Контрольная работа по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.

Содержание

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92

Вложенные файлы: 1 файл

SOZIALOG.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

В групповой стратификации оцениваются  и ранжируются не отдельные индивиды, а целые группы. Групповая стратификация  характеризуется:

• наличием или отсутствием целей - достижения;

• определением или отсутствием задач реализации;

• способностью группы и ее лидеров  реагировать на изменения внешней  среды;

• желанием представлять реальную возможность  человеку для его мотивации и  самореализации;

• организационно-управленческой структурой, иерархией;

Приведем пример групповой стратификационной  структуры, такой социальной группы, как предприятие. Реализация целей, которые стоят перед социальной организацией предприятия, требует  согласованного взаимодействия всех ее звеньев. Система официальных отношений, определяемых приказами, инструкциями и нормативами, есть целевая (административная) организация управления. Она состоит из целевых групп - работников самостоятельных подразделений внутри предприятия (цехов, отделов, служб). К производственным целевым группам относятся группы, которые состоят из бригад, лабораторий, секторов и т.д., субъекты которых вступают в непосредственные контакты друг с другом.

На этом уровне социальные отношения  проявляют себя в форме межличностного общения. В микросреде первичного трудового коллектива в персонифицированном виде отражается вся стратификационная система и содержание социальных отношений конкретного типа общества. Вполне естественно, что в процессе непосредственного общения люди не осознают того, что они воплощают в своей деятельности сложные социально-экономические отношения и, прежде всего, отношения дифференциации и расслоения.

В социальной организации предприятия  особое значение имеет должностная  структура, то есть строение и взаимодействие групп работников предприятия по их месту в иерархической структуре управления. Признаком социальной позиции в должностной иерархии группы являются:

- количество подчиненных;

- уровень образования и квалификации;

- число работников, на социальную  мобильность которых оказывают влияние принимаемые решения;

- количество нижестоящих звеньев  управления;

- экономические показатели контролируемых  материальных ресурсов;

- показатели создаваемых материальных  благ в натуральном и стоимостном  выражении.

Необходимо выделять в рамках социальной стратификации организации (предприятия) следующие должностные группы: рабочие, служащие, специалисты, старшие служащие и специалисты; руководители первичных рабочих групп (бригадиры, мастера, руководители бюро, сектора в составе отделов); руководители автономных подразделений (цехов, отделов, самостоятельных бюро и секторов); руководители предприятий.

Каждая должностная группа характеризуется  ролевыми функциями. Например, от мастера  промышленного предприятия ожидают: знаний индивидуальных особенностей работников, их интересов и склонностей; наличия организаторских способностей и умения руководить людьми; профессиональных знаний технических и технологических. Иные ролевые характеристики у более высокого ранга - руководителей предприятия. Эта категория работников занята функциями стратегического управления, планирования и маркетинга, решением административных, дисциплинарно-мотивирующих, воспитательных задач. Руководители подразделений и предприятий - это не только должностная категория, но и профессиональная. Профессией этой категории работников является не столько технологическая или конструкторская деятельность, сколько управление людьми, осуществление властных полномочий. Поэтому их значение в социальной стратификации предприятия является решающим.

Осмысление реальностей социальной стратификации, на наш взгляд, необходимо начинать с позиции отдельного индивида. Каждый человек имеет множество позиций в организации. В свою очередь, любая из социальных позиций предполагает определенные права и обязанности человека.  Это есть его «статус». Главный статус - это социальный статус, это престиж человека в жизни, то есть проявление типологических свойств и качеств личности в труде, общении и познании. Данные от рождения статусы (гендерные (половые) различия, этническое происхождение и др.), называются «предписанными статусами». Статусы, которые приобретаются человеком прижизненно (профессия, состояние в браке и т.д.). Это - приобретенные статусы.

В рамках статуса человеку предоставляется  жизненное пространство, ресурс, открывающие для него возможности самореализации. Человек может приобрести, используя этот ресурс, приоритетные позиции в системе власти и распределения материальных благ. В целом статус определяется множеством показателей, которые задаются внешней социокультурной средой: престиж профессии, уровень дохода, качество образования, объем властных полномочий, размер собственности и др.

Со статусом человека связаны выполняемые  им социальные роли, как модели поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе связей и отношений. Каждый статус, как правило, включает в себя множество ролей. Это называется ролевым набором.

Для описания многообразия различий между людьми существует общее понятие, по отношению к которому «социальная  стратификация» является видовым понятием. Это понятие называется «социальная дифференциация». Оно отражает типологические различия макро- и микрогрупп, различия между индивидами как по объективным характеристикам (экономическим, демографическим, образовательным, профессиональным и т.д.), так и по субъективным (социальный интерес, стиль жизни и поведения, ценностные ориентации и т.д.). Дифференциация выступает показателем динамики социального взаимодействия, многообразия, движущей силой развития социальных организаций, их систем и структур. Именно в этом аспекте данное понятие было использовано Спенсером при объяснении универсального для общества процесса возникновения и становления функционально специализированных социальных институтов и разделения труда между людьми.

Большое значение в стратификации и социальной дифференциации имеет: профессиональный престиж как субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности. Впервые социологические исследования профессионального престижа были проведены в 1947 году Национальным центром изучения общественного мнения США.

С понятием престижа тесно связано  понятие общественной репутации (public honor) как формально признанное превосходство человека, группы, организации, класса в сравнении с другими.

В советском обществе традиционно был значителен престиж профессионального высшего образования. Получить высшее образование, стать специалистом в своей области означало и возможность продвижения по служебной лестнице. В постсоветском обществе ситуация резко изменилась: люди с высшим образованием утратили свои позиции в обществе, которое ранее обеспечивало им не только социальный престиж, но и относительно благополучное материальное положение.

В социологии представлено несколько  стратификационных критериев, по которым  можно рассматривать общество как систему. С каждым критерием связаны определенные способы детерминации поведения человека, группы и воспроизводства социального неравенства. Характер социальной дифференциации и методы ее утверждения в своем единстве образуют определенную стратификационную систему. Кратко рассмотрим типы стратификационных систем:

• физико-генетическая, в основе которой, лежит расслоение индивидов по естественным признакам: полу, возрасту, наличию  определенных физических качеств - силе, ловкости, красоте и др.;

• авторитарная основана на прямом насилии  и личной зависимости. Неравенство  здесь детерминируется (определяется) не физическим, а военно-юридическим  принуждением, например, дифференциация социальных групп осуществляется по наличию или отсутствию гражданских прав, или прав собственности;

• кастовая предполагает этнические различия, закрепленные религиозным  порядком и ритуалами. Каждая каста - это замкнутая структура, занимающая строго определенное место в общественной иерархии. Поскольку социальное положение человека в кастовой системе передается по наследству, возможности его мобильности крайне ограничены. Чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество;

• сословная стратификационная  система предполагает различия групп людей не по этнически-религиозным или экономическим признакам, а по их юридическим правам, которые жестко связаны с обязанностями. Причем, последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке; принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы отношений;

• этакратическая, в которой дифференциация между группами происходит по их положению  во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны получать, исходя из своих властных полномочий. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, их престиж зависят здесь от формальных статусов, которые группы имеют во властных иерархиях. Демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные различия играют в данном случае вторичную производную роль. Характер дифференциации находится под контролем государственной бюрократии; чем более последняя авторитарна, тем более этакратическая система проявляет себя самостоятельной силой;

• социально-профессиональная стратификационная  система разделяет группы по содержанию и условиям труда, его разделения. Особую роль здесь выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли. Поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (разрядов по оплате труда, дипломов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем общества;

• классовая система является частным  случаем социальной стратификации. В отличие от предыдущих типов систем, принадлежность к классам - буржуа, рабочих, крестьян, самостоятельных фермеров, промышленных предпринимателей и т.п. - не регламентируется государством, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются лишь имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система не содержит внутренних формальных барьеров и жестких ограничений (например, экономические успехи автоматически переводят людей в более высокую социальную группу, классовую структуру);

 • культурно-символическая система стратификации возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, интерпретировать и сохранять эту информацию. Для доиндустриальных обществ характерно теократическое манипулирование информационными потоками; для индустриальных - партократическое; для постиндустриальных - технократическое;

• культурно-нормативная. Здесь дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих из сравнения  стилей жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, способы общения и этикет, профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон - все это ложится в основу социального расслоения.

Все названные типы стратификационных  систем - это не более чем «абстрагированные  типы». Реальное общество является их сложным взаимодействием. Стратификационные  системы дополняют друг друга. Например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда в организации, или обществе в целом не только играет самостоятельную роль, но и существенно влияет на структуру любой другой стратификационной системы.

6.3. Социальная мобильность

Социальная мобильность - это обратная сторона проблемы неравенства между людьми. Мобильность выступает средством реализации возможностей человека и способом сдерживания недовольства населения. Поэтому при исследовании мобильности в центре внимания социологов становится, в конечном итоге, вопрос об открытом обществе равных возможностей, в котором потенциально каждый человек имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.

В открытом обществе должно существовать минимальное количество барьеров, сдерживающих продвижение вверх. Тот, кто добился нового социального статуса, приобретает активную позицию, принимает новые стереотипы поведения и формы мировоззренческой ориентации. Ситуация аналогична, когда человек снижает свое социальное положение и приобретает новый заниженный статус. Тот, кто поднимается в высшую страту, менее консервативен, чем ее постоянные представители. В то же время тот, кто переходит в нижестоящую страту, более консервативен, чем другие ее члены. Поэтому восходящая и нисходящая мобильность является стабилизирующим фактором общества, способствует его динамизму.

Неординарные личности, ориентированные  на достижения, есть во всех социальных слоях общества. Когда отсутствуют  серьезные барьеры для социального  продвижения, то можно ожидать активную социальную мобильность. Отдельные люди быстро продвигаются и приобретают более высокие статусы, другие переходят на более низкие страты. Один из самых главных барьеров социальной мобильности - это различия субкультур групп, организаций, различных уровней социальной стратификации. Так, ребенок из семьи творческой интеллигенции с меньшим успехом будет усваивать стандарты, помогающие ему впоследствии работать фермером или рабочим. Тоже самое можно сказать о стандартах, помогающих ему работать в качестве менеджера. Тем не менее, в конечном итоге он может стать не только, например, актером или художником, как его родители, но и рабочим или управленцем

 Для продвижения из одного слоя в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Поэтому распространенная точка зрения о том, что для достижения любых высот в обществе необходимо только трудиться и иметь способности, оказывается не всегда правильной.

Информация о работе Контрольная работа по социологии