Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.
3. Выявить основные направления проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Анализа молодёжного досуга…………………………………………...……..4
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи………………………………….....8
1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека………………..…….…..10
2. Особенности проведения досуга молодёжью……………………….………12
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей………….....12
2.2 Досуговые предпочтения молодёжи в городе Рязане………………….….15
2.3 Досуг с помощью компьютера………………………………………….…..20
2.4 Досуг в музыкальном сопровождении…………………………………......22
Заключение……………………………………………………………….……....24
Список использованных источников………………………………….……......26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего и профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Факультет социологии и управления
Кафедра социологии
Специальность 040201 - «Социология»
Культурно-досуговая сфера в оценках
молодежи города Рязани
Курсовая работа
Студентки 2 курса,
группы С21
Пронкиной Я.В.
________________________
Рязань 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Анализа молодёжного досуга…………………………………………...……..4
1. 1 Понятие досуга, свободного
времени и рекреации………………………..
1.2 Функции и принципы
досуга молодёжи…………………………………..
1.3 Значение отдыха и
рекреации в жизни человека…………
2. Особенности проведения
досуга молодёжью……………………….………
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей………….....12
2.2 Досуговые предпочтения молодёжи в городе Рязане………………….….15
2.3 Досуг с помощью компьютера…………
2.4 Досуг в музыкальном
сопровождении…………………………………....
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….……....
Введение
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.
Объектом данной курсовой работы является молодежь, а предметом досуговая сфера.
Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную
российскую молодежь как
3. Выявить основные направления
проведения досуга современной
молодёжью на основании
1. Теоретические аспекты
социологического анализа
1.1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Социологический анализ молодежного досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с его предметом.
Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению.
Необходимо отметить, что мы не ставим своей задачей дать полный анализ понятия «досуг». Прежде всего, необходимо рассмотреть, вопрос, связанный с историей употребления данного термина. Большой интерес представляет и то, какое понимание вкладывали в данное понятие представители различных народов в разное время. Теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта.
Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре.
Здесь приведены следующие значения:
1) свобода делать нечто
специфическое или
2) возможности, открывающиеся
вне сферы профессиональной
3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению,
4) дискуссия, общение. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17
Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков -другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.
Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен.
Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.
Римляне отошли от идеальных
представлений о досуге, свойственных
грекам. В латинском языке досуг
описывается через понятие «
Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.
Под досугом современного
человека подразумевается время, которое
свободно от необходимого труда в
сфере общественного
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
* на производственно-трудовые
функции, включал дорогу к
* физиологический отдых (ночной сон);
* оздоровительные и санитарно-
* покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
* приобретение необходимых
вещей, товаров повседневного
спроса и длительного
* воспитание малолетних
детей, неотложную помощь
доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время, ничего не делая.
Таким образом, человек в
состоянии варьировать
Сравнительно небольшой
объем досуга в суточном ритме
характерен, как правило, для представителей
делового мира, у которых рабочее
время не нормировано, а также
для женщин, занятых на производстве
и одновременно воспитывающих малолетних
детей или имеющих большую
семью. Кроме того, у многих категорий
работников свободное время не четко
выражено, например, у тех, кто временно
не занят на общественном производстве,
находясь в поисках работы, а также
у тех, кто трудится нестабильно
или выполняет работу по договору
на дому. Эти люди располагают возможностью
выбирать по своему усмотрению время
для занятий, связанных либо с
трудовой деятельностью, либо с семейными
обязанностями, либо с досугом. Наибольшим
объемом свободного времени располагают
домохозяйки и чаще всего пенсионеры.
У работающих и неработающих людей
доля досуга в объеме суточного времени
заметно возрастает в выходные дни
и в отпускной период. Многие граждане
стремятся использовать эти дни
преимущественно с
Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушал общественный порядок и досуг окружающих и др.).
Информация о работе Культурно-досуговая сфера в оценках молодежи города Рязани