Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
В связи
с вышесказанным следует
Этику социальной работы можно определить как теорию профессиональной морали специалистов в области социальной работы, систему идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, требований к личности специалиста, отражающих сущность и специфику профессии и обеспечивающих те взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда, которые вытекают из содержания их профессиональной деятельности и могут быть систематизированы в профессиональный этический кодекс социального работника. Профессиональная этика социальной работы вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Объектом изучения этики социальной работы, по аналогии с общей философской и профессиональной этикой, выступает профессиональная мораль специалистов, складывающаяся под влиянием социальной действительности, профессиональной деятельности и направленного влияния на личность специалиста, ее бытие и развитие. Ее предметом являются возникающие в процессе работы этические отношения социальных работников между собой, с клиентами (группами клиентов), их социальным окружением, с представителями различных органов и учреждений и с обществом в целом, а также этическое сознание и этические действия специалистов в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей и их этический опыт. Цель этики социальной работы - обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности, а ее основная задача - нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей.
Основой
профессиональной этической системы
социальной работы, наряду с сущностью,
смыслом и содержанием
Функции
как важнейший структурный
Эти функции
детерминируют внешнее
Эти функции нацелены главным образом на внутреннюю регламентацию и этический контроль самого процесса деятельности, определяющего в конечном итоге результаты социальной работы. Особое значение в этой группе имеет превентивная функция, имеющая целью предупреждение и исключение нарушений специалистами норм и принципов профессиональной этики, а также регулятивная, призванная обеспечить нормативность деятельности социального работника в пределах профессиональной этической системы.
Эта группа функций наиболее значима для субъектов и объектов деятельности, поскольку затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу, способствует формированию профессионально необходимых и значимых качеств личностно-нравственного облика специалиста, его социализации и воспитанию как достойного представителя профессиональной группы.
Независимо от степени, уровня и формы воздействия (прямо или опосредованно) функций этики социальной работы на конечный результат деятельности и на общество, его состояние, благополучие, стабильность и развитие, все они являются социально значимыми и их многообразие обусловлено теми сложными целями и задачами, которые призвана решать социальная работа в обществе. Деление функций этики социальной работы на указанные группы является довольно условным, поскольку каждая из них в процессе практической деятельности несет в себе и социальную, и профессионально-практическую, и нравственно-гуманистическую компоненту, а следовательно, имеет и соответствующую значимость. Однако в указанных группах функции дифференцированы по признаку наибольшей значимости для социума, или профессиональной группы, или клиентов и направленности на решение определенной группы взаимосвязанных профессиональных задач.
В практике
повседневной деятельности профессиональная
этика опосредуется как совокупность
общих и специфических
Общие нормы профессиональной этики в социальной работе выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальная норма, которой при этом должен руководствоваться социальный работник - «главное, не навреди» («primum non nocere» - изречение, приписываемое Гиппократу), должна быть эталоном для сверки всех действий в отношении клиента. Она включает в себя все принципы профессиональной этической системы, и, в свою очередь, включена в каждый из принципов как его неотъемлемая составная часть. Частные нормы профессиональной морали социального работника раскрывают специфику профессиональной деятельности, заключенную в той или иной общей норме. Они обобщают лишь какую-либо группу идентичных отношений специалиста к субъекту отношений, ограниченную сходством ситуаций, а следовательно, до некоторой степени детерминирует и схему действий социального работника.
Мораль (от лат. moralis) профессиональной группы социальных работников, являясь формой их коллективного ценностного сознания, характеризует способы их поведения в формальных и неформальных ситуациях и является отражением нравственных отношений в обществе и профессиональной группе. В сфере профессиональной социальной работы нравственные отношения определяют в значительной степени те профессиональные обязанности, которые возложены на специалистов по роду их деятельности. Эти нравственные отношения характеризуют содержание профессиональной морали в социальной работе. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; этических принципов, лежащих в основе социальной работы в качестве основных, руководящих правил деятельности, которым подчиняется вся деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и постоянно развивать субъекты деятельности в себе и транслировать их на клиентов и общество в целом, и постоянного самоконтроля и взаимного контроля специалистов в процессе их деятельности.
Этическая система социальной работы содержит моральные правила - конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе своего труда в отношении субъектов социальной работы. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику общественного развития и прогресса, развития системы социальной защиты населения, трансформации условий жизнедеятельности клиентов социальных служб и населения в целом и постоянно обогащаются новым смыслом и содержанием. Вместе с тем, этика социальной работы отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся исторически в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и профессиональной социальной работы.
Важнейшей составной частью этической системы социальной работы являются принципы, представленные наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.
Поскольку деятельность
социального работника
Все принципы этики профессиональной социальной работы имеют большое значение в практической повседневной деятельности специалиста, однако в настоящее время в ряду принципов особого внимания заслуживает принцип превентации в связи с возрастанием его роли в условиях нестабильности социального бытия.
Принципы этики социальной работы не могут носить абсолютного характера. В случае, если они в конкретной ситуации приходят в противоречие друг с другом, конфликтная ситуация должна быть разрешена на основе принципов общей этики. Они не должны быть самодовлеющими и в том случае, если они в определенных ситуациях приходят в противоречие с принципами общей этики и речь может идти об ущемлении интересов общества. Предпочтение, отдаваемое в разрешении нравственных конфликтов принципам общей этики, обусловлено объективно. Как клиент, так и социальный работник являются членами общества, вследствие чего должны следовать его законам - действия всего общества и каждого его члена должны быть направлены на то, чтобы общество в целом и каждый конкретный индивид чувствовали себя максимально комфортно, но при этом без ущемления интересов друг друга. Возможны, однако, и иные решения. Например, если общество живет по антигуманным законам и общественная мораль носит явно античеловечный характер, то конфликт может быть разрешен на основе принципов профессиональной этики в пользу гуманизма. Полное игнорирование норм и принципов профессиональной этики в конечном счете может привести к тому, что деятельность специалиста утратит свой гуманистический смысл и трансформируется в формальные, хотя, может быть, и верные с точки зрения потребностей социума действия по поддержанию жизнедеятельности отдельных индивидов. Таким образом, нормы и принципы профессиональной этики в социальной работе поддерживают неизменными гуманистический смысл и содержание этого специфического вида социальной деятельности и, в свою очередь, поддерживаются господствующей в обществе системой морали, традициями профессиональной деятельности, личными убеждениями, воспитанием и профессиональной подготовкой специалистов, общественным мнением как профессиональной группы социальных работников, так и их клиентов и общества в целом.