Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Очевидно, что с учетом такой двойственности природы человека нельзя разделять этику и деонтологию, также как неверным было бы сливать их воедино и считать аналогами. Соответствие поведения представлениям о позитивном, социально одобряемом определяется на основании его анализа и сравнения с критериями общественного блага, причем вне зависимости от того, противоречит ли это общественное благо индивидуальному или совпадает с ним. Видимо, чем большую социальную значимость может иметь поведение и деятельность человека, тем более надежной должна быть гарантия нормативного поведения. Поэтому деонтология – это ядро любой этической системы, поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к личности требований независимо от того, одобрены ли эти требования индивидуальной моралью личности.
Деонтология в профессионально-этической системе также занимает центральное место, однако в зависимости от вида, содержания профессиональной деятельности «доля» формального долженствования может быть различной. Очевидно, что чем большую социальную значимость имеют результаты профессиональной деятельности и чем больше влияние профессиональной деятельности на судьбу, благополучие общества и конкретных личностей, тем большая часть поведения, отношений и деятельности специалиста может регулироваться с помощью деонтологических принципов. Вместе с тем вышесказанное не означает, что та часть деятельности или та деятельность, которые могут регулироваться деонтологией, всегда противоречат интересам, склонностям личности; они могут совпадать, и должное поведение может не только своими итогами, но и самим процессом доставлять личности удовольствие.
Основной категорией деонтологии является долг (греч. deon). Впервые понятие долга рассматривается Аристотелем, который трактует его как обычай, необходимость следования обычному поведению. В настоящее время долг – это важнейшая этическая категория. Он представляет собой выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями26. Должная регуляция может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда человек находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. Долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание личности непосредственно в процесс выбора поступков, а также ориентирующий человека на достижение социально и индивидуально значимых результатов.
В требованиях
долга находят отражение
Содержание морального долга как идеальное представление формируется как объективное рациональное, иногда противоположное чувственной склонности личности, ее эмоциям. Он содержит в себе самопринуждение, поскольку объективен, проистекает из законов морали и не всегда совпадает с установками личности и ее склонностями. Должное поведение, т.е. поведение в соответствии с деонтологическими принципами, имеет место, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга. Отсюда следует, что, базируясь на внешней по отношению к личности, объективной необходимости, должное поведение в конечном итоге детерминируется внутриличностными причинами. Иначе говоря, долг содержит в себе диалектическое единство объективной необходимости и субъективной активности человека. Поэтому деонтическая или деонтологическая регуляция поведения представляет собой более глубокий пласт морального сознания, нежели моральные потребности.
Самопринуждение как механизм реализации должного поведения не означает, однако, что должное поведение всегда сопровождается исключительно негативными эмоциями или иными негативными ощущениями личности. По И. Бентаму, выполнение долга может стать одним из источников удовольствия («чувство выполненного долга», удовлетворенность), с точки зрения результата выступающего как фактическая полезность процесса самопожертвования.
Ответственность личности перед кем-либо (в том числе и перед собой) за результаты ее деятельности формируется в процессе самой деятельности в результате присвоения ею социальных, профессиональных и групповых ценностей. Ответственность выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Она проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности, состоянием процесса или явления с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Внешний, формальный контроль личности за ходом процесса деятельности направлен в основном на соблюдение необходимых параметров процесса, тогда как внутренний, неформальный заключается в основном в саморегуляции его деятельности в соответствии с чувством долга. Идентификация личностью себя как активного субъекта деятельности приводит к возникновению субъективного чувства решающей зависимости конечного результата деятельности от ее индивидуальной активности, что побуждает личность изыскивать дополнительные средства, создавать условия для достижения намеченной цели, иногда вопреки здравому смыслу.
Долг является основной категорией деонтологии социальной работы. Смысл и содержание долга специалиста, место и роль деонтологии в профессионально-этической системе социальной работы составляют одно из основных направлений в этой области. Именно в деонтологии ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Введение понятия профессионального долга в социальной работе необходимо, поскольку от деятельности специалиста во многом зависит судьба его клиента, благополучие его коллег, профессии, а также опосредованно – судьбы общества и государства. Кроме того, далеко не все обязанности социального работника могут быть для него привлекательными; специалист ситуативно может быть не склонен выполнять тот или иной вид работы, общаться с тем или иным клиентом и т.п. Очевидно, что ни клиент, ни профессия, ни коллеги не должны зависеть от такого рода особенностей специалиста, его склонностей, настроения. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с клиентом должно организовываться качественно и профессионально. Значит, в определенных ситуациях специалисту необходимо принуждать себя к деятельности.
Долг как выступающее в качестве внутреннего переживания самопринуждение специалиста поступать в соответствии с требованиями профессионально-этической системы и строить свою профессиональную деятельность, отношения, поступки в соответствии с этими требованиями может обеспечить нормативное поведение. Должная (деонтологическая или деонтическая) регуляция может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда специалист находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. Например, эмоции, склонности, интересы предлагают вариант ненормативного поведения, сулящего большее удовольствие или меньшие индивидуально-эмоциональные переживания, в то время как интересы дела требуют, чтобы специалист подчинился им во что бы то ни стало. В этом отношении долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание специалиста непосредственно в процесс выбора поступков и обусловливает такое решение, которое является оптимальным с точки зрения достижения социально и индивидуально значимых результатов.
В требованиях профессионального долга в социальной работе находят отражение интересы различных субъектов. В первую очередь, это интересы общества и государства, заинтересованных в том, чтобы социальная работа как профессия выполняла возложенные на нее функции и достигала необходимого конечного результата. Группа клиентов также заинтересована в том, чтобы специалист добросовестно выполнял свои обязанности. Совокупная профессиональная группа и профессия в целом также заинтересованы в эффективной деятельности специалиста. Наконец, в требованиях долга представлены интересы самого специалист. Осознание и переживание этих интересов, выделение их них совпадающих с личными интересами специалиста приводит к возникновению и сознанию чувства долга. Долг выступает как форма регуляции поведения специалиста со стороны профессиональной группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности. Долг - одна из важнейших категорий профессионально-этической системы, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой, выполнение которых представляется обязательным для специалиста в силу внутренних причин, и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им среди множества определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.
В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и гуманистический характер профессионально-этической системы. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга детерминирует необходимость для социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями профессиональной морали.
Долг
как высокая нравственная необходимость,
ставшая внутриличностным источником
добровольного подчинения своей воли
задачам достижения, сохранения тех или
иных моральных ценностей, внутренне закономерно
связан с ответственностью, выражающей соответствие
моральной деятельности специалиста его
долгу с точки зрения его возможностей.
Если долг специалиста состоит в том, чтобы
в конкретной ситуации осознать и практически
выполнить требования профессиональной
морали, то ответственность определяется
с точки зрения выполнимости долга. Ответственность
специалиста характеризует его личность
с точки зрения нравственных требований,
предъявляемых к ней в части профессионально-
Руководствуясь
в своем поведении и
- свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе - от групповых до общественных - специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;
- сознательно, т.к. решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;
- добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и превалирующим мотиватором деятельности, и именно это обстоятельство
При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу - напротив, они дополняют друг друга.
Деонтология социальной работы включает в себя принципы: личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях; профессиональной компетентности специалиста; рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач; соответствия полномочий и ответственности; правовой регламентации деятельности; подотчетности; инициативы и творческого подхода; организованности и дисциплины; контроля и проверки исполнения; критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента; доверия и свободы действий как в отношении клиента, так и в отношении коллег; поощрения и наказания; и другие.
Обязанности специалиста в его повседневной профессиональной практике носят субъективно-объективный характер. Они существуют независимо от того, признает их социальный работник или нет, поскольку вытекают из самого факта включенности социального работника в профессиональную группу и профессиональную деятельность. Субъективность компонента обязанностей специалиста определяется тем, что он признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом и профессией к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.
Осознание
социальным работником своего профессионального
долга детерминирует его
высокий
профессионально-