Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Формирование этико-аксиологического сознания должно осуществляться с использованием всех возможных и необходимых подходов и соответствующих методов воздействия, поскольку именно оно является необходимым базисом для формирования и развития профессионально-значимых качеств личности специалиста. Формирование специалиста, его профессионального этико-аксиологического сознания представляет известную трудность вследствие того, во-первых, что это, как правило, уже вполне сложившаяся личность и, во-вторых, вследствие того, что помимо направленного воздействия в процессе профессионального воспитания, он испытывает существенное стихийное (а иногда и системное и направленное) влияние со стороны социальной и профессиональной среды. Помимо этого, специалист, в силу естественного стремления нормального человека к совершенствованию, самостоятельно приобретает знания и навыки, формирует самого себя, причем самосовершенствование специалиста может осуществляться как на научно обоснованной и профессионально-значимой основе, так и отчасти под влиянием средовых факторов.
Таким образом, в качестве основных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:
Все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность учебного заведения, направленная на формирование личности будущего специалиста, который, приступив к профессиональной деятельности, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них - на все общество. Нравственная педагогика в этом смысле является важнейшей формой деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование личности будущего социального работника.
Исторически
возрастающая роль личных стимулов и
мотивов в регулировании
Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и может быть представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей.
Этико-аксиологические знания представляют собой основы знаний этики, аксиологии, в том числе и в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что знание этики и аксиологии еще не означают моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность - они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах этики и аксиологии, в том числе и профессиональной, но не считать для себя обязательным следовать их требованиям.
Этико-аксиологические
Этико-аксиологические
Нравственность
социального работника как
Таким образом,
профессионально-этические
Безусловно,
смысл профессиональной деятельности
оказывает формирующее
В таких обстоятельствах ценностные трансверсии представляются неизбежными: например, если деятельность направлена на частичное жизнеобеспечение, поддержание физического существования, ценность человека может быть интерпретирована как ценность его жизни, причем жизнь будет восприниматься как физиологический статус человеческого организма. Опыт собственной жизнедеятельности социального работника в условиях системного кризиса также может привести его к аналогичному выводу. Поэтому очевидно, что кризисные явления, ценностный хаос и аномия в российском обществе не только не могут не сказаться на ценностных ориентациях специалистов, но и накладывают весьма существенный отпечаток на содержание реально реализуемой профессиональной системы ценностей, до некоторой степени детерминируя перспективы развития социальной работы как профессиональной социальной деятельности. Взаимовлияние и взаимопроникновение разнообразных ценностных систем и иерархий образует противоречивую иерархию ценностей современной российской профессиональной социальной работы, реализуемую в практической деятельности и отчасти привносимую специалистами в общие теоретические, аксиологические и этические основания профессиональной деятельности.
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы
План лекции:
1. Проблемы развития и становления личности социального работника.
2. Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника.
3. Профессионально-этические критерии пригодности в социальной работе
Разрешение ценностного противоречия в пользу научно обоснованных профессионально-этических ценностей, которые в условиях современной России могут быть наиболее полно представлены системой гуманистических ценностей, имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку определяет смысл и содержание профессиональной социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности на уровне теории и эффективность социальной работы на практике. Следовательно, усвоение и присвоение специалистом системы профессионально-этических ценностей становится в современных условиях важнейшим фактором прямой и опосредованной гуманизации общественных отношений, необходимым условием социального прогресса. Вследствие этого правомерны особые требования к профессионально-значимым качествам личности специалиста.
Очевидно, что формирование тотально идеальной личности вообще возможно лишь в соответствующих идеальных условиях, поскольку знания о должном не станут убеждениями и тем более не опосредуются в потребностях, если индивидуальный и социальный опыт человека будет постоянно опровергать их. Более того, будучи все же сформированной, такая идеальная личность может оказаться в определенных конкретно-исторических условиях неконкурентоспособной, нежизнеспособной, что может привести к ее социальному краху и личностной депривации. Например, альтруизм в своих крайних проявлениях может означать постоянное самоотречение и полное пренебрежение личностью собственными интересами в пользу интересов других личностей, что, в конце концов, может привести к манипулированию ею и ее обезличиванию на фоне полного самоотречения. Тем не менее, это не значит, что в нынешних условиях следует опираться лишь на знание социальным работником профессионально-этических императивов. Особенности их интерпретации существенно зависят от личностных качеств специалиста, черт его характера. Неповторимость ситуации, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом профессионально-этических норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой синтеза теории и практики. Таким образом, поведение, отношения и действия социального работника должны детерминироваться вполне определенными качествами его личности, основными из которых следует считать: