Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Система отношений «социальный работник-клиент»  и «социальный работник-окружение  клиента» играет в социальной работе важнейшую роль. Эти отношения до некоторой степени детерминированы социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии социального работника, а социальный работник обязан оказывать помощь. Социальный работник по сути дела не имеет возможности выбирать клиента, а тем более его окружение; клиент же вправе требовать замены социального работника, если для этого есть основания. В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими,

Основное содержание профессионального  долга социального работника  по отношению к клиенту заключается  в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Основными требований профессионального долга социального работника в отношении клиента являются: уважение клиента как личности, поддержка и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения.

Особо следует  подчеркнуть такое требование, как  изучение внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь  человека принадлежит только ему  самому, является его неотъемлемой собственностью. Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемой, решая (или способствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром. Поскольку одной из целей социальной работы является способствовать полному раскрытию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, социальный работник обязан знать внутренний мир своего клиента и умело на него влиять. Однако, поскольку духовный мир человека - наиболее тонкая, деликатная часть его «я», грубое, бесцеремонное вторжение в него может привести к необратимым негативным последствиям. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям на основе уважения личности поможет социальному работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту.

При этом социальный работник всегда должен исходить из того, что каждый человек есть ответственная, сознательная личность. Это значит, его клиент, несмотря на то, что он обратился за помощью, признав собственную несостоятельность в решении некоторых вопросов, в значительной мере отвечает сам за себя. В соответствии с этическими принципами клиент вправе принимать решения о своей собственной судьбе, а значит, он должен нести за них ответственность. В таком подходе видна вся сложность взаимоотношений социального работника и его клиента, долга специалиста и его клиента: специалист профессионально подготовлен к своей деятельности, он обладает знаниями, навыками, опытом, имеет соответствующие полномочия и доступ к ресурсам. Его профессиональный долг – оказать клиенту необходимую помощь, используя все свои возможности и ресурсы. Клиент, напротив, не обладает знаниями, или навыками, его полномочия и ресурсы ограничены, казалось бы, он не должен принимать решения и нести за него ответственность. Однако это неверно. Задача социального работника в такой ситуации состоит в том, чтобы обеспечить возможность ответственного принятия клиентом решения, а значит, предоставить ему всю необходимую информацию о возможных способах решения проблемы, последствиях возможных решений, ресурсных затратах, преимуществах и недостатках каждого из возможных решений и т.п. В этом случае он вправе ожидать, что клиент, принимающий решение о своей судьбе, разделит со специалистом и ответственность за все последствия. Таким образом, долг социального работника позаботиться о благе клиента не противоречит ответственности клиента за самого себя.

Значительную  роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между социальным работником и социальным окружением клиента - его родными и близкими, друзьями и соседями. Специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т.е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения  и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания - профессиональный долг социального работника. Однако для плодотворного сотрудничества специалист должен объективно оценивать возможности социального окружения клиента, степень его сплоченности готовности включиться в совместную деятельность,  мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента, а также, что немаловажно, степень индивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма). Социальный работник обязан постоянно искать средства для повышения заинтересованности и возможности участия социального окружения в решении проблем клиента, выполнения отдельных этапов и разделов общей работы, формировать общественное мнение в пользу своего клиента. Создание крепкого, творчески работающего неформального коллектива, объединенного единством целей и задач - объективная потребность сотрудничества с социальным окружением клиента. Такой творческий коллектив, созданный усилиями социального работника с учетом мнения клиента, обладает большим потенциалом.

Вместе  с тем, социальный работник должен представлять те трудности, которые могут встретиться  в его работе с социальным окружением клиента. Не следует забывать, что  для некоторых членов окружения  деятельность по оказанию помощи клиенту не является должной и неизбежной, она для них лишь возможная сфера приложения сил. Кроме того, окружение клиента, видя в социальном работнике представителя официального института, обязанного на основании действующего законодательства выполнять свои функции в отношении клиента, может сознательно устраниться от совместной деятельности, рассчитывая на достаточность усилий специалиста. Для специалиста недопустимо делать родным и близким клиента упреки в невмешательстве в судьбу клиента, равнодушии, делать категоричные, скоропалительные заключения. В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие взглядов и мнений и отчуждение людей друг от друга, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества в интересах клиента и добиться добровольного участия в совместной деятельности.

Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он обязан выполнить долг перед самим собой. Свои обязанности социальный работник выполняет не только потому, что его деятельность нужна обществу, что она необходима клиентам, но и потому, что ему самому необходима именно эта профессиональная деятельность, поскольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. По мере развития личности социального работника у него вырабатывается специфическая потребность - потребность в получении высокой оценки своей профессиональной деятельности, своей личности и поведения, завоевании авторитета. Эта потребность в целом может быть выражена как потребность в уважении и признании со стороны социального окружения специалиста. Однако оценка качеств специалиста и завоевание им уважения и признания производится в соответствии с качеством его работы и во многом зависит от того, насколько полно социальный работник выполняет своей профессиональный и нравственный долг по отношению к клиентам, коллегам, обществу. Творческое, заинтересованное выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и личностное совершенствование - долг социального работника по отношению к самому себе.

Важнейший долг социального работника перед  самим собой -  поддержание своей  чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника - это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств. Помимо этого, честь и достоинство как качества личности являются отражением потребности социального работника в высокой самооценке и оценке со стороны окружающих и являются стимулом и мотивом профессионально нравственного поведения, основой для дальнейшего совершенствования как специалиста и личности.

Для специалиста как личности с  высокой нравственной ценностью  важны не только внешние проявления уважения к нему, общественное признание. Для высокоразвитой в духовном плане  личности не менее важно сознавать, что уважение и признание, авторитет в глазах окружающих являются объективно заслуженными, имеют основания.  Именно это обстоятельство - потребность в объективности и обоснованности оценки своих достоинств - и является основой совершенствования личности. Если специалисту достаточно не уважения к себе, а лишь внешнего его проявления; если он готов довольствоваться лишь видимостью авторитета, поскольку в силу своего служебного положения обладает возможностью влиять на судьбы людей; если ему достаточно своей власти над людьми для осознания себя как авторитетной и ценной личности - он никогда не станет хорошим специалистом, поскольку личные амбиции в отношении оценки окружающих и субъективная самооценка для него важнее, нежели действительная ценность его личности.

Честь и  достоинство социального работника  не даются ему вместе с профессией и служебным удостоверением, они  формируются в процессе его деятельности в постоянной работе над своими профессиональными  и морально-нравственными качествами и повышаются по мере профессионального и нравственного совершенствования специалиста. Они закономерно связаны с признанием и оценкой его со стороны общества, государства, клиентов и коллег. Объективной основой оценки специалиста является социальная полезность его профессиональной деятельности.

Честь и  достоинство социального работника  требуют в первую очередь объективности  в оценке самого себя - своих качеств, способностей и возможностей. Чрезмерное самомнение, завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являются качествами, отрицательно сказывающимися как на перспективах личностного роста, так и на качестве профессиональной деятельности. Такой специалист, считая процесс своего развития законченным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития. Это, в свою очередь, приводит к объективной утрате чести и достоинства социального работника.

Долгом  социального работника по отношению  к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Авторитет социального работника  может быть как формальным, так  и неформальным. Формальный авторитет  специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии и должности. Неформальный же авторитет является показателем моральной значимости и влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, мерилом абсолютной, вне зависимости от служебного положения, его ценности. Авторитет социального работника может быть основан только на действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка. Не следует рассчитывать на свой профессиональный статус как на условие, необходимое и достаточное для завоевания прочного авторитета. Завоевание авторитета - процесс длительный и трудный, однако есть одна особенность - чем меньше социальный работник думает об авторитете и чем больше - о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет. Борьба же за завоевание и укрепление своего авторитета как таковая может стать самоцелью, отвлекая силы от профессиональной деятельности, и привести социального работника к прямо противоположному результату - он утратит остатки авторитета в глазах окружающих.

 

Лекция 3. Деонтологические конфликты  в социальной работе

План лекции:

1. Единство и противоречия долженствования социального работника.

2. Деонтологические подходы к разрешению конфликтов

3. Роль деонтологического потенциала социальных служб

 

 

Социальная  работа в деонтологическом плане  имеет определенную специфику. Значимость социального результата деятельности, влияние социального работника  на судьбу человека требуют от него постоянной готовности и подготовленности к должному поведению, отношениям, действиям. Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в достижении целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деятельностью, конкретным коллективом и клиентом.

Такое общее  требование, предъявляемое профессией к личности социального работника, в свою очередь, потенцирует выработку  частных требований, которые в  конце концов очень жестко детерминируют  специалиста во всех отношениях. Однако это отнюдь не означает, что социальный работник должен быть личностью, всецело поглощенной непосредственной профессиональной практикой и только ею – в этом случае пострадают и он сам как личность, и профессия. Такой социальный работник мог бы скорее служить парадоксально безликим приложением к профессии, но не ее субъектом, а это, безусловно, не может не нанести ущерба как профессии, так и самому социальному работнику, клиентам, обществу. Социальный работник может и должен иметь свое собственное «я», быть разносторонней, внутренне богатой личностью, живущей полноценной жизнью, границы которой простираются за пределы профессиональной социальной работы – в противном случае ему нечего будет дать клиенту. И, во всяком случае, социальный работник в не меньшей степени, чем его клиент или любой другой человек, имеет право на счастье, развитие, устройство своей судьбы по собственному выбору. Таким образом, может развиться деонтологический конфликт между интересами клиента и интересами социального работника. Однако этот конфликт вполне может быть разрешен, поскольку между коренными интересами его участников нет сущностного противоречия; оно может носить лишь временный, ситуативный характер. В совершенствовании социального работника как профессионала и личности, в благополучии и гармоничности его собственной жизнедеятельности заинтересован не только он сам, но и профессия, и общество, и клиенты.  При этом конечно, специалист должен научиться сочетать ситуативные интересы профессиональные и личные, сделать их непротиворечивыми. Такое вполне возможно, если профессиональная деятельность соответствует склонностям специалиста.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"