Культурно-досуговая сфера в оценках молодежи города Рязани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.
3. Выявить основные направления проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Анализа молодёжного досуга…………………………………………...……..4
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи………………………………….....8
1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека………………..…….…..10
2. Особенности проведения досуга молодёжью……………………….………12
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей………….....12
2.2 Досуговые предпочтения молодёжи в городе Рязане………………….….15
2.3 Досуг с помощью компьютера………………………………………….…..20
2.4 Досуг в музыкальном сопровождении…………………………………......22
Заключение……………………………………………………………….……....24
Список использованных источников………………………………….……......26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Социологическое исследование  досуговых предпочтений молодёжи в городе Рязани

В целях данной курсовой работы нами был проведён опрос на тему «Досуг молодежи».

Всего было опрошено 317 человек  в возрасте от 14 до 29 лет. Из них: 95 - учащиеся, 143 - студенты, 81 - рабочая молодежь. Аналитики поставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга в зависимости от семейного статуса, рода занятий и др. Подобный опрос уже проводился в январе этого года, поэтому одной из целей опроса было выяснить изменение мнения молодежи за этот период.

Выдвигалась гипотеза, что: более 60% молодежи пассивно, семейная и  работающая молодежь предпочитает пассивный  отдых, школьники мужского пола предпочитают проводить время за компьютером большая часть школьников просто гуляет с товарищами и участвует в антикультурных мероприятиях, большая часть студентов проводит свое свободное время в ночных клубах.

По результатам опроса были сформированы предложения по улучшению  досуга.

Учащимся не хватает: поездок  по городам России или за рубеж, творческого  развития, общения с новыми людьми, спортивных мероприятий, совместных походов  на каток, возможности играть своей  музыкальной группой на публике, рок-концертов по доступным для молодежи ценам, кружков рисования, актерского мастерства, качественного рок-клуб, турпоходов, походы в кино и бассейн. Студенты хотят больше: массовых акций, internat-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятий сортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческих способностей и публикации своего творчества, интересных экскурсионных поездок, бесплатных походов в кинотеатр, поездок на международные соревнования по скалолазанию. А также попросили содействия в постройке теннисного корта, скейтпарка.

Предложения рабочей молодежи в целом совпадают с мнением  студентов и школьников.

Поставленные гипотезы не оправдались. Большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Школьники  не так часто играют в компьютерные игры, как предполагалось, компьютерные игры стоят даже на пятом месте  в рейтинге антипатий. Оправдалась  гипотеза, что школьники предпочитают просто гулять с друзьями, причем у  студентов это наиболее популярный вид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности, но и сильных антипатий по этому  поводу не возникает. Студенты более  чем учащиеся не любят сидеть дома за рукоделием, заниматься домашним хозяйством, но они гораздо больше времени  уделяют творчеству и самообразованию. Зато учащиеся охотнее занимаются спортом, нежели студенты. Студенты чаще, чем  ученики просиживают за компьютерными  играми.

На вопрос «Как часто у  Вас бывает свободное время, которое  Вы можете посвятить своему любимому занятию?» большинство опрошенных склоняется к ответу «несколько раз  в неделю». Среди ответов на вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное  время?» 1-ые места занимают: посещение  дискотек и баров, посиделки с  друзьями, времяпрепровождение с  любимым человеком.

На последних позициях сейчас находятся посещение казино, игровых автоматов, кружков по интересам, рукоделие, домашнее хозяйство. Чтение книг и журналов, самообразование, просмотр телевизионных передач и походы в кино, театры и выставки находились и находятся постоянно в середине рейтинга предпочтений.

На вопрос «для меня лучший отдых-это?» рабочая молодежь и  студенты сейчас все больше склоняются к ответам «быть одному» и  «общаться только с близкими людьми», тогда как, у учащихся наоборот наблюдаем  противоположную тенденцию. 78 % в  январе 2006, а сегодня 89% респондентов предпочитают активный отдых.

На вопрос «Достаточно  ли в городе мест для удовлетворения ваших досуговых потребностей?» мнение не изменилось. По-прежнему число тех, кто считает, что «достаточно» (47 %), не многим больше тех, кто считает, что «недостаточно» (41 %).

Времяпрепровождение студентов 1-3 курсов и студентов старших  курсов значительно отличается. Так, из младших треть занимается спортом, 20% посещают кинотеатры, 15% используют время для самообразования и  около 64% посещают ночные клубы. К четвертому курсу верными спорту остаются только 12%, самообразованием продолжают заниматься 10%, интерес к кинотеатрам возрастает и посещает их уже треть студентов. 73% старшекурсников - активные посетители ночных клубов.

Зачем студенты ходят в  ночные клубы? Основной мотив - тусовка (более 50%). Далее мотивы у девушек и молодых людей расходятся. Так, для девушек привлекательность ночных клубов определяется возможностью потанцевать. Сильная же половина предпочитает общение за стойкой бара, и чем старше студент, тем более выражен этот мотив.

Есть и те, кто не посещает ночные клубы вообще. Более 60% из них  не любят громкую музыку, шумную обстановку, 40% ссылаются на нехватку времени, 15% не устраивают цены на входной  билет или удаленность клубов от дома.

На вопрос "Что особенного в ночном клубе, который нравится вам больше всего?" - 40,4% ответили: музыка, дискотека, возможность потанцевать, 36,2% - друзья, особый контингент людей, 19% - дизайн, мебель, интерьер. У студентов 20-24-х лет друзья, особый контингент людей являются определяющим фактором симпатии к тому или иному клубу, в то время как для возраста 17-19 лет - возможность потанцевать, послушать музыку.

Самым существенным фактором оказалась музыка/светомузыка - для 63,8% это важно. Наиболее нейтральное  отношение у студентов к наличию  в ночном клубе бильярда, бара. С  возрастом увеличивается роль имиджа ночного клуба.

Таким образом, в настоящее  время, большинство студентов являются активными посетителями ночных клубов.

Респондентам был задан  вопрос «Что городские власти могли  бы сделать для удовлетворения Ваших  потребностей?». 42 % опрошенных просят построить новый бассейн, стадион, спортзал, 31% - организовать бесплатные клубы по интересам, 18% - создать молодежные организации, которые способствовали бы коллективному отдыху (например, туристические походы), 9% - создать структуры, позволяющие молодежи общаться с руководящими органами власти.

Из всего числа респондентов 64 % -не участвует ни в каких молодежных организациях и объединениях, 36% опрошенных состоят в Студенческом профкоме и парламенте, туристических клубах и партии Единая Россия.

Если бы была возможность  стать членом какой-либо организации, то молодежь бы выбрала организацию:

а) спортивной направленности 45%

б) интеллектуального плана 33%

г) творческой направленности 22%

В ходе исследования выявилось  острое противоречие между увеличением  свободного времени у молодёжи и  возможностями качественного его  насыщения. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, что в некоторой  степени сокращает время для  самообразования, саморазвития и творчества.

Напрашивается вывод: молодежь страдает опасной социальной немощью, причина которой - ухудшение морального климата в обществе, качества человеческого  общения, социального самочувствия в целом. На вопрос: "Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?" ответы распределились следующим образом. Оказывается, библиотеки посещают более 48% опрошенных. Кинотеатрам отдали предпочтение 47,57%. Далее по популярности концерты российских и зарубежных артистов (27,15%), ночные клубы и кафе - 22,66%. Участию в художественной самодеятельности и спортивным секциям как виду досуга отдали предпочтение чуть более 3 процентов опрошенных. За последние годы, печально констатируют социологи, роль чтения у молодёжи снизилась. Это сразу же отразилось на разговорной речи. Она стала косноязычной. Если же молодые люди читают, то, как видно из опроса, это приключения и детективы.

Как молодые представляют себе культурного человека? Это понятие  включает в себя, прежде всего, образование, знание родного языка, истории своего народа и иностранных языков. В  то же время в представлениях о  культурном человеке у нашей молодёжи отсутствуют такие понятия как  воспитанность, такт, честность и  т.д. На сегодняшний день молодёжь Рязани считает более важным и ценным иметь престижную работу (70,04%), большие деньги (70,04%), семью (52,24%), занимать высокое положение в обществе (36,83%), быть здоровым (25,84%). Менее значимы для молодых людей ценности следующего порядка: делать добро людям (15,36%), быть интеллектуально развитым (13,67%), получать высокую зарплату (13,67%), быть независимым (10,86%), честным (7,68%), поступать по совести (3,93%), быть воспитанным (3,18%).

Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать  вывод, что учащиеся, студенческая и  рабочая молодежь имеет четко  сформированное мнение по вопросам досуга. Взгляды меняются в зависимости  от времени года, социального статуса, и в связи с развитием, взрослением, как российской молодежи, так и  самой страны.

2.3 Досуг с помощью компьютера

Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени  молодежи, представителей деловых и  состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется  новый досуг связанный с компьютером.

Согласно исследованиям  И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей богатых слоев и 1,6% бедных Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.

. В. Д. Патрушев свидетельствует, что в настоящее время в среднем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12.

По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%. Погрешаева Т. А. Свободное время человека в условиях трансформации российского общества. Саратов, 2000.

Сторонники компьютеризации  досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:

* он чаще переносится  в домашнюю обстановку и становится  более независимым от общественных  форм организации, обогащается,  делается более свободным;

* индивидуальное развитие  получает новые возможности: становятся  доступными новая информация  и новые знания, человек с помощью  игры может переноситься в  прошлое и будущее;

* экранные средства позволяют  моделировать сложные жизненные  ситуации, овладевать новыми технологиями  их преодоления;

* широкие возможности  компьютерного моделирования приводят  к использованию экранной культуры  в деятельности досуговых центров и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку и оригинальные виды развлечений;

* сетевое общение человека  в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.

Другие исследователи  говорят об отрицательном влиянии  экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.

Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями  досуга, оборачивается снижением  творческих возможностей на примере  других его направлений. Говоря о  компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует  в этом случае в узком диапазоне  программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек  пере стает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.

По оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого  занятия, пока не превышает 10-- 12% общего числа российских пользователей. Некоторые  физические издержки для организма (особенно молодого) при этом очевидны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует  учитывать и психические, подчас скрытые симптомы организма, уставшего  от игр: раздражительность, неспособность  сосредоточиться, трудности в общении  с окружающими.

В газетах появилось сообщение  о смерти 12-летнего екатеринбургского  школьника в результате того, что  в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10-12 часов в день, возвращаясь в реальный мир только для сна и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмоциональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нарушилось кровоснабжение мозга, возник инсульт.

Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят  от того, с какими установками человек  садится перед дисплеем. Более  развитые и подготовленные пользователи, которых интересуют знания сами по себе, которые с интересом учатся, способны самостоятельно решать жизненные  задачи, оказываются в большей  степени независимыми от стандартных  решений игры. Молодые люди, которые  не ставят перед собой серьезных  целей вне компьютера, провода  перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее  погружаются в ситуацию ухода  от действительности, У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность  восприятия, формируются трудности  с концентрацией внимания, невозможность  сосредоточиться и т.п.

2.4 Досуг в музыкальном  сопровождении

Наиболее массовыми и  эффективными по охвату числа потребителей и приспособленности к глобальным процессам считается радиомузыка и в целом продукция музыкальной индустрии. В ряде развитых стран сформирован институциональный комплекс, состоящий из компаний, исполнителей, музыкальных записей и продаваемой продукции, структура которого постепенно усложняется. Музыкальная продукция такого рода способна доходить практически до каждого желающего.

Информация о работе Культурно-досуговая сфера в оценках молодежи города Рязани