Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа
Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92
Следует рассматривать два вида социальной мобильности:
• горизонтальная мобильность как переход индивида от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне; например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, изменение местожительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя или социального статуса;
• вертикальная мобильность как переход индивида из одного социального слоя в другой; например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность); резкое улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность); переход на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
Общество повышает статус одних индивидов и понижает статус других. Люди, обладающие талантом и энергией должны вытеснять с высших статусов других, которые не обладают этими качествами. Поэтому, следует различать восходящую и нисходящую социальную мобильность, социальный подъем или социальное падение.
Восходящие направления
• индивидуального подъема или инфильтрации индивидов из низшего слоя в высший;
• создания новых групп индивидов с включением их в высший слой наряду с существующими группами этого слоя или вместо них.
Нисходящая мобильность
Проблемы вхождения в новую субкультуру, изменения статуса, эффективности общения решаются человеком с помощью индивидуальных стратегий адаптации в процессе социальной мобильности.
Рассмотрим некоторые
Мотивация в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, необходимо знать, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры или границы между группами, и подняться вверх. Это желание приобрести более высокий статус определяется мотивами - достижения. Актуализация этих мотивов порождает высвобождение внутренней энергии, благодаря которой индивид стремится к более высокой социальной позиции или хотя бы стремится удержаться на достигнутой престижной для него. Реализация стратегии - достижения зависит от множества причин и конкретной ситуации. Анализ проблем, которые возникают при реализации мотивов - достижения необходимо рассматривать, пользуясь идеями гуманистической теории самоактуализации личности.
Одни общества имеют консервативные социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие - более свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В закрытых обществах любая социальная позиция предписана индивиду от рождения и общество, как правило, исключает для него значительные достижения или резкое социальное падение.
Но даже в открытых обществах существуют организации «закрытого» типа, напоминающие касты. Например, во многих странах такой относительно закрытой организацией выступает элита - верхний слой социальной структуры общества, имеющий явные преимущества при занятии человеком наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, приоритеты при распределении общественного продукта, власти или получении высокого престижного образования.
Таким образом, доступность путей для социальной мобильности зависит не только от индивида, но и от общества, в котором он живет. Индивидуальные способности немного значат, если общество распределяет преимущества и вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не способен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах притязания людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В других обществах индивиды могут воспользоваться множеством путей для достижения приоритетных статусов. Некоторые пути достижения высшего социального статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие - в силу того, что отдельные индивиды просто не способны реализовать собственные возможности, свой потенциал.
Изменение стиля жизни. Недостаточно просто зарабатывать большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с лицами более высокой социальной страты. Для овладения новым статусным уровнем ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Например, благоустройство квартиры, приобретение машины, телевизора, покупка вещей и т.д. - все должно соответствовать новому для него, более высокому статусу. Бытовая культура - это не столь заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню.
Развитие типичной статусной стратегии. Ориентированный на вертикальную мобильность индивид не будет принят в более высокий социальный слой до тех пор, пока не усвоит конструкты (модели) поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без особых усилий и напряжения. Например, аспирант, становясь постепенно профессором, или рядовой сотрудник, превращаясь в директора, должны изменить свое поведение, чтобы быть принятыми в новой для себя среде общения. Одежда, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все подвергается корректировке и должно стать естественным способом поведения.
Адаптация к новой социальной
среде окружения. Эта стратегия
общения основана на установлении контактов
с индивидами и организациями того статусного
слоя, в котором социализируется индивид
как субъект мобильности. Идеальным условием
вхождения в новый слой является ситуация,
когда индивид имеет экзистенциальную
потребность в установлении новых связей
и полностью окружен представителями
того слоя, куда он попал или стремиться
попасть. В данном случае субкультура
осваивается достаточно быстро.
Брак с лицом более высокого статусного слоя. Во все времена брак являлся оптимальным способом преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности, способствующим проявлению личностных качеств, если он дает материальное благополучие и психологическую совместимость супругов. Подобный союз предоставляет индивиду реальную возможность быстрого подъема, зачастую минуя несколько статусных уровней. Но такой брак может быть полезен только в том случае, когда индивид из более низкого статусного слоя психологически подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и стиля жизни. Если он не может быстро усвоить новые культурные статусы и стандарты, то брачный союз ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать такого индивида «своим».
Динамика изменения
Однако инициирование
открытой системы социальной организации
может иметь и отрицательные
последствия для некоторых
Статусная нестабильность. Общество, ориентированное на динамическое взаимодействие между социальными организациями, предоставляет человеку возможность подняться, но оно же порождает в нем страх перед возможностью социального падения. Он не может критиковать общество за свой низкий статус, и берет всю ответственность на себя за свое низкое социальное положение. И нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким. Это статусное беспокойство и тревогу во многих странах Европы и Америки в большой степени традиционно проявляет средний класс. В российском обществе к группе, испытывающей наибольшее беспокойство и неуверенность, следует отнести корпус руководителей среднего и первичного уровня управления. Что же касается среднего класса, то он только формируется.
Напряжение при принятии новых социальных стратегий. Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Бывают случаи, когда некоторые люди отклоняют предложенное повышение их статуса потому, что при занятии новой должности возникают дополнительная ответственность и новый круг обязанностей. Поэтому базальная тревога и стрессы среди вновь назначенных лиц на более высокие должности - далеко не исключение. Кроме того, дополнительные проблемы возникают из-за трудного процесса освоения новых форм поведения, общения и понимания. Процесс адаптации к субкультуре бывает очень сложным психологически, что резко снижает мотивацию исполнения своей новой роли, или ролевого набора.
Разрыв связей в первичных группах. Многие молодые люди, ориентированные на вертикальную мобильность, достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если, например, родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам «выбился» в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то вполне очевидно, что он и его родители будут вращаться в различных субкультурах, социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность и т.д. Часто родители, так много сделавшие для своих детей, чтобы они добились цели в жизни, убеждаются все больше в том, что между ними и детьми появилось непонимание и отчуждение. Обеими сторонами это очень болезненно воспринимается.
Отдельные первичные группы распадаются также по причине социальной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих один из них становится бригадиром или мастером и начинает официально руководить своими друзьями, то дружеские связи, как правило, незамедлительно прекращаются и переходят в формальные отношения. Возможна даже конфронтация.
Нисходящая мобильность тоже может вызвать отрицательные последствия для индивидов и даже в еще большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, родственниками, может разбивать семьи, устанавливать непреодолимые барьеры в общении. Например, молодая супружеская пара, в которой супруги одинаково сильно мотивированы на вертикальную мобильность, на цели-достижения. Если разные способности супругов, различные условия и обстоятельства поднимут одного из них, то другой, может испытывать внутреннюю неудовлетворенность, дискомфорт и психологическое напряжение. Иногда даже возникают взаимные упреки и разрыв отношений.
Таким образом, социальная мобильность - это противоречивый процесс. Если общество предоставляет индивидам возможность относительно свободно преодолевать барьеры между социальными слоями, организациями и группами, внутри них, то это вовсе не означает, что любой индивид, обладающий способностями и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность достаточно трудно переносится человеком, так как ему приходится приспосабливаться к новой субкультуре, устанавливать новые связи и бороться со страхом утратить свой новый статус. Но для открытого демократического общества совершенно необходимо предоставлять реальные возможности движения людей к новым статусам. Это единственно правильный путь цивилизованного развития.
Хотя советские идеологи пытались представить социалистическое общество социально однородным, оно, конечно же, оставалось социально дифференцированным. Однако его стратификация имела своеобразный характер. Поскольку в Советском Союзе отсутствовала частная собственность, то и не было экономической базы для существования классов в марксистском понимании. Не было в советском обществе и сословий в традиционном смысле, поскольку не существовало правового закрепления социального статуса тех или иных социальных групп. Вместе с тем в СССР реально существовали классовые и сословные группы. Основная масса населения была превращена в класс наемных работников, в то время как номенклатура под аккомпанемент заверений о служении народу присвоила себе неофициально статус привилегированного сословия. Социальную прослойку между ними составили те социальные группы, которые обслуживали номенклатуру: руководители среднего звена, журналисты, пропагандисты, медперсонал спецполиклиник, водители персональных автомобилей и другие категории, обслуживающие элиту.
Когда Россия на рубеже 80-90-х годов стала на путь рыночных отношениий, демократии и классового общества западного типа, то на первых порах казалось, что прежде всего произойдет радикальная трансформация верхушки социальной пирамиды общества. В действительности перемены оказались куда менее существенными. В процессе приватизации номенклатура лишь легализовала свои функции реального распорядителя и собственника средств приватизации, и составила костяк формирующегося в современной России высшего класса. Двумя другими источниками пополнения высшего класса стали научно-инженерная прослойка интеллигенции и агенты теневой экономики. Последние фактически являлись пионерами частного предпринимательства в тот период, когда занятие им преследовалось законом. Однако, если взять направленность социальной стратификации в целом, то перемены, произошедшие в социальной структуре общества и в интерпретации стратификационных процессов с полным правом можно считать тектоническими.
Во-первых, произошла
десакрализация идеологии эгалитаризма.
Вместе с легализацией сложившейся
в мировой социологической
Во-вторых, были признаны и стали объектом социологических исследований драматические реальности реформирования страны в области социальной структуры, в частности опасный рост социальной поляризации. Если в последние годы существования СССР уровень дифференциации населения, выраженный в децильных коэффициентах (отношение размера доходов 10% низшего слоя к 10% верхнего слоя), составлял 5, то в 1997 году он повысился до 12-13, а по последним данным колеблется в пределах 20-25. Нередко высказываются и значительно более радикальные оценки. Так, известный экономист Н. Шмелев недавно заявил, что децильный коэффициент сегодня в России составляет 60.