Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Формирование  этико-аксиологического сознания должно осуществляться с использованием всех возможных и необходимых подходов и соответствующих методов воздействия, поскольку именно оно является необходимым базисом для формирования и развития профессионально-значимых качеств личности специалиста. Формирование специалиста, его профессионального этико-аксиологического сознания представляет известную трудность вследствие того, во-первых, что это, как правило, уже вполне сложившаяся личность и, во-вторых, вследствие того, что помимо направленного воздействия в процессе профессионального воспитания, он испытывает существенное стихийное (а иногда и системное и направленное) влияние со стороны социальной и профессиональной среды. Помимо этого, специалист, в силу естественного стремления нормального человека к совершенствованию, самостоятельно приобретает знания и навыки, формирует самого себя, причем самосовершенствование специалиста может осуществляться как на научно обоснованной и профессионально-значимой основе, так и отчасти под влиянием средовых факторов.

Таким образом, в качестве основных факторов, оказывающих  наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:

  • среда (социальная и профессиональная). Она выступает как естественное и необходимое условие жизнедеятельности и профессиональной деятельности людей и в то же время как продукт их совокупной деятельности. В начале своего жизненного пути индивид принимает социальную среду как данность, как нечто внешнее, будучи в основном объектом социальной среды и не ощущая в полной мере своей включенности в нее. Социальная среда в этом случае есть результат совокупной деятельности предшествующих поколений людей. По мере взросления и развития личность, приобретая субъектные качества, не только по-новому оценивает среду, признавая ее изменчивость как объекта и результата деятельности человека но и, в качестве субъекта деятельности, оказывает более или менее существенное личное воздействие на среду, совершенствуя ее для более полного удовлетворения своих потребностей. Аналогичным образом, профессиональная среда в начале профессиональной деятельности выступает как результат предшествующей деятельности общества и профессиональной группы и одновременно субъект воздействия на сознание социального работника. По мере становления профессионализма специалиста, среда, частично сохраняя субъектные качества, все в большей степени становится объектом его воздействия.
  • воспитание личности как процесс целенаправленного, сознательного, систематического и системного воздействия общества и профессиональной группы на индивида с целью формирования у него определенных личностных и профессионально-значимых качеств, мировоззрения, уровня физического интеллектуального и иного развития, соответствующих общественным потребностям и потребностям профессии. В этом отношении профессиональная группа (в том числе и учебный коллектив) играет огромную роль в формировании личностного и профессионального сознания, приобщая будущего специалиста к системе профессиональных знаний, формируя его этико-аксиологическое профессиональное сознание и способствуя развитию и совершенствованию таких качеств личности, которые в дальнейшем станут гарантом его успешной профессиональной деятельности, а значит, будут способствовать повышению эффективности социальной работы, решению важнейших социальных проблем.
  • самосовершенствование личности специалиста (будущего специалиста), которое, с одной стороны, является  результатом осмысления внешнего воздействия, источником которого является социальная жизнь и профессиональная деятельность, а с другой - результатом относительно автономной интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого человека как личности и специалиста. В этой связи большое значение приобретает самостоятельная образовательная и нравственная деятельность личности, в процессе которой она не только приобретает новые, необходимые  знания, но и, самое главное, приобретает навыки этико-аксиологического мышления и анализа, необходимые специалисту в повседневной обыденной и профессиональной деятельности.

Все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность учебного заведения, направленная на формирование личности будущего специалиста, который, приступив к профессиональной деятельности, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них - на все общество. Нравственная педагогика в этом смысле является важнейшей формой деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование личности будущего социального работника.

Исторически возрастающая роль личных стимулов и  мотивов в регулировании общественного  поведения вызывает постепенное  перемещение контроля за деятельностью  в сознание личности, вследствие чего закономерно возрастает роль системы  индивидуального воспитания специалиста с целью формирования социально значимой внутренней детерминации, чувства личной ответственности за результаты жизнедеятельности вообще и профессиональной деятельности в частности. При этом, конечно несомненна роль внешних по отношению к личности регулирующих факторов, таких, как право, общественная мораль, ценностные ориентиры общества, государства, социальной группы и другие, причем общество и государство стремятся обеспечить контроль за соблюдением требований основных регулирующих систем. Но социальная работа как вид профессиональной социальной деятельности во многом неподвластна какому бы то ни было внешнему контролю: специалист и его клиент значительную часть времени взаимодействия и общения находятся наедине друг с другом, и процесс их совместной деятельности может быть проконтролирован лишь опосредованно, на основе оценки конечного результата и некоторых субъективных показателей. Вследствие этого большую значимость приобретают качества личности специалиста, его этико-аксиологические ориентации и установки, выполняющие функцию важнейшего регулятора смысла, содержания и качества их общения и взаимодействия.

Профессионально-этическое  сознание социального работника  является многоуровневым и может  быть представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и  потребностей.

Этико-аксиологические знания представляют собой основы знаний этики, аксиологии, в том числе и в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обучения  в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что знание этики и аксиологии еще не означают моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность - они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах этики и аксиологии, в том числе и профессиональной, но не считать для себя обязательным следовать их требованиям.

Этико-аксиологические убеждения - это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей. Наличие этико-аксиологических убеждений свидетельствует о более высоком уровне развития личностного сознания специалиста, поскольку они  основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей этических норм и ценностей, поверке их социальной практикой и жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных. Наличие этико-аксиологических убеждений определяет теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, является основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы, поскольку они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность. Однако относительно практики этико-аксиологические убеждения социального работника также обладают относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда личности приходится действовать вопреки своим убеждениям: ситуативно могут возникнуть причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со своими убеждениями.

Этико-аксиологические потребности – их наличие характеризует наивысшую степень развития сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики, организации деятельности с целью реализации этических ценностей. Когда соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится внутренней потребностью личности, оно способно организовать все ее волевые и эмоциональные качества, направить усилия на решение проблем именно с точки зрения профессиональной этики и аксиологии. В этом случае соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации ею своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства, мерилом добра и зла. Руководствуясь своими этико-аксиологическими потребностями, специалист не может совершить действия, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.

Нравственность  социального работника как личности всегда подвергается воздействию принятых в практике данного трудового  коллектива профессионально-этических норм поведения, причем специалист не просто усваивает их как определенный идеал, но и постоянно сопоставляет с реальной действительностью, повседневной практикой. Эти обобщения, в свою очередь, воздействуют на содержание профессиональной морали, корректируя его. Роль профессиональной морали велика в формировании нравственных знаний, убеждений и потребностей социального работника. Она помогает ему сопоставить собственные нравственные позиции с теми, которых ожидают от него как представителя профессии, помогает ориентироваться в многообразии моральных требований и предписаний.

Таким образом, профессионально-этические знания, убеждения и потребности безусловно связаны с практической деятельностью, однако в различной степени детерминируют  ее. Наиболее жесткая и устойчивая связь наблюдается в случае формирования у специалиста профессионально-этических потребностей. Теоретическое изучение будущим или уже состоявшимся специалистом объективных социальных и профессиональных ценностях может оказаться явно недостаточным: моральная проповедь становится бессильной, если ее содержание и требования не совпадают с реальными интересами человека и опровергаются социальной реальностью. Более того, такой схоластический подход может привести к прямо противоположному результату: социальный работник, сравнив теорию с социальной практикой, может сделать вывод о том, что в социальной работе, как и в других видах профессиональной и обыденной деятельности, царит так называемая «двойная мораль», в соответствии с которой декларируются общечеловеческие гуманистические ценности, но реализуются иные, иногда - прямо противоположные. Может быть даже сделан вывод, что такого рода «двойная мораль» является общепризнанной нормой, вследствие чего профессионально-этические ценности могут не являться для него действенным мотиватором. Поэтому процесс формирования этико-аксиологического сознания специалиста должен включать в себя не только изучение профессионально-этических ценностей как таковых, но и практическую демонстрацию ценностных трансверсий, дилемм, конфликтов и т.п. с тем, чтобы в профессиональной практике специалист не оказался в ситуации ценностного хаоса, но напротив, свободно ориентировался в условиях ценностного противоречия и умел разрешать ценностный конфликт. Процесс формирования морального и ценностного сознания должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение специалистом знаний в области этики и аксиологии, сколько на формирование его ценностных и моральных убеждений и потребностей, достаточно жестко детерминирующих его деятельность.

Безусловно, смысл профессиональной деятельности оказывает формирующее воздействие  на личность специалиста, однако следует  при этом учитывать, что подавляющее  большинство нынешних социальных работников не имеют специального профессионального образования, вследствие чего их осмыслению подвергается не столько смысл деятельности и ее результаты, сколько конкретное содержание выполняемой работы и используемых при этом форм и методов, качество и содержание конечного результата, в настоящее время весьма далеких от совершенства. Иными словами, в профессиональном сознании происходит подмена смысла деятельности ее реально существующими формами и видами, ее сущностных целей - сиюминутными практическими задачами. Кроме того, системный кризис в России отрицательно сказывается на возможности реализации потенциала социальной работы, вследствие чего это ее реальное состояние с учетом недостаточной (или полностью отсутствующей) теоретической подготовленности специалиста может быть принято за должное, единственно возможное  или, по крайней мере, за вполне достаточное в современных условиях.

В таких  обстоятельствах ценностные трансверсии  представляются неизбежными: например, если деятельность направлена на частичное  жизнеобеспечение, поддержание физического существования, ценность человека может быть интерпретирована как ценность его жизни, причем жизнь будет восприниматься как физиологический статус человеческого организма. Опыт собственной жизнедеятельности социального работника в условиях системного кризиса также может привести его к аналогичному выводу. Поэтому очевидно, что кризисные явления, ценностный хаос и аномия в российском обществе не только не могут не сказаться на ценностных ориентациях специалистов, но и накладывают весьма существенный отпечаток на содержание реально реализуемой профессиональной системы ценностей, до некоторой степени детерминируя перспективы развития социальной работы как профессиональной социальной деятельности. Взаимовлияние и взаимопроникновение разнообразных ценностных систем и иерархий образует противоречивую иерархию ценностей современной российской профессиональной социальной работы, реализуемую в практической деятельности и отчасти привносимую специалистами в общие теоретические, аксиологические и этические основания профессиональной деятельности.

 

 

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста  социальной работы

План лекции:

1. Проблемы развития и становления личности социального работника.

2. Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника.

3. Профессионально-этические критерии пригодности в социальной работе

 

Разрешение  ценностного противоречия в пользу научно обоснованных профессионально-этических  ценностей, которые в условиях современной  России могут быть наиболее полно  представлены системой гуманистических  ценностей, имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку определяет смысл и содержание профессиональной социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности на уровне теории и эффективность социальной работы на практике. Следовательно, усвоение и присвоение специалистом системы профессионально-этических ценностей становится в современных условиях важнейшим фактором прямой и опосредованной гуманизации общественных отношений, необходимым условием социального прогресса. Вследствие этого правомерны особые требования к профессионально-значимым качествам личности специалиста.

Очевидно, что формирование тотально идеальной  личности вообще возможно лишь в соответствующих  идеальных условиях, поскольку знания о должном не станут убеждениями и тем более не опосредуются в потребностях, если индивидуальный и социальный опыт человека будет постоянно опровергать их. Более того, будучи все же сформированной, такая идеальная личность может оказаться в определенных конкретно-исторических условиях неконкурентоспособной, нежизнеспособной, что может привести к ее социальному краху и личностной депривации. Например, альтруизм в своих крайних проявлениях может означать постоянное самоотречение и полное пренебрежение личностью собственными интересами  в пользу интересов других личностей, что, в конце концов, может привести к манипулированию ею и ее обезличиванию на фоне полного самоотречения. Тем не менее, это не значит, что в нынешних условиях следует опираться лишь на знание социальным работником профессионально-этических императивов. Особенности их интерпретации существенно зависят от личностных качеств специалиста, черт его характера. Неповторимость ситуации, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом профессионально-этических норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой синтеза теории и практики. Таким образом, поведение, отношения и действия социального работника должны детерминироваться вполне определенными качествами его личности, основными из которых следует считать:

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"