Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа
Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92
Цели-ориентации - это совокупность целей участников, реализуемые через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий, и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к выполнению целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий, или стремятся выполнить их лишь формально.
Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии цели-системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план выступают желания любой ценой сохранить организацию, невзирая на выполнение ею заданий или удовлетворение коллективных целей участников. Такое явление нередко наблюдается при крайних степенях проявления бюрократии, когда организация, утратив реальные цели, существует только для того, чтобы выжить, сохранить свою самостоятельность.
Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы и др. Основные цели разделяются на более мелкие, те, в свою очередь, на еще более мелкие, и т. д. Такое дробление целей должно соответствовать разделению организации на уровни (отделы, сектора, лаборатории, цехи, участки и т. п.).
3. Члены организации, или участники - важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой. Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры, то есть все социальные позиции в организации.
4. Технология. Организация с точки зрения технологии - это место, где производится определенного вида работа, где энергия участников применяется для трансформации материалов или информации. Понятию “технология” приписывают обычно три значения. Во-первых, технология часто представляется как система физических объектов, составляющих организацию (станки, материалы, множительные средства, передающая и принимающая аппаратура и т. д.). Во-вторых, технология понимается в узком, “механическом” смысле. Автомобиль и радиоприемник различаются при этом только тем, что к ним по-разному приложена человеческая энергия - для их изготовления совершаются разные действия. В таком понимании технология - это физические объекты, соединенные с человеческой активностью. В-третьих, термин “технология” используется для обозначения совокупности знаний людей о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации. Организация не может заниматься любым видом деятельности без знания того, как использовать средства, преобразовывать их и реализовывать. Технология в таком понимании (называется ноу-хау) - это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специальном физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром. Если рассматривать современную организацию, то сразу же бросаются в глаза ее связи и взаимозависимости с вышестоящими организациями, поставщиками, правоохранительными, политическими и многими другими организациями и институтами, существующими в данном конкретном обществе. Так, очень немногие организации принимают на себя полную ответственность за социализацию и обучение своих членов. Чаще всего культурные образцы, профессии и материальное обеспечение поступают из внешних систем.
Каждая организация имеет
Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т. п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует соблюдение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.
Впервые характеристики управления организации были определены Г. Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются: планирование общего направления действия и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами.
Очевидно, что, определяя характеристики
процесса управления, Г. Файоль рассматривал
организацию того времени - начала ХХ
в. Современные организации
деятельность как
взаимодействие - формирование и поддержание контактов;
восприятие, фильтрование и распространение информации;
распределение ресурсов;
предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
ведение переговоров;
проведение инноваций;
планирование;
контроль и направление
Очевидно, что это далеко не полный перечень возможных действий специалиста по управлению. Опыт показывает, что ему приходится заниматься рекламой, “выбиванием” дополнительных средств и многими другими видами деятельности.
Для ученых-обществоведов ХХ в. все более популярным становится термин “организация”, а не “класс”. В современной западной социальной науке изучением структур и функций организаций в обществе занимаются многие десятилетия представители самых различных дисциплин (социологии, психологии, политологии, специалисты по менеджменту и системному анализу и др.). Они не без оснований называют ХХ в. “веком организации”, а современное высокоразвитое индустриальное общество именуют “организованным обществом”, подчеркивая тот очевидный факт, что именно рациональные организованные формы групповой деятельности в громадной степени определяют и направляют жизнь современного человека.
И действительно, какую бы мы не взяли сферу жизни общества, повсюду большие и малые организации регулируют и направляют нашу жизнь, во многом облегчая ее. Учебные заведения, промышленные предприятия, воинские части, органы государственного управления, различные учреждения культуры, магазины, универмаги, спортивные организации и объединения, политические партии и многочисленные добровольные общественно-политические, религиозные и гуманистические объединения - все это примеры различных организаций, создаваемых людьми для удовлетворения растущих человеческих потребностей. Человек, живущий в современном промышленно развитом обществе, фактически не может и шагу шагнуть, чтобы для удовлетворения какой-либо потребности или решения проблемы не обратиться в соответствующую организацию. Вся человеческая жизнь, начиная с момента рождения, факт, которого фиксируется в ЗАГСе, и вплоть до его последнего дня жизни регламентируется и направляется деятельностью различных организаций.
Однако не будем забывать о том, что главным действующим лицом любой организации выступает именно человек. Большую часть своей сознательной жизни он проводит в стенах организаций самого различного профиля, в соответствии со своей профессиональной квалификацией, выполняя в ней круг определенных обязанностей, трудовых действий, занимая в этой организации определенную должность (статус). По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек - это “человек организации”, либо как личность, член общества, он реализует себя в рамках деятельности той или иной организации. Большая, или формальная организация, как ее часто называют, формирует особый тип личности, человека с ориентацией на рациональный стиль поведения, обладающего компетентностью, знаниями, умениями, отличающегося деловыми качествами. Вероятно, что этот тип личности и является самой характерной фигурой ХХ в. Поэтому одна из важнейших задач социальной науки - изучение взаимоотношений личности и организации, поскольку она выступает главным связующим звеном во взаимоотношениях личности и общества. Другая важная область изучения социологии организаций связана с исследованием ее внутренней структуры, взаимосвязи различных звеньев и процессов, обеспечивающих ее нормальную и эффективную работу. И, наконец, третий важный аспект относится к взаимосвязи большой социальной системы с организацией, представляющей одну из ее подсистем. Нет необходимости подробно объяснять огромную научную и практическую значимость указанных вопросов, так как именно организация является важнейшим инструментом общественного прогресса, поскольку она аккумулирует в себе наиболее рациональные и эффективные способы человеческой деятельности. И бурный рост организаций на всем протяжении ХХ в. - верное тому подтверждение.
Термин “организация” может иметь множество значений. В обыденном его употреблении под организацией обычно понимается практически любая форма совместной деятельности людей. Социологи в таком случае говорят о социальной организации в самом широком смысле слова, акцентируя внимание на изучение ее структуры и нормативной регуляции поведения. Понятие организации, о котором пойдет речь далее, употребляется в более узком смысле слова. В современной социологии организацию часто называют формальной, подчеркивая тем самым ее принадлежность к типу формальной социальной группы. Формальной называют сложную, крупномасштабную организацию, так как именно она составляет главный объект изучения социологов - промышленные предприятия, органы государственного управления, крупные фирмы и др., которые в свою очередь образуются из множества организаций меньшего масштаба. Социологическое определение организации преследует задачу выяснения наиболее общих и принципиальных черт любой организации. Американский социолог Ч. Барнард, один из первых исследователей природы организаций, предложил самое простое ее определение. Формальная организация, по его мнению, является “системой сознательно координируемых целей деятельности двух или более личностей”. Сейчас, когда социологи достаточно хорошо изучили природу организации и ее строение, такое определение кажется слишком простым, так как не раскрывает многих ее существенных черт, особенно если речь идет об изучении деятельности крупных организаций.
Под организацией понимается объединение людей, которое создается ради выполнения определенной цели, с присущей ей социальной структурой, иерархией позиций, нормативной регуляцией поведения, строгим разделением функциональных обязанностей (специализацией), системой управления и координации деятельности, каналами коммуникации и, наконец, собственной системой социального контроля. Главная отличительная черта любой организации заключается в том, что она есть рационально скоординированная и упорядоченная деятельность множества подготовленных специалистов, что позволяет эффективно решать стоящие перед ней задачи. Современную организацию называют формальной потому, что она строится на основе формализации и рациональной координации существующих в ней отношений между людьми с присущей им специализацией деятельности, субординацией, четкими должностными обязанностями. Координация усилий множества специалистов в рамках одной крупной организации позволяет решать громадные по своей сложности технические задачи (например, строительство космической техники и запуск космических кораблей), осуществлять управление сложными общественными процессами, как это делают органы государственного управления, совершать грандиозные научные открытия крупными научно-исследовательскими институтами и т. д.
Как уже отмечалось ранее, организация является объектом изучения многих дисциплин, каждая из которых в качестве аспекта изучения выбирает тот или иной аспект ее деятельности. Психологи, например, изучают мотивации работников организации и психологические аспекты принятия групповых решений, кибернетики - информационные каналы и потоки информации, теория управления (менеджмент) - способы эффективно-управленческой деятельности. При социологическом подходе принципиально важно раскрыть взаимосвязи, взаимоотношения организации с обществом в целом. Поэтому организация рассматривается как подсистема макросоциальной системы, решающая специфический круг задач, соответствующих потребностям общества в целом. Скажем, промышленное предприятие занимается выпуском необходимой для общества промышленной продукции и товаров, учебные заведения осуществляют процесс социализации молодежи и подготовки ее к трудовой деятельности, торговые фирмы ведают доставкой и продажей товаров и т. д. Выполняемые организацией функции предполагают обязательную их взаимосвязь с другими организациями посредством обмена товарами, услугами и другими результатами своей деятельности. Поэтому природа и другие функции любой организации могут быть правильно поняты на основе анализа ее связей с обществом в целом и с другими организациями, с которыми обычно заключается договор, принимая на себя определенную ответственность за выпуск продукции, и ее своевременную доставку. Под продукцией, или шире говоря, результатами деятельности организации следует понимать отнюдь не обязательно промышленные товары, но и научную информацию, систему знаний, подготовку специалистов, принятие ответственных решений в органах государственного управления, на основе которых строится деятельность других управленческих учреждений. Стало быть, каждая организация десятками и сотнями нитей связана с другими организациями, и специально создаваемые крупные организации (промышленные объединения, сети академических научных институтов, министерства и др.) как раз и призваны координировать и эффективно управлять этой сложной системой взаимосвязей.