующим человеком», необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, безусловно положительном отношении к клиенту:
1. Позитивное
изменение личности клиента
2. Клиент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и встревожен.
3. Терапевт является
гармоничным и интегрированным,
4. Терапевт испытывает
безусловное позитивное
5. Терапевт испытывает
эмпатическое понимание
6. Необходимо передать эмпатийное и безусловное позитивное понимание клиенту [19. с. 564-567].
Гуманистический подход К.Роджерса оказал влияние на становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, на принципы их отношений. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя
итог, следует еще раз подчеркнуть,
что социальное консультирование –
это особая форма оказания помощи
путем целенаправленного
Социальное консультирование, как одно из приоритетных направлений профессиональной социальной работы, решает ряд целей и задач, которые во многом ориентированы на предоставление определенного рода информации рекомендательного характера. Специалист-консультант в силу профессиональных требований и, исходя из этических принципов социального работника, не имеет право навязывать клиенту выполнять те или иные действия, в его компетенции только предложить альтернативные и наиболее оптимальные пути решения трудной жизненной ситуации.
В настоящее время
наблюдается тенденция к
В своей деятельности специалисты-консультанты сталкиваются с различного рода проблемами клиентов. Иногда от консультанта в ходе консультирования требуется просто предоставить ту или иную разовую информацию, а иногда для решения проблемы клиента требуется длительный процесс оказания консультативной помощи. В данном случае специалист-консультант должен строить свою совместную деятельность с клиентом, проходя все необходимые этапы консультативного процесса.
Эффективность и результативность социального консультирования во многом зависит, конечно же, от компетенции специалиста-консультанта, от его профессиональных знаний и умений, но без определенной мотивации самого клиента на решение проблемы, успешность консультирования снижается. Если клиент, обратившийся за помощью, сам настроен на решение своей проблемы и готов принимать те альтернативные модели поведения, которые предлагает консультант, то существует реальная вероятность разрешения трудной жизненной ситуации или, по меньшей мере, снижение ее актуальности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в ходе исследования была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза, которая звучала следующим образом: социальное консультирование – одно из приоритетных направлений деятельности в системе социальной работы, которое охватывает огромный спектр социальных проблем. Эффективность и успешность социального консультирования во многом зависит не только от профессионального мастерства специалиста-консультанта, соблюдения всех условий, правил и процедур консультативного процесса, но и от профессиональной компетенции в том или ином вопросе, в зависимости от социального запроса клиента. А также самоактуализации клиента в решении собственных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М. : Независимая фирма "Класс", 1999. – 208 с.
2. Баркер Р. Словарь социальной работы. – М.: Изд-во «Логос», 1994. – 645 с.
3. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. – М.: РУ ВНИИМ, 1992. – 342 с.
4. Варга А.
Профессиональный отбор
5. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
6. Казаков, Ю.Н. Инструментарий социальных технологий: Психологические аспекты: Учебное пособие / Ю.Н.Казаков. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998. – 100 с.
7. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – СПб., 1997. – 148 с.
8. Кузнецова Л.П.
Основные технологии
9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
10. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.
11. Словарь-справочник по социальной работе. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
12. Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1997. – 560 с.
13. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. – М.: Союз, 1997. – 358 с.
14. Социальные технологии: Толковый словарь. – М., 1994. – 286 с.
15. Справочное пособие по социальной работе / Отв. ред. Панов А.М., Холостова Е.И. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
16. Теория и практика социальной работы. В 2-х т. – М.: Союз. –1994.
17. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 347 с.
18. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М., 1993. – 408 с.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб. Питер. Пресс, 1997. – 608 с.
20. Johnson L. Social Work Practice. – Boston, 1989.