Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.
3. Выявить основные направления проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Анализа молодёжного досуга…………………………………………...……..4
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи………………………………….....8
1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека………………..…….…..10
2. Особенности проведения досуга молодёжью……………………….………12
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей………….....12
2.2 Досуговые предпочтения молодёжи в городе Рязане………………….….15
2.3 Досуг с помощью компьютера………………………………………….…..20
2.4 Досуг в музыкальном сопровождении…………………………………......22
Заключение……………………………………………………………….……....24
Список использованных источников………………………………….……......26
Выделим наиболее популярные музыкальные предпочтения молодёжи.
Рок-музыка. За этим направлением на рубеже столетий продолжает сохраняться некоторый ореол музыки андерграунда, который она имела в период своего зарождения (1960-е годы). Вместе с тем к этому направлению сегодня нелегко отнести что-либо конкретное. Некоторые знатоки считают, что рок-музыка уже в конце ХХ в. исчерпала себя, распавшись на множество сегментов и форм. Но все же лучшие образцы музыки, связанные с роком, остаются популярными у людей всех возрастов и разных социальных групп. Рок сохраняет свою содержательно-смысловую и стилистическую особенность -- отражать многогранные переживания и чувства людей в сложных ситуациях городской жизни. Их выражению присущи глубина, искренность, нередко драматизм или даже трагизм. Настоящие рок-музыканты не боятся петь о жизненных потерях, когда человеку не сопутствуют успех и удача, когда он одинок или погибает. Но распространенным видам в стиле рок-музыки, как правило, необходим коммерческий успех. Это значит, что в массовой музыкальной практике все сглажено и упрощено, а жизненные проблемы трактуются с таким пафосом, что очевидна их искусственная аффективность.
Реп (ритмическая афроамериканская поэзия, проговорка, которая может длиться довольно продолжительное время, как в жизни, так и на эстраде) родился в негритянских кварталах американских городов, затем вышел на эстрадные подмостки. Подлинный реп - это всегда рассказ о том, как тяжела жизнь на улицах американских мегаполисов, как черным парням приходится бороться за свое выживание, о ежедневных молодежных «разборках». На эстраде реп несколько изменяется - становится более «приглаженным, лишенным протестной энергетики черных граждан США, хотя продолжает оставаться насыщенным негативными эмоциями. Резкое снижение конкурентоспособности репа произошло тогда, когда ему на смену пришел так называемый гангстерский реп. Его исполнители также стали жаловаться на то, как им было тяжело в детстве, сколько они перенесли насилия и страданий. Но вслед за попыткой вызвать сочувствие следует клеймо коммерческой эстрады: оказывается, теперь у героев все хорошо, так как сейчас они стали богатыми.
Музыка в стиле «металл»
предназначена для молодых
Панк-рок - музыка, выражающая внутреннее состояние подростков и молодежи, ориентированных на свободу самовыражения, не признающих других идейных и музыкальных молодежных течений. Вместе с тем сторонники панк-рока нередко бывают интеллектуально (например, патриотически, антиглобалистски) настроенными людьми, что выражается в основном через слова, но весьма редко через этнонациональный строй самой музыки.
Электронная музыка, диско-музыка,
бит-музыка. Все разновидности
Поп-музыка (или «попса») - откровенно вторичная по содержательным и художественным характеристикам музыка, перерабатывающая под массовый вкус отшлифованные спросом новинки трех-, пяти-, десятилетней давности. Поп-музыка не скрывает коммерческих ориентаций своих создателей. Она рассчитана в основном на примитивное восприятие. В этой музыке страсти разгораются вокруг повседневных переживаний человека, особенно вокруг любви. Любовь обязательно романтическая, приукрашенная, без особых забот и с хорошим финалом, из чего следует, что в жизни все хорошо.
К музыкальным произведениям современного типа чаще всего обращаются представители социальных групп (подростки, молодежь, горожане и др.) в определенных ситуациях - в местах массового скопления людей, в центрах досуга и развлечения и др. Нередко поп-музыка становится фоном для других занятий.
Заключение
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.
Основные выводы по теме исследования:
1. Досуг выступает в
качестве структурного
2. Досуг характеризуется
вариативностью структурно-
3. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг -лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.
4. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.
5. Роль досуга как фактора
формирования особой
6. Реформирование прежних
структур управления досугом
актуализирует необходимость
Список использованных источников
1. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17
2. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
3. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995 Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.
4. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000.
5. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.
6. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001.
7. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991.
8. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7.
9. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.
10. «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24
11. Патрушев И. Д. Бюджет
времени городского
12. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-73.
Информация о работе Культурно-досуговая сфера в оценках молодежи города Рязани