Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Но деонтологические конфликты в социальной работе могут  возникнуть и в других сферах. Например, могут внешне противоречить друг другу интересы общества и клиента: клиент, безусловно, заинтересован в исчерпывающем разрешении своих проблем, в то время как общество в силу наличной ситуации может полагать (и опредмечивать свою позицию в нормативно-правовых актах), что такое полное разрешение проблем отдельного клиента возможно лишь в ущерб интересам других клиентов, целых социальных групп и всего общества, даже если интересы клиента не носят ненормативного характера. В этом случае социальный работник должен провести тщательный аксиологический анализ ситуации и на основании его результатов решить, что представляет собой большую ценность: ситуативное или непреходящее, общее или частное, материальное или духовное и т.п.

По итогам такого анализа следует сделать  максимально объективный выбор  в пользу ценностей более высокого ранга. Можно сказать заранее, что такой выбор будет в общем случае достаточно труден, и общий рецепт здесь предлагать не следует. Специалисту необходимо будет ориентироваться в каждой конкретной ситуации с учетом основных факторов, формирующих социальную и индивидуальную ситуации, ценностное отношение, профессионально-этические нормы и принципы и т.п.. В самом деле, трудно абстрактно заключить, что ценнее: материальные ценности общества или духовные ценности клиента, поскольку они тесно взаимосвязаны и в известной степени взаимообусловлены. Однако будучи компетентным в профессионально-этическом плане, специалист может правильно расставить акценты и разрешить конфликт. Поэтому так важна способность специалиста к профессиональному этико-аксиологическому анализу проблемной ситуации, его умение руководствоваться деонтологическими (а не деонтическими) принципами при разрешении конфликтов или выборе приоритетов деятельности. Владея навыками этико-аксиологического анализа и руководствуясь основными принципами деонтологии, этики и аксиологии социальный работник может разрешить конфликт.

Но сложность  разрешения деонтологических конфликтов состоит также и в том, что  социальный работник имеет, как и  любой человек, собственные, полученные в обыденной жизнедеятельности, представления о ценном и неценном, должном и недолжном. Помимо формальных профессиональных, специалист состоит во множестве неформальных связей и отношений, имеющих отношение к его профессиональной деятельности и обыденных. Как в обыденной жизнедеятельности, так и в профессиональной деятельности он может наблюдать множество примеров, когда в конфликтной ситуации личность пренебрегает своим долгом, и это не только не становится для нее трагическим, но и в определенных случаях приносит индивидуальный (а иногда даже и групповой) успех. Непрестижность и низкая ресурсная обеспеченность социальной работы также оказывают определенное влияние на формирование позиции специалиста в отношении должного. Все это усложняет деонтологический выбор специалиста, затрудняет выработку им конкретной позиции.

Можно предложить следующие подходы к выработке  специалистами позиции в отношении  обеспечения должного поведения.

1. Социальная работа – это не наказание; это профессия, которую индивид избирает самостоятельно и добровольно. Если его категорически не устраивает заработная плата, содержание работы, ее непрестижность или что-то еще – следует искать другую, более подходящую. Если все же по содержательным признакам выбрана профессиональная социальная работа, то отношение к ней должно быть ответственным, творческим а не формальным.

2. Социальная работа в силу своей специфики предъявляет повышенные требования к личностным качествам специалиста, которые, хотя и не являются нереальными и несправедливыми, все же обязывают специалиста быть во многих отношениях «идеальной» личностью, существенно отличающейся от личности обыденной. Это обстоятельство может стать своего рода «камнем преткновения» для личности, избравшей социальную работу в качестве постоянной профессиональной деятельности. Однако требование профессии к совершенствованию личностного облика специалиста не противоречит ни интересам личности, ни интересам общества, поэтому не может считаться фактором ограничения свободы социального работника.

3. Конфликт между интересами общества и профессиональной группы, клиента и профессиональной группы не должен решаться с позиций корпоративного («местечкового») эгоизма и псевдопатриотизма, поскольку этот путь ведет к утрате истинного предназначения профессии, замене его узковедомственными групповыми интересами и угасанию профессии, падению ее социальной значимости. Не следует забывать, что социальная работа конституирована как профессия, необходимая обществу, а не социальным работникам, значит, в общем случае конфликт может быть разрешен в пользу истинных интересов общества. Аналогичные рассуждения можно привести, рассматривая конфликт интересов общества и клиента.

4. Следует иметь в виду, что в целом истинные, коренные интересы клиентов, общества, профессии противоречить не могут: и те, и другие направлены на достижение индивидуального и общего блага человека и общества. Ситуативные же интересы могут порождать конфликт, но с позиций истинного блага их можно и должно регулировать. Долг социального работника здесь заключается в выработке наиболее рациональной позиции, ведущей к наибольшему благу участников конфликта, и именно с этой позиции следует определять приоритеты интересов и деятельности.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникает в связи с объективной  необходимостью повышения эффективности общественного развития, соответственно и обязанности социального работника (и функции социальной работы) являются отражением объективной социальной необходимости. Профессиональный долг специалиста - это те требования. которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистов в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Внешне содержание профессионального долга социального работника выступает как совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Осознание социальным работником своего  профессионального  долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого конкретного социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом. При определенных условиях объективный профессиональный долг социального работника становится фактически внутренним моральным долгом его как личности и как представителя профессии, т.е.  субъективируется. Моральный долг, как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек-среда», для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

В настоящее  время, когда социальная работа в силу объективных обстоятельств не может в полном объеме удовлетворить потребностей общества и отдельных категорий граждан в помощи и поддержке, большую роль играет деонтологический потенциал социальных служб. Его реализация способствует сглаживанию извечного противоречия между сущим и должным (например, между фактическим состоянием формальной ресурсной базы профессиональной социальной работы и насущными потребностями клиентов в помощи и защите). Чувство долга перед клиентами и обществом заставляет работников социальных служб искать и находить источники неформальных ресурсов: спонсорские средства, участие знакомых и коллег, привлечение к решению проблем представителей общественных организаций и т.п. и добиваться тем самым улучшения результатов совокупной деятельности. Можно видеть, что долг и должные отношения могут стать существенным фактором повышения эффективности социальной работы и одним из действенных средств и одновременно условий разрешения наиболее острых социальных проблем.

 

 

Перечень примерных контрольных вопросов по теме 5

1. Сущность, происхождение и эволюция  категорий «деонтология», «долг»

2. Место и роль деонтологии в  системе этики социальной работы

3. Основные аспекты долга социального  работника

4. Сущность и механизмы деонтологической и деонтической детерминации поведения и действий

5. Долг и ответственность: взаимосвязь  и взаимовлияние

 

Перечень  примерных заданий для самостоятельной  работы по теме 5 (тематика рефератов, контрольных  работ и докладов)

1. Ценность долга и должных отношений в социальной работе

2. Роль деонтологического потенциала  социальных служб

3. Механизмы формирования деонтологических  представлений и чувства долга  социального работника

 

 

Примерный перечень вопросов к зачету по теме 5

Понятие и сущность деонтологии социальной работы

 Место и роль деонтологии  в профессионально-этической системе  социальной работы

 Деонтологические принципы  в социальной работе

Функции деонтологии социальной работы

Понятие, сущность и содержание профессионального  долга социального работника

Долг и ответственность социального  работника перед обществом и  государством

 Долг и ответственность социального  работника перед самим собой

Профессиональный долг и гражданский  долг социального работника: общее  и особенное

 

Литература

 

Основная

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарика, 1998.
  2. Котов Д.П. Профессиональный долг. - М.: Мысль, 1979.
  3. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  4. Миренков В.И. Профессиональный долг. - Л.: Знание, 1986.
  5. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М.: Социальное здоровье России, 1993.
  6. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
  7. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. - Киев: Вiща школа, 1983.
  8. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М.: КЛЮЧ-С, 1999.

 

Дополнительная

Гусейнов А.А. Золотое правило  нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1988.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.

 Социальная работа. Российский  энциклопедический словарь. Под ред. Жукова В.И. - М.: Союз, 1997.

Холостова Т.В. Этическое воспитание. - Л.: Знание, 1970.

Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации  и психологические установки  в профессиональной подготовке социального  работника. // Российский журнал социальной работы. 1997г., №1/5.

Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т.3. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Профессионально-этические требования

к профессиограмме социального работника

 

Тема 6. Профессионально-этические требования

к профессиограмме социального работника

 

В данной теме представлены и обоснованы основные профессионально значимые требования к качествам личности профессионального социального  работника и диалектика их формирования. Показаны основные детерминанты и компоненты профессионального этико-аксиологического сознания, их взаимовлияние и противоречивость.

Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника

План лекции:

1. Понятие гуманистической направленности личности социального работника

2. Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания

3. Место и роль этико-аксиологической подготовки профессионального социального работника в профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений

 

Личность  социального работника имеет  огромное значение в процессе профессиональной деятельности и реализации социально-значимых гуманистических ценностей. От ценностной ориентированности личности, ее этических  убеждений и потребностей зависит не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, качество и направленность социального прогресса. Однако в настоящее время профессиональная группа социальных работников по некоторым причинам не достаточно эффективно выполняет эти свои функции. Недостаточно высокий престиж и статус социальной работы, низкий уровень заработной платы специалистов приводят к тому, что профессия социального работника не пользуется большой популярностью в обществе. Это порождает определенные трудности с кадровым обеспечением социальных служб и создает условия для проникновения в социальную работу случайных людей, рассматривающих свое включение в эту деятельность как печальную необходимость, вызванную неблагоприятной социально-экономической ситуацией в обществе. При соответствующих благоприятных обстоятельствах эти люди из социальной работы уйдут, но в настоящий момент они, несомненно, оказывают определенное влияние на ее содержание и результаты, и это влияние не всегда может быть расценено как позитивное.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"