Культурно-досуговая сфера в оценках молодежи города Рязани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.
3. Выявить основные направления проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Анализа молодёжного досуга…………………………………………...……..4
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи………………………………….....8
1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека………………..…….…..10
2. Особенности проведения досуга молодёжью……………………….………12
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей………….....12
2.2 Досуговые предпочтения молодёжи в городе Рязане………………….….15
2.3 Досуг с помощью компьютера………………………………………….…..20
2.4 Досуг в музыкальном сопровождении…………………………………......22
Заключение……………………………………………………………….……....24
Список использованных источников………………………………….……......26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

Представление, которое формируется  в любой культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного  содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

1.2 Функции и принципы  досуга молодёжи

Можно вывести следующие  основные характеристики досуга молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные  физиологические, психологические  и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности  при выборе рода занятий и  степени активности;

-досуг предполагает не  регламентированную, а свободную  творческую деятельность;

- досуг формирует и  развивает личность;

-досуг способствует самовыражению,  самоутверждению и саморазвитию  личности через свободно выбранные  действия;

- досуг стимулирует творческую  инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

- досуг способствует формированию  ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную  «Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию  личности;

Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей  в свободном выборе рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированной внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Студенты, выросшие в малых городах, не реализуются в перечисленных выше факторах.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс) «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24 . Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также реализуется в сфере досуга.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности  и доступности - то есть возможность  приобщения, вовлеченности всех  людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях:  от любительского объединения  до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень  достижений в любой индивидуальной  и коллективной деятельности. Принцип  индивидуального подхода - предполагает  учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3. Принцип систематичности  и целенаправленности - предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг  людей. Это процесс ограниченного  превращения человека в общественное  существо, в активную и творческую  личность, живущую полной жизнью  в согласии с самим собой  и обществом.

4. Принцип преемственности  - предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация  принципов организации досуга  на практике по своим масштабам  воздействия на личность выходит  далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека.

1.3 Значение отдыха и  рекреации в жизни человека

Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она - следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.

Таким образом, потребность  в отдыхе обусловлена в первую очередь биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками. Потребность  человека в отдыхе неотделима от его противоположной потребности - активности. В деятельности людей эти потребности реализуются в ритмическом чередовании активности-расслабления, бодрствования-сна.

Как уже говорилось, в  бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период (чаще всего ночное время) для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением. Это непреложное условие восстановления сил, ликвидации утомления, недопущения глубокой усталости. Физиологический отдых становится средством воспроизводства жизненных функций человека, занимая внерабочее время. Эта разновидность отдыха, как и ряд других первичных потребностей (в пище, питье, гигиенических процедурах), создают условия для воспроизводства человеческой активности, поэтому они не связываются с досугом. Другое дело, что усталый человек может днем потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация).

Понятие отдыха гораздо шире его физиологической основы, связанной  с пассивной релаксацией. Отдых  может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается замена одного динамичного занятия другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от повседневных и однообразных забот и др. Исключительно эффективен активный отдых - занятия физическими упражнениями, а также любимым делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими элементами. Подобный отдых и восстановительные процессы предоставляют человеку возможность выбора различных занятий в свободное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокулътурный характер, например, направлены на общение с другими людьми, собственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на занятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями.

Конечно, активный отдых  проходит в иных формах, нежели отдых  в состоянии сна и безделья, он сопровождается быстрым и глубоким восстановлением сил, его последствия  конструктивны и приобретают  более устойчивый характер. для такого отдыха, как правило, используются нерабочие дни недели, а также отпускное время. В период краткого или длительного отдыха, когда человек варьирует выбор разных занятий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффективное оздоровление, восстанавливается работоспособность. Таким образом отдых в целом имеет сложное строение, влияя на разные - биофизиологические, психологические, социокультурные - аспекты структуры личности. Отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом человека, выходя в целом за их рамки.

В широком смысле феномен  отдыха сближается с действием рекреации (от лат. recreatiо - возвращение к здоровью, восстановление). До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.

Теперь рекреацию понимают как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или  болезни. Поэтому ныне рекреация  трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям  его родной культуры, в-третьих, поведенческим  и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная  активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и  жизненных циклов. На каждом этапе  жизни человека они образуют сложную  сеть многообразных предпосылок  и мотиваций, которые определяют характер, направленность и эффективность  рекреационной активности, данная активность считается результативной, если в  итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты.

Рекреацаонный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности проведения досуга молодёжью

2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей

Все эти разновидности  общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека, как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом.

Первый тип условно  назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых  людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях - с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) - “ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется, прежде всего, на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга - компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни  молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно  посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский  аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди  “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип молодёжи можно  определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих  формах общения и досуга (посещение  спортклубов, музеев, выставок, занятия  в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью  самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени  здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального  плана), что придает ему активность и организованность, тем самым  дисциплинируя его последователей. “Социально-активный” тип - один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).

Пятый тип - “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” - живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.

Шестой тип - “ГАРМОНИЧНЫЙ” - означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.

Молодежь в большей  степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное  отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам (см. табл. 1) связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.

Таблица 1. Распределение типов социальной коммуникации молодёжи по территориально-экономическим районам, в %

 

Типы социальной коммуникации

Территориавльно-экономические районы

Семьянин

Общительный

Развлекающийся

Социально-активный

Одухотворенный

Гармоничный

Москва

25,6

25

23,6

17,9

3,6

4,3

С.-Петербург

8,3

17,4

20,1

47,2

0,7

6,3

Калининградская обл.

11,4

25

35

15

7,9

5,7

Северо-Западный

7,8

31

23,9

26,8

4,9

5,6

Центральный

9,4

31,9

27,6

21,7

4,3

5,1

Центрально-Черноземный

20,1

25,2

28,8

22,3

3,6

0

Северо-Кавказский

7,9

30

40,6

14,3

2,9

4,3

Северный

6,4

32,1

27,2

28,6

4,3

1,4

Волго-Вятский

7

30,3

23,9

27,6

7,7

3,5

Поволжье

14,4

30,9

18

26,6

7,2

2,9

Урал

7,8

34,7

27,7

22

5,7

2,1

Западно-Сибирский

16,6

40,7

18,6

19,3

3,4

1,4

Восточно-Сибирский

9,1

32,8

23,1

28,7

2,1

4,2

Дальневосточный

10

37,1

11,4

28,6

2,9

10

Информация о работе Культурно-досуговая сфера в оценках молодежи города Рязани